ПРЕССА      galactic.org.ua

     ЖУРНАЛ "КИТАЙ КЛУБ"  2 - 1997

 

ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

Беседы с Му Ванченом
(публикация Юрия Коваленко)

После дождя в горном пейзаже    
открываешь новую красоту    
В ночной тишине звук колокола    
особенно чист    

Искусство тайцзицюань развивается с незапамятных времен. Каждое движение или позиция в тайцзицюань имеют свой глубокий смысл и делать упор только на боевое искусство, значит, упускать самый важный аспект тайцзицюань - отшлифованную веками философию.

"В древности были люди, знания которых были совершенны. В чем состояло это совершенство? В том, что они считали, что мир бытия не существовал с самого начала. Это знание столь совершенно и глубоко, что к нему нечего добавить".

1. Тишина "абсолютного небытия" УУ составляет великое единство тьмы хаоса. Свет вступил в это абсолютное небытие и отступил, растерявшись: "Я могу быть и не быть, но не могу абсолютно не быть. Абсолютное небытие так тонко, что невозможно следовать!"
Нет безмолвному Свету очертаний в чистоте "пустоты небытия" Сюй У. Нет места широте, глубине в Сюй "пустоте". Прозрачно. Не слышно звука. Нечего схватить, нет опоры, нет каких-либо форм и границ. Ни измерить, ни рассчитать.
Совершенством наполнено "беспредельное", "не имеющее центра" У Цзи "неразделенное". Нет каких-либо форм и границ. Все готово исполнится "не имея стремлений" - У Вэй . Рождается корень "бытия и небытия" Ю У .
"Изначальная энергия" - Юань Ци проявляет "великий импульс" Тай Цзи "величайший предел", "величайшего центра".
Нарастает движенье "изначальной энергии" - И Ци, проявляясь в Инь - "слабых", Ян -"сильных" началах. Инь отстало от Ян. Тяжесть темной "земли" собирается к Инь. Ян легчайшее, светлое "небо" раскрыл. Энергии Ци сочетая Инь и Ян воплощают мир "бытия" - Ю.

Ю питается Ян и Инь
Инь - Ян из Тай Цзи
Тай Цзи проявляется из У Цзи
У Цзи от  Сюй
Сюй следует из СюйУ
СюйУ  от УУ
Всюду Дао

2. В системе взглядов древних китайцев существовало представление о планах бытия, которые обычно недоступны восприятию человека. Среди людей были такие, чей ум не раздваивался - "врожденный ум" Шэн Чжи, и они могли воспринять то, что вверху -"небо", и то, что внизу -"землю". Жертвуя собой, своей энергетической сущностью они наполнялись "божественным просветлением" Шень Мин.

"...божественный свет, спускался вниз, и мужчины внутрь которых он попадал, назывались Си, а женщины У. ...это позволяло устанавливать места при жертвоприношениях и порядок их расположения, определять жертвенных животных, посуду и одежду ... назначать начальников обрядов и жертвоприношений..." (Го Юй)

Комплексы действий, способствующие обретению Шень Мин, сформировали "церемонии", "ритуалы", "этические нормы" Ли.

"...жертвы сопровождаются музыкой» и танцами, и тогда божества могут принять эти жертвы и церемонии в их честь..." (Ши Цзи)
"Под древнюю музыку танцующие вместе двигаются вперед, вместе идут назад, движения гармоничны и правильны... Эта музыка и танцы сопровождали жертвы в храмах..." (Ши Цзи)

Люди архаики были убеждены, что в процессе ритуала они восстанавливают связи с непроявленными планами мироздания. Архаическое общество формировалось по типу единой семьи и основу его развития определяет стремление к "согласованности", "гармонии" Хэ.

Этика, разработанная в этом обществе, охватывает не только отношения между людьми, но прежде всего отношения ко всему сущему.

