Дайджест № 15                       galactic.org.ua                                           ПРЕССА

 

«Великий предел» человеческих возможностей

Роман РОМАНЬКО, мастер спорта международного класса Украины по ушу.
Газета «Правда Украины», 27.09.2002.

 

ДОСТИЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Наверное, и не догадывался Петруха из незабвенной киносаги «Белое солнце пустыни», насколько был прав его командир, товарищ Сухов, говоря: «Восток – дело тонкое». Эти слова точно передают наше с вами, то есть европейское, отношение к загадочному миру иной цивилизации, благоприятно развивающейся на обратной стороне земли. И Китай, несомненно, является центром этой цивилизации. Не напрасно же сами китайцы называют свою страну «Чжун гуо», что дословно переводится как центральное государство.

    Китай продолжает интриговать любителей экзотики своими загадками. Одно из таких удивительных явлений можно наблюдать каждым утром практически во всех парках крупных городов и небольших поселков. Огромное количество людей разного возраста молча и сконцентрированно, абсолютно синхронно выполняют завораживающие своей красотой пасы и перемещения. Если вы спросите, чем это они занимаются, вам ответят, что это Тайцзицюань – гимнастика «Кулак Великого Предела», одно из древнейших направлений ушу (китайских воинских искусств).

Неужели весь Китай готовится к войне, спросите вы, но причин для беспокойства нет. Таким образом сплоченный трудовой народ укрепляет свое здоровье, расширяет сознание, закаляет дух. Правительство «Поднебесной» очень много делает для сохранения и развития засекреченных ранее практик ушу как в самой стране, так и за ее рубежами. И многие на Западе начинают изучать Восток и все его тонкости именно с них. Наибольшей популярностью среди знатоков пользуются так называемые «внутренние стили» ушу, такие, как Тайцзицюань и Багуачжан – «Ладонь Восьми Триграм», основанные на использовании внутренних энергий человека, гармоничного использования силы противника, мягкости и управлении дыханием.

Здоровье — прежде всего

Практикуя Тайцзицюань, выполняя эти многофункциональные упражнения, мы не только развиваем суставы, позвоночник с помощью разнообразных движений, но также укрепляем важнейшие органы и центральную нервную систему, воздействуя на них освоенным до автоматизма, медленным, глубоким брюшным дыханием и концентрацией внимания. Достаточно самого поверхностного знакомства с комплексом, чтобы убедиться в его чудодейственных возможностях исцелять и восстанавливать здоровье.

Но каким образом Тайцзицюань помогает предотвращать и излечивать болезни?

Согласно теории Инь-Ян (гармоничное единство противоположностей) и концепциям традиционной китайской медицины, главной причиной, приводящей нас к заболеваниям, является нарушение баланса сил Инь и Ян. Одним из важнейших эффектов Тайцзицюань остается возможность координировать эти силы, чтобы сохранять их в состоянии динамического равновесия, как физического, так и психического.

Совсем еще недавно многие медицинские институты в Китае проводили различные научные эксперименты и исследования воздействия Тайцзицюань, исцеляющего и укрепляющего здоровье. Результаты этих исследований показывают, что большинство болезней, таких, как сердечно-сосудистая недостаточность, гипертония, язва желудка и другие нарушения желудочно-кишечного тракта, неврастения и иные нервные недуги, туберкулез, респираторные заболевания, артриты и многие другие хронические недомогания могут быть полностью или частично излечены регулярными занятиями Тайцзицюань.

Исследования обнаружили, что у большинства занимающихся более медленный ритм сердцебиений и пониженное кровяное давление, а кроме того, во время занятий кровообращение заметно улучшается.

Высочайшая степень сосредоточения мысли и внимания укрепляет центральную нервную систему и стимулирует кору головного мозга, предоставляя таким образом ему возможность отдыхать и избавляться от нервного напряжения. Также было подтверждено, что занятия Тайцзицюань оказывают благотворное воздействие на укрепление иммунной системы и замедляют процесс старения организма.

