|
12.
Огневое
нападение
1. Сунь-Цзы
сказал: огневое нападение
бывает пяти видов: первое,
когда сжигают людей; второе,
когда сжигают запасы; третье,
когда сжигают обозы; четвертое,
когда сжигают склады; пятое,
когда сжигают отряды.(1)
2. При
действиях огнем необходимо,
чтобы были основания для них.
Огневыми средствами
необходимо запастись заранее.
Для того чтобы пустить огонь,
нужно подходящее время; для
того чтобы вызвать огонь, нужен
подходящий день. Время - это
когда погода сухая; день - это
когда луна находится в
созвездиях Цзи, Би, И, Чжэнь.
Когда луна находится в этих
созвездиях, дни бывают
ветреные.
3. При огневом
нападении необходимо
поддерживать его
соответственно пяти видам
нападения: если огонь возник
изнутри, как можно быстрее
поддерживай его извне; если
огонь и возник, но в войске
противника все спокойно,
подожди и не нападай. Когда
огонь достигнет наивысшей
силы, последуй за ним, если
последовать можно; если
последовать нельзя, оставайся
на месте. Если извне пустить
огонь можно, не жди кого-нибудь
внутри, а выбери время и пускай.
Если огонь вспыхнул по ветру,
не производи нападение из-под
ветра. Если ветер днем
продолжается долго, ночью он
стихает.
4. Вообще в
войне знай про пять видов
огневого нападения и всеми
средствами защищайся от ник.
Поэтому помощь, оказываемая
огнем нападению, ясна. Помощь,
оказываемая водой нападению,
сильна. Но водой можно
отрезать, захватить же ею
нельзя.
Если желая
сразиться и победить, напасть и
взять, не прибегаешь при этом к
действию этих средств,
получится бедствие; получится
то, что называют "затяжными
издержками". Поэтому и
говорится: просвещенный
государь рассчитывает на эти
средства, а хороший полководец
их применяет.
5. Если нет
выгоды, не двигайся; если не
можешь приобрести, не пускай в
ход войска; если нет опасности,
не воюй. Государь не должен
поднимать оружие из-за своего
гнева; полководец не должен
вступать в бой из-за своей
злобы. Двигаются тогда, когда
это соответствует выгоде; если
это не соответствует выгоде,
остаются на месте. Гнев может
опять превратиться в радость,
злоба может опять превратиться
в веселье, но погибшее
государство снова не
возродится, мертвые снова не
оживут. Поэтому просвещенный
государь очень осторожен по
отношению к войне, а хороший
полководец очень остерегается
ее. Это и есть путь, на котором
сохраняешь и государство в
мире и армию в целости.
|
|