3. В процессе развития государственности, опыт древности переосмысляется и используется каждой группой общества в своих интересах. Символическая форма семьи переносится на государственный аппарат, философские школы, религиозные течения, тайные общества. В их среде разрабатываются собственные доктрины. Изначальные способности человека, вступая в противоречия с узконаправленными интересами групп, перемещаются на периферию сознания, уступая место навыкам -"разумности", "пониманию", "мудрости" Чжи, как наиболее желанным. Восприятие теряет первоначальную целостность. Осознание самого себя и окружающего мира дробится.

"Тот, кто обладает врожденными знаниями, стоит выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению..." (Лунь Юй)

Ритуал, как способ гармонизации отношений со всем сущим, подменяется имитациями, преследующими уже другие цели. Усложняются техники и растет число таких имитаций. Каждая группа вырабатывает свои способы коммуникаций, свои ритуалы.

"...в каждой семье появились шаманы и людьми назначенное лицо, занимающееся жертвоприношениями..." (Го Юй)

Древние ритуальные практики продолжают развиваться в среде независимых "отшельников" СяньЖэнь, целителей - магов "ведающими направлениями" Фан Ши, даосов Дао Ши. Из этой среды распространилось искусство тайцзицюань.

4. Древнейшая и глубинная основа ритуала - как перевод между различными формами космического и социального бытия через символическое действие, наиболее очевидно проявляется в тайцзицюань - "гимнастика великого предела".
Тай - "большой", "великий".
Цзи - несет понятие "предела" (как высшая и главная степень, позиция), охватывающее два смысла: "край" (оконечность, полюс, конец крыши) и "центр".
Цюань - "гимнастика", "кулак".

Тай Цзи - "великий предел" - категория китайской философии, выражающая идею "предельного состояния бытия". Впервые термин Тай Цзи встречается в "Чжоу И" (Си Цы Чжуань), где сказано, что изначальные и универсальные "перемены И имеют великий предел Тай Цзи", из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала "два образца" - инь ян, а затем все сущее. ТайЦзи трактуется как синоним Тай Чу - "великое начало", Тай И - "великое единое", как конец пракосмического единства, начало развития космоса и его причину. В процессе развития, Тай Цзи Цюань имело несколько названий, например, Тай Сюй "великая пустота".

5. Организм человека не проще окружающего его космоса. Занимаясь Тай Цзи Цюань, человек исследует самого себя.

Тай Цзи Цюань относится к "внутренним" гимнастикам Нэй Цзя, а это значит, что приоритет отдается прочувствованию процессов, проходящих в организме практикующего. Внутреннее и внешнее взаимосочетаются - Нэй Вай Сян Хэ, что означает сочетание психики и физических движений. Практикующий улавливая изменения в организме, пытается научится их регулировать.

Стремление замечать самые тонкие состояния организма и отслеживать их изменения, называют "внутренняя работа" - Нэй Гун в которой сочетаются "внешнее" Вай - тренировка кистей, глаз, туловища, отработка перемещений - шагов, и "внутреннее" Нэй - тренировка мысли - И, усилия - Цзинь , жизненной энергии - Ци и духовной энергии - Шэнь.

Каждую секунду, в организме любого человека, происходит бесчисленное количество самых разнообразных процессов. Малейшие изменения настроения или положения тела в пространстве, изменения в окружающей среде вызывают мгновенный отклик всех функций организма.

С глубокой древности человек стал замечать процессы, как в собственном организме так и в окружающем пространстве, о которых современный человек в лучшем случае знаком понаслышке. Многие откровения прошлого не будут поняты без соответствующих практик. "Подошел человек к морю. Вступил в море. Как передать его ощущения тому, кто не видел воды?"

Каждый знает, что такое вода. Но выпить немного воды и вступить в море разный опыт. И море разное бывает. Например Желтое море в феврале +15, а Черное +5. Каждому ясно, действительно что-либо знать мы можем через свое тело, через органы чувств. Тем более, что ваши ощущения могут не совпадать с ощущениями других.

Оденьте свою одежду, ту что не одевали лет пять или десять. Побудьте в ней. Заметили свои ощущения в первые минуты? Впрочем и в восприятии могло появится что то новенькое. Если наша догадка верна то мы сможем говорить о тайцзицюань!