Кроме всего перечисленного, этот замечательный стиль оказался эффективным методом, способным помочь людям, страдающим от избыточного веса. Если они не теряют настойчивости, то избавляются от «лишних килограммов» и улучшают свое самочувствие. Больше того, эти расслабленные позы, медленные и плавные движения, постоянное перемещение центра тяжести способны помочь пожилым людям сохранять координацию движений и избегать падений.

В Тайцзицюань, даже в виде подлинного военного искусства, чрезвычайно важными остаются расслабление, мягкость и внутреннее спокойствие. Многие практикующие Тайцзи убеждены, что эта практика полностью меняет их мироощущение. Следует отметить, что многие позы Тайцзицюань традиционно называются прелестными поэтическим именами, такими, как «Белый Журавль расправляет свои крылья», «Дикая Лошадь потряхивает гривой», «Золотой Петушок стоит на одной ножке», «Фея работает своим челноком», «Взбирающийся на гору Тигр» и так далее.

Эти названия передают чистую идею того, что предлагается делать в упражнении. Да, именно так — во время упражнения нужно всегда пытаться подражать тому или иному движению или позе, заимствованным из дикой Природы. Это очень интересно, поверьте, многие получают от этого истинное удовольствие!

Регулярные тренировки делают телосложение пропорциональным, тело становится гибким и упругим, резко улучшается способность сокращения мышц. Вместе с тем, благодаря движению в форме спиралей, прекрасно укрепляются скелет и суставы, улучшается гибкость и подвижность суставов. Тренировки эффективно лечат артрит и оказывают профилактическое воздействие в отношении слабости мышц ног у пожилых людей, вялости ступней и колен, закостенелости и неподвижности суставов, физической недостаточности и других старческих недугов.

Немного истории

Тайцзицюань все же — самый загадочный стиль ушу. О его происхождении ходят всевозможные слухи и легенды. Но наиболее достоверной версией считается, что родоначальником Тайцзи был даосский монах Чжан Саньфэн, живший в горах Удан в глубокой древности. И все же, по свидетельству известного летописца Тан Хаодэна, самое раннее направление Тайцзицюань — стиль чэнь, основателем которого был Чэнь Вантин.

До свержения династии Мин (1644) он был известным военачальником, а после этого события жил в уединении на своей родине, деревушке Чень Дзягоу, и в свободное время занимался совершенствованием своего мастерства и созданием нового стиля.

В XVIII веке, в годы расцвета династии Цин, теоретик Ван Цзуньюэ, основываясь на своеобразии стиля чэнь, дал философское толкование таких категорий и понятий, как Инь и Ян, «Великий Предел» и их взаимодействие в Чжоу-и (всеобщем круговороте превращений). С тех пор за этим видом ушу закрепилось название Тай цзи цюань (Кулак Великого Предела). И все же какой смысл вкладывал Ван Цзуньюэ в это название? Изначально понятие Великого Предела во всеобщем круговороте превращений содержит в себе идею достижения определенной высоты или предела возможностей.

Единство противоположностей

Философ сунской эпохи Чжоу Дунья составил схему Великого Предела в форме круга c двумя взаимодействующими в вечном движении стихиями. В разъяснении к ней сказано: «Беспредельность и есть Великий Предел». Причиной изменения названия Тайцзицюань можно считать следующее:

во-первых, все без исключения движения в Тайцзи имеют округлую форму, один цикл комплекса как раз соответствует одному кругу на схеме Великого Предела;

во-вторых, упражняясь Тайцзицюань, необходимо в движении стремиться к покою, в покое стремиться к движению; использовать разум и не применять силу, четко разграничивать пустое и полное, сохранять абсолютное соответствие учению о беспредельности и Великом Пределе, о взаимодействии субстанций Инь и Ян;

в-третьих, движение в Тайцзицюань, словно один замкнутый круг, в котором зарождается и накапливается сила, происходит переплетение всех форм, везде царит непрерывность, и нельзя отыскать ни начала, ни конца.