Тайцзицюань взаимодействует с изменениями. Правда старая одежда для этой затее не понадобится. У нас у каждого внутри, по несколько сундуков тряпья, и что самое забавное, добрая половина чужого.

"Лецзы жил в большой нужде и голодал. Какой - то человек сказал об этом советнику царя Цзыяну: - Лецзы всем известен как муж, постигший дао. Если он, живя в вашем царстве, так нуждается, то не даст ли это повод к разговорам о том, что его государь не милосерден?

Цзыян немедленно распорядился щедро одарить Лецзы зерном.

Лецзы вышел к гонцу, дважды ему поклонился, но подарков не взял. Гонец уехал ни с чем. Когда Лецзы вошел обратно в дом, его жена стала бить себя кулаками в грудь и причитать: - Я слышала, что семья мужа, постигшего дао, живет в почете и довольстве, а мы впроголодь. Вам преподнесли богатые дары, вы же их отвергли -что за злосчастная судьба!

- Но государь не знает меня лично, ответил Лецзы. - Он прислал мне дары потому, что кто-то хорошо отозвался обо мне. Если бы кто-то побранил меня, он тоже положился бы на его слова. Вот почему я не принял подарков. А в скором времени люди и вправду восстали и казнили Цзыяна."

6. Каждая нация внесла свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Человечество еще не осознало глубину накопленных знаний. Современный человек конечно не варвар, но разве не печально, что при наличии грандиозных достижений современной цивилизации, человек так незначительно продвинулся в познании самого себя. Перекос в развитии общества очевиден.

"Наша жизнь имеет предел, а знанию предела нет. Имея предел, гнаться за беспредельным гибельно. А пытаться употребить в таких обстоятельствах знания - верная гибель".

Из состояния Уцзи бесчисленные проявления энергий - Ци воплощаются в Тай Цзи. Тай Цзи проявляется вселенной - Юй Чжоу. Вселенная пронизана бесчисленными проявлениями энергий. Только в системе Ци Гун классифицировано более семидесяти проявлений энергии Ци.

Каждое мгновенье пронизано энергией!
Свет, электричество, силы гравитации, магнитные взаимодействия, температурные изменения - эти проявления энергий привычны каждому.

В этом смысле человек также воплощение энергий. Мысль, воля даны нам как инструменты взаимодействия и управления миром энергий.

И ритуал - это не последовательность бессмысленных и суеверных действий, которые выполняются без осознания их значений.
Действие ритуала в том, что он фокусирует наше внимание на важности и значении того, что мы делаем.

В ТайЦзи Цюань каждое мгновение пронизано "вниманием" - И. Но это внимание особого плана.
Обычно, органы чувств, фиксируя уже проявившиеся явления, позволяют взаимодействовать с уже существующими результатами действия энергий. Мы получаем продукт не имея осознанного отношения к его созданию. Мы не знаем откуда пришло и куда идет. Тайцзицюань берет за основу истоки.
Найдя исток самого себя мы начинаем жить осознано.

Тай Цзи имеет исток в У Цзи.
Состояние У Цзи - опора проявленного мира, бесформенно скрытый "отсутствием желания", "недеянием" - У вэй, весь потенциал космоса.
Смотришь - не видишь его формы, слушаешь - не слышишь его голоса, следуешь за ним - не чувствуешь его тела. Бесформенное, а рождает имеющее форму.
Не имеющее предела У Цзи, единое, неразделенное - это каждый из нас в колыбели изначальной целостности.

Через Тай Цзи лежит путь к себе, сквозь себя, к истокам самого себя. На этом пути нет советчиков. У каждого свой путь и свои возможности взаимодействия с прошлым. Тайцзицюань дает возможность проживать разные планы бытия, доступные человеку потенциально. С некоторыми аспектами этих переходов знаком каждый. Наша обычная жизнь это переходы, совершаемые спонтанно или при помощи искусственно созданных условий. Мы ежедневно впадаем в состояние сна, испытываем иногда мощные эмоциональные переживания, можем изменять себя наркотиками, физическими или другими способами. Космос загадочен и ясно только то, что человек обречен искать и изменяться.