В настоящее время Тайцзицюань получает все большее распространение за пределами Китая. Причины этого феномена кроются в том, что этот вид гимнастики обладает оздоровительным воздействием, является профилактическим средством против различных заболеваний. Однако популярность Тайцзицюань за рубежом объясняется еще одной важной причиной, о которой говорят сами иностранцы, а именно тем, что этот стиль впитал в себя богатство восточной философской мысли, и изучение его позволяет глубже проникнуть в тайны традиционной китайской культуры. Ведь культура Китая — это не разрозненные школы и направления, а их органическое единство, их абсолютная взаимная интеграция.

Истинные носители

В древности эти учения были скрыты от непосвященных. И хотя в современном Китае многое с тех пор изменилось, по-настоящему овладеть древним искусством, как и прежде, дано не многим, так как сложно найти истинного носителя традиции. Поэтому такие мастера известны поименно. Один из них, Лю Гуанлай, недавно приехал в Киев по приглашению одного из своих учеников.

Сам Лю Гуанлай начал заниматься Тайцзицюань (стиль Чэнь) с пяти лет у потомственных мастеров из китайской деревушки Чэньцзягоу — родины этого боевого искусства. После возвращения в Пекин он становится учеником современного патриарха этого стиля господина Фэн Чжицяна. После многих лет изучения этого искусства Лю Гуанлай с 1991 по 1996 гг. жил и преподавал в Москве, где неплохо выучил русский язык. Его также приглашали для проведения семинаров в Германию, Канаду, Прибалтику, Гонконг. По возвращении на родину продолжил учиться у знаменитого патриарха Тайцзицюань Ван Пейшена, получив официальное звание Ди Дзы (личного ученика и последователя этого учителя). У него Лю Гуанлай изучил очень сложный и редкий стиль Инь направления Багуачжан. Этот боевой стиль (его изучали только охранники императорского дворца) Ван Пейшен в свою очередь получил от мастера Ма Гуя – ученика основателя стиля Инь Фу.

— Украинцы спокойны и рассудительны, — говорит Лю Гуанлай, — умеют сохранять свою древнюю культуру и открыты к восприятию наследия других народов.

Планы у мастера очень обширны. Помимо двух традиционных стилей Тайцзицюань и Багуачжан Лю Гуанлай собирается передать знания по фехтованию мечом, виртуозное владение которым принесло ему широкую известность в самом Китае.

Для тех, кто заинтересовался, подробную информацию о планах учителя Лю Гуанлая можно получить по телефонам: (044) 228-53-40.


подробности

 

Отзыв на статью

Коваленко Ю.Н.,  Председатель правления Киевского городского Благотворительного Фонда «Китай Клуб», 02.10.2002.

 

 Уважаемая редакция газеты «Правда Украины».

С огромной признательностью выражаем Вам благодарность за статью в Вашей газете от 27.09.2002г. о тайцзицюань.* Мы считаем, что значение этой статьи больше, чем может показаться на первый взгляд.

О тайцзицюань, этом величайшем достижении человеческой цивилизации, украинский читатель как правило знает мало, либо его понимание не соответствует действительности (например, многие пытаются представить ушу как исключительно боевое искусство либо как спорт, игнорируя философские, моральные и этические аспекты этого древнего направления самосовершенствования**). В этом смысле мы находим статью весьма квалифицированной и доброй.

Еще большая редкость – возможность человека познакомиться с этим древним искусством не в извращенной форме (через новоявленных «гуру», через не обучавшихся у признанных мастеров инструкторов, через организации присвоившие себе право быть «эксклюзивными» проводниками «истинных знаний»). Здесь статья о Лю Гуанлае, признанном специалисте из Китая, приближает читателя к истокам, вносит некоторый порядок, фундаментальность.

При этом хотим отметить прежде всего уникальность Вашей публикации в связи со следующим аспектом. Мы обратили внимание, что рядом со статьей о тайцзицюань, говорящей о расширении возможностей человека в познании мира, приведении себя в гармонию, улучшении здоровья, Вы поместили очень жгучую зарисовку нашей действительности – статью "В чем смысл жизни". Правдивость и безысходность описанных в этой статье явления потрясают. Ведь в ней речь идет о таких фундаментальных аспектах человеческой жизни как рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть. Впечатления от статьи усиливаются еще тем, что для многих из нас описанная в статье атмосфера знакома. А ведь именно атмосфера, в которой живет человек, может быть решающим фактором для его развития, счастья, понимания смысла своей жизни и адекватной оценки окружающего мира.

Публикуя на одном развороте газеты две вышеназванные статьи рядом, Вы фактически предоставили уникальный срез современной жизни. И читатель получил возможность не только обратить свое внимание на сложность в общем-то собственной жизни (статья "В чем смысл жизни") но и рассмотреть некоторые возможности для улучшения себя, приведения себя к более гармоничному внутреннему состоянию и более глубокому пониманию всей природы (статья " «Великий предел» человеческих возможностей"). Фактически Вы предоставили читателю возможность выбирать, продемонстрировали всем известное диалектическое положение Гегеля "тезис, антитезис, синтез". Нам кажется, что именно для этого и существует пресса как средство предоставления читателю возможности получения разносторонней информации для собственного развития, адаптации в социуме. Мы еще не встречали такого максимально острого сведения в едином печатном пространстве таких разных аспектов современной жизни общества. Фактически редакция продемонстрировала положение основополагающих категорий китайской философии (Инь-Ян), выражающих идею универсальной двойственности мира. Еще в середине 20-го века Ваш великий немецкий коллега Бертольд Брехт отметил: «Критиковать – значит говорить половину правды. Говорить правду значит предлагать!»

По нашему мнению тайцзицюань – это возможность человека глубинно осознать гармонию своего тела, мыслей и эмоционального состояния. В то же время занятия тайцзицюань это прекрасный вид досуга, форма межличностного общения. Эта гимнастика позволяет прекрасно отдохнуть и по-новому взглянуть на повседневные заботы, невероятно эффективно влияет на оздоровление и омоложение организма человека. Это уже давно поняли во многих цивилизованных странах. Тайцзицюань является одним из самых популярных и демократичных видов ушу - им занимается молодежь, зрелые люди, но особенно достоинства тайцзицюань оценены пожилыми людьми.

Занятия тайцзицюань вносят в жизнь европейцев новые переживания, новые краски в палитру жизни. Об этом искусстве написаны сотни книг (десятки на русском языке). В Китае и других странах ученые и практикующие тайцзицюань проводят научные изыскания в областях медицины, биологии, философии, культурологии. Тайцзицюань давно стала общечеловеческим достоянием.

Спасибо Вам за статью "«Великий предел» человеческих возможностей"!

________________________
* Тай - "большой", "великий".
Цзи
- несет понятие "предела" (как высшая и главная степень, позиция), охватывающее два смысла: "край" (оконечность, полюс, конец крыши) и "центр".
Цюань
- "гимнастика", "кулак".
Тай
Цзи - "великий предел" - категория китайской философии, выражающая идею "предельного состояния бытия". Впервые термин Тай Цзи встречается в "Чжоу И" (Си Цы Чжуань), где сказано, что «изначальные и универсальные перемены - И имеют великий предел - Тай Цзи, из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала два образца - инь ян, а затем все сущее».
Тай Цзи
трактуется как синоним Тай Чу - "великое начало", Тай И - "великое единое", как конец пракосмического единства, начало развития космоса и его причину.
В процессе развития, тайцзицюань имело несколько названий, например, Тай
Сюй - "великая пустота".

** Искусство тайцзицюань развивается с незапамятных времен. Каждое движение или позиция в тайцзицюань имеют свой глубокий смысл и делать упор только на боевое искусство, значит, упускать глубинные аспекты этого древнего искусства, отшлифованную веками философию.
  Организм человека не проще окружающего его космоса. Занимаясь тайцзицюань, человек исследует самого себя.
Тайцзицюань относится к "внутренним" гимнастикам Нэй
Цзя, а это значит, что приоритет отдается прочувствованию процессов, проходящих в организме практикующего. Внутреннее и внешнее взаимосочетаются - Нэй Вай Сян Хэ, что означает сочетание психики и физических движений. Практикующий улавливая изменения в организме, пытается научится их регулировать.
  Стремление замечать самые тонкие состояния организма и отслеживать их изменения, называют "внутренняя работа" –
Нэй Гун в которой сочетаются "внешнее" Вай - тренировка кистей, глаз, туловища, отработка перемещений - шагов, и "внутреннее" Нэй - тренировка мысли - И, усилия - Цзинь, жизненной энергии - Ци и духовной энергии - Шэнь.
  Каждую секунду, в организме любого человека, происходит бесчисленное количество самых разнообразных процессов. Малейшие изменения настроения или положения тела в пространстве, изменения в окружающей среде вызывают мгновенный отклик всех функций организма человека.

 

Как следует заниматься Тайцзицюань

Фэн Чжицян (Из книги В.В. Малявина"БОЕВЫЕ ИСКУССТВА: КИТАЙ, ЯПОНИЯ")

 

1. Нельзя тренировать только что-либо одно. Если тренировать только физическую силу, не будет живости и легкости в движениях; если думать только о ци*, движения будут неуклюжими; если заботиться только о непринужденном исполнении, воля будет рассеяна; а если заботиться только о сосредоточенности, не будет живости. Вообще говоря, если движения правильные и ловкие, сила появится сама собой; если в сердце уравновешенность и согласие, одухотворенность движений проявится сама собой; если в занятиях удастся добиться того, что дух сосредоточится в Киноварном поле**, тело будет незыблемым, как гора, А если дух будет подвижен и легок, и тело будет легким, как перышко. Если стараться опустошить сознание и наполнить живот, по прошествии долгого времени можно достичь настоящего гунфу***.

2. Не следует слишком торопиться в занятиях, желая как можно быстрее достичь своей цели. Если в сердце не будет покоя, дух не будет безмятежен. Если же силы сердца и почек не встретятся, дух не соединится с живительной силой. Когда же сердце покойно, дух сам собой становится безмятежным, а когда дух безмятежен, сознание само собой становится покойным. Нужно в покое искать истоки движения; если же покоя не будет, не будет и подлинной силы в движениях.

3. Необходимо знать, как пестовать в себе жизненную силу. Если не заниматься этим, мы не добьемся подлинного успеха в воинском искусстве. В Тайцзицюань основа — это питание духа, главное условие практики — вдумчиво выполняемое упражнение, благодаря которому и становится возможным укреплять свою жизненную силу, пестовать свой дух, свою природу и свое тело. Поспешность же в занятии наносит вред и жизненной силе, и сознанию, и телу.

4. Если во время занятий воображать, что ты бьешь человека, в сознании не будет настоящего покоя, а духовные силы рассеются. Драчливый человек теряет согласие в сознании. А это может привести к различным болезням. Занимаясь кулачным искусством, нужно быть внутренне сосредоточенным и уважительным, быть отрешенным от всяких мыслей и образов. Тогда в конце концов к учащемуся придет настоящее мастерство.

5. Нельзя быть напряженным и действовать с усилием, ибо в таком случае жизненная энергия будет скапливаться в груди, и это может вызвать различные заболевания, в том числе воспаление легких. По той же причине может быть затруднено обращение крови, лимфы и жизненной энергии в организме.

Сухожилия могут потерять свою эластичность. Только действуя без усилий и напряжения, можно добиться успеха.

6. Нельзя поднимать плечи и втягивать живот, нужно держаться прямо, иначе циркуляция энергии в теле будет нарушена, и энергия не попадет в Киноварное Поле. Нужно быть расслабленным, позвоночный столб должен стоять прямо, в пояснице не должно быть напряжения, сознание должно быть пустым, а живот как бы наполненным, тогда энергия согласия и уравновешенности наполнит все тело.
_____________________
* «
и» - "Пневма" ("эфир", "атмосфера", "газ", "воздух", "дыхание", "дух", "нрав", "темперамент", "энергия", "жизненная сила", "материя").
    Одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий китайской философии, выражающая идею динамической, пространственно-временной духовно-материальной и витально-энергетич. субстанции. Этимологич. значение - "пар над варящимся рисом".
    Предельно общее понятие Ци конкретизируется на трех главных смысловых уровнях: космологии, антропологии, и психологии. В первом случае Ци - универсальная субстанция Вселенной; во втором - связанный с кровообращением наполнитель человеческого тела (аналог "жизненных" или "животных духов" европ. философии), способный утончаться до состояний "семенной души" (цзин) и "духа" (шэнь); в третьем - проявление психии. центра, "сердца" (синь), управляемое волей (чжи) и управляющее чувствами (цин). Общепризнанным в кит. философии было представление о Ци как бескачественном первовеществе, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой "Хаосом" (хунь дунь), "Великим пределом" (тай цзи), "Великим единым" (тай и), "Великим началом" (тай чу) или "Великой пустотой" (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества - инь ян и "пять элементов" (у син).
    Традиционные концепции Ци в настоящее время играют большую роль в теории китайской медицины, в науках, в традиционных системах ушу, в системах психофизиологической саморегуляции - цигун.

** Киноварное Поле — одна из областей скопления ци в организме, находящаяся в 4-5 см. ниже пупка.

*** «Гун» - работа (внутренняя работа, работа по самосовершенствованию), результат работы, отработка, наработка. «Гунфу» - работа над собой. В внутренних школах (Нэй Цзя) корреспондируется с понятием «тянь гун» - "небесное (высшее) мастерство".

 

Основы кулачного искусства Тайцзицюань

ЧЭНЬ СИНЬ,  мастер Тайцзицюань.
Из книги В.В. Малявина"БОЕВЫЕ ИСКУССТВА: КИТАЙ, ЯПОНИЯ"

Если срединная энергия наполняет все тело, духовная сила возрастает в сто раз.

Коли случится так, что дело дойдет до противоборства*, ни в коем случае не нападай первым, вступай в поединок лишь тогда, когда невозможно от него уклониться. Отступай, не входи с противником в тесное соприкосновение, движению противопоставляй покой — так ты укрепишь свою защиту.

Отступление должно быть нападением, переходи к атаке, как ветер, вкладывай в нападение семь частей силы и останавливайся внезапно, действуй, как поступают мудрые полководцы: сначала укрепи тылы, потом нападай. Ты должен видеть все, что происходит спереди и сзади, слева и справа.

В нападении не будь медлителен, ноги должны следовать движениям рук, вращайся как духовная сила, внезапно устремляйся вверх, внезапно уходи вниз, иногда давай духовной силе двигаться последовательно, иногда позволяй ей двигаться в возвратном направлении. Нападая, не давай противнику защитить себя; если он успевает защититься, значит, ты не добился успеха. Приблизившись к противнику, действуй всеми способами, обходи его со всех сторон и нападай прямо по центру.

О высшей правде Великого Предела трудно сказать одним словом. Это — взаимные превращения инь и ян, и они совершаются в самом человеке. Нужно понемногу постигать этот принцип учения. Его трудно понять, только размышляя о нем.

Велий Предел рождается из Беспредельного. Инь и ян происходят из непостижимо утонченного. Они превращаются друг в друга без конца, и это превращение — сила животворения всего живого. Исток же открытия и закрытия сил инь и ян — внутри человеческого тела.

Когда собран воедино дух и незыблема воля, а внутри есть чувство почтения, это состояние не имеет формы. Его нельзя определить словами, но, подыскивая ему слово, мы говорим: Великий Предел. Учащиеся должны первым делом очистить свое сердце и прогнать все суетные мысли, упокоить сознание и ци. Только добившись этого, можно изучать кулачное искусство.

Тот, кто желает обучиться кулачному искусству, должен сначала встать в правильную стойку, смежить глаза, успокоить дыхание и опустить руки вниз. Ноги должны стоять на одном уровне, в сердце не должно быть ничего, в сознании не должно появляться ни единой мысли; все покойно, величественно и смутно, подобно беспредельности великого хаоса. Об этом состоянии нельзя ничего сказать, но мы называем его Беспредельным.
___________
* Мудрость китайской «науке побеждать» учит: «Искусный полководец побеждает без боя.  Величайший воин не воюет.»

Быть воинственным – значит предотвращать насилие, откладывать в сторону оружие, не терять величия, распространять в стране мир и увеличивать благосостояние людей.

Есть только один способ стать победителем. И доступен он только тому, кто умеет избегать насилия и всякой конфронтации, кто не стремится навязать миру свою частную и пристрастную волю, кто преодолел свое себялюбие и вместил в свое сердце весь мир; кто своим военным подвигом сделал подвиг внутренний – совершенно непроизвольное и со стороны незаметное усилие высвобождения, раскрепощения духа.

__________________

* Нужно покоем управлять движениями; не будучи покойным нельзя постичь сущность движения.

* Не отстает и не спешит, во всем блюдет должную меру, Хотя говорит, что изучает воинское искусство, в сердце его сокрыта добродетель ученого.

* В движениях главное — правильное положение тела. Не отклоняйся в сторону, никак и ничем не выделяйся, тогда дух сам собой обретет срединность.

* Тело может временами наклоняться вбок, но даже и в наклоне должна быть срединность.

* Если неудержимый поток энергии пронизывает все тело, то, даже если туловище наклонено в сторону, его все равно будет вести энергия срединности.

* В кулачном искусстве главное — это сердце. Все внутренние превращения таятся в сердце.

* В сердце ничто не должно пребывать — тогда оно будет в состоянии пустотной духовности. Но стоит там появиться хоть одной мысли или чувству, оно не будет уже ни пустотным, ни одухотворенным. Только покой питает сердце. Пестуя в себе искренность, достигай правильного чередования движения и покоя, и превращения в тебе не будут иметь предела.

* Сокровенная сила жизни исходит из сердца.

* Хотя кулачный бой — искусство невеликое, в основе его таится истина Великого Предела. Хотя кулачный бой — это искусство воина, если постичь его истинный путь, оно будет неисчерпаемо в применении.

* Раскрытия и открытия, опустошения и наполнения — вот весь канон кулачного искусства.

* В раскрытии должно быть закрытие, в закрытии — раскрытие; в пустоте должна быть наполненность, в наполненности — пустота.

* Открытие и закрытие проистекают только из естественности. В закрытии собирается вся духовность тела, а не только его четыре конечности.

* Если в кулачном бою руки предельно пустотны и духовны, знание придет само, как только соприкоснешься с другими предметами и сможешь безотчетно откликаться всякому импульсу. Не только руки, но и все тело должно быть пустотным и одухотворенным.

* Пустотностью и одухотворенностью сердца воспитывай твердость и жесткость срединной энергии. Срединная энергия пронизывает позвоночник. Срединная энергия проходит через сердце и почки, вверху достигает темени, внизу — точки хуэйинъ. Когда срединная энергия наполняет тело, открытие и закрытие совершаются сами собой.

* Когда люди враждуют друг с другом — это следствие их характера и судьбы. Вовне наблюдай других, внутри созерцай себя. Если будешь знать себя и других, в ста поединках будешь иметь сто побед. Управляй всем посредством срединной энергии, не теряй пути великой середины и предельной прямоты.

* Между небом и землей нет ничего такого, что, уходя, не возвращалось бы, а будучи прямым, не становилось бы изогнутым.

* Внутри и вовне — все есть течение и вращение единой энергии.

* Все бесчисленные превращения Тайцзицюань наполнены внутренней силой, имеющей бесчисленные превращения, а единое здесь — это все

тело, от темени до ступней, с его внутренними органами, мускулами и костями. Попробуй разбить его — и оно не разобьется, разорвать его — и оно не разорвется. В нем внутреннее и внешнее соединены, перед и зад друг друга поддерживают.

* Движения вверх и движения вниз — все это продолжение единой энергии.

* Если хочешь быть жестким, сначала научись быть мягким. Если хочешь подняться вверх, сначала научись опускаться вниз. В кулачном искусстве мягкостью побеждают твердое, а, следуя всякому воздействию, сохраняют срединность.

* В изучении Тайцзишоань есть три стадии: первая стадия — это когда нужно все делать медленно, но медленно не означает безжизненно; вторая стадия — это когда все нужно делать быстро, но быстро не означает поспешности. Третья стадия: научившись двигаться быстро, нужно учиться делать движения мягко, и только долгое время мягко двигаясь, можно развить внутри мягкости жесткость, чтобы жесткое и мягкое друг друга дополняли.

* Не задерживаться и не застывать, не отходить и не отстраняться, не наклоняться в сторону — вот в чем заключается срединная энергия,

* Когда срединная энергия из сердца направляется в конечности тела, другие этого не видят, и только я об этом знаю. Если будешь постоянно сознавать это течение, тогда к тебе сама собой придет просветленность.

* Нужно, чтобы никогда не прекращалось присутствие духа. Если присутствие духа не прервется, энергия в теле будет естественно обращаться сама собой.

* Начав выполнять упражнения кулачного искусства, нужно первым делом держать шею твердо и прямо. Если шея не будет держаться на плечах твердо и прямо, четыре конечности будут лишены одухотворенности, поэтому голова должна всегда стоять прямо.

* В человеческом теле поясница — это срединный водораздел. Энергия течет вверх и вниз, а ее срединное пространство — это поясница.

* Грудь должна быть вогнутой, чтобы вмещать в себе внутреннюю силу, и еще она должна быть пустой.

* Грудь поворачивается вместе с движением рук.

* Одолеть жесткое легко, одолеть мягкое трудно, поэтому в кулачном искусстве мягким побеждается жесткое. Нужно всему следовать, и тогда достигнешь срединного состояния.

* Закончив, начинай снова, начав, снова заканчивай, конец и начало — как бесконечное вращение по кругу.

* Сердце — это господин тела, почки — это исток жизни. Нужно очищать сердце и умерять желания, пестовать свой корень и не причинять ему вреда. Когда корень прочен, ветви и листья сами собой становятся пышными, и вам во всем будет сопутствовать успех.

* В каждом человеке сокрыт Великий предел, но одни могут пользоваться им, а другие нет. Если долго учиться, не ленясь, то можно будет уяснить для себя утонченную истину Великого предела.

* Истинная духовность — это знание того, что произойдет. Истинная мудрость — это способность хранить в сознании ушедшее.

* В кулачном бою главное — завлечь противника и заполнить пустоту.

* Когда противник выставляет руку, я блокирую руку, но блок — это одновременно удар. Нельзя сначала блокировать, а потом наносить удар. Нужно, чтобы в ногах четко регулировались инъ и ян, тогда корень у вас будет прочен.

* Стой так, словно руками толкаешь гору и хочешь опрокинуть ее.

* Круговые движения энергии коренятся в сердце, а дух проявляется через глаза. Глаза — это орган выражения сердца, поэтому, когда не смотришь по сторонам, ноги и сердце действуют заодно.

* Пусть глаз наблюдает за средним пальцем руки и не смотрит бессмысленно по сторонам.

* Уши должны слышать, что происходит по сторонам и сзади, ибо, когда приближается противник, возникают колебания воздуха.

* Кулак должен лететь, как ветер, и разить, как гром.

* В пояснице должна быть пустота; если там будет пустота, тогда и верхняя, и нижняя части тела будут одухотворены.

* Когда противник нападает, главное — чутко вслушиваться. Когда противник отступает, главное — подвижность духа.

* Сердце, руки, глаза, ноги — единая энергия, и тогда я могу повелевать противником.

* Вращаясь, подпускаешь к себе противника; вращаясь, нападаешь на него — все есть одно одухотворенное движение.

* Если сполна обладаешь достижением (гунфу), то охватываешь беспредельное пространство, которое не имеет ничего вовне себя, и постигаешь мельчайшее пространство, которое не имеет ничего внутри себя.

* Когда перед тобой нет противника, ты незаметен. Когда появляется противник, внутренняя сила вдруг вырывается наружу подобно могучему вихрю и раскатам грома, и кто может тогда сдержать ее?!

* Когда достигаешь подлинного мастерства, не думаешь о том, как приближается или как отходит противник, но действуешь совершенно непроизвольно и естественно.

* Мастера кулачного искусства открыли действие духовной силы в соответствии с принципом вращающейся нити. В безмолвии свершают они спиралевидные движения неба и земли, которым нет ни начала ни конца, и которые одухотворяют все.

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - преса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -

Расходные материалы. Расходные материалы для оргтехники
rtor.pro