"...Форма изнашивается, а дух не подвержен изменениям, потому, что, опираясь на изменяющееся, откликается изменяющемуся. Происходит тысяча превращений, тьма перемен, и нет им конца".

Тайцзицюань - это перемещение не теряющее покой, это покой не теряющий движения, это целостность имеющее разделение и раздельное имеющее цельность. Но прежде всего - это действительное проживание состояний, сочетающее естественную спонтанность с глубоким осознаванием происходящего.

7. Основа тайцзицюань - позиция У Цзи Ши -"форма беспредельности".

Подготовительная позиция: встать прямо, ноги на ширине плеч или чуть шире. Руки свободно опущены по бокам. Присядьте, примерно на 10 см, согнув немного колени. Не зажимайте область таза (начинающие приближая колени друг к другу зажимают тазобедренные суставы). Расстояние между коленями отмеряется положив локоть на одно колено, а ладонь этой же руки на другое колено. Круговыми движениями разомните суставы: шеи, плеч, рук, с особой тщательностью поясницу с подключением тазобедренных суставов, присев ниже и опершись ладонями на колени разминаются описывая круг в горизонтальной плоскости колени, потянитесь в верх, попробуйте руками помассировать спину, встряхнитесь всем тело притопывая каждой ногой.

Не спешите, общая продолжительность этих подготавливающих упражнений около 10 минут, амплитуда движений максимально большая.

Помните, что наша задача прочувствовать свое тело во всем его многообразии. С опытом, тело само будет подсказывать, необходимые вам, дополнительные движения.

Основная позиция: оставаясь в вертикальном положении, руки свободно опущены по бокам, немного растяните позвоночник, вытягивая макушку головы в верх, копчик (окончание позвоночника) как бы под себя и вниз. Чуть присядьте, согнув колени, как будто присаживаетесь на стул. На первых этапах ноги можно расставлять на ширину плеч, но классическая позиция У Цзи Ши в тайцзицюань выполняется в положении ноги вместе.

Человек как проводник для "энергии неба"-Тянь Ци и "дыхания земли" - Ту Ци . Так проявляются "три основы", "три начала"-Сань Цянь - Небо, Земля, Человек.

Но это будущее, а пока останьтесь в вертикальном положении от 28 - до 30 минут без движений. Не закрывайте полностью глаза. Мысли будут появляться и исчезать. Научитесь не реагировать на мысли и другие раздражители.

Вы будете каждое утро (лучше всего на рассвете) узнавать что-то новое. Только не пытайтесь строить новый мир. Создавая свой личный мир мы останавливаемся на пути к истине.

В будущем из позиции У Цзи Ши вы будете практиковать Тай Цзи Цюань и опять возвращаться в позицию У Цзи Ши. А пока заканчивая занятия промассируйте части тела сверху вниз, подержите ладони в области пупка несколько минут.

Доктор народной медицины My Ван Чен родился в Китае в 1951 году. С десятилетнего возраста начал изучать медицину со своим отцом, известным китайским врачом - потомком древней династии врачей при дворе императора Тон Зжи. Позже Му Ван Чен прошел обучение медицине в монастыре на севере Китая в местности Чао-Ян, а в 1989 году закончил Шень-Янский медицинский институт.

Му Ван Чен с детства учился ушу, китайскому боевому искусству. Учился у своего деда и отца.
25 лет тому назад ему посчастливилось встретиться с опытным мастером тайцзи-цюань и с тех пор процесс познания гимнастики (так ее еще называют) под руководством учителя не прекращается.

С 1994 года  Му Ван Чен работает и преподает в Киеве.
В 2005 году ожидается издание книги Ван Цзюньюэ "Теория тайцзицюань". Перевод под редакцией Му Ванчена.

    Смотрите "Фотоархив"

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - преса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -