Дайджест № 1                     galactic.org.ua                                           ПРЕССА
 
 
                ОБ ОЩУЩЕНИИ "ЦИ" В ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

Лю Гуанлай

 
 

       Тайцзицюань — это высший уровень проявления культуры движения человеческого тела.
Это искусство выкристаллизовалось в результате многовековой непрерывной практики, благодаря коллективному творчеству многих поколений выдающихся мастеров.

"Ци" в движениях тайцзицюань — это потоки тончайшей субстанции, движущейся в организме.
В древнем китайском каноне "Ицзин" (книга перемен) говорится: "о том, что находится в постоянном изме­нении и движении, не задерживаясь ни в одном месте циркулирует по всему телу, заполняя шесть его пустот, говорят одним словом — "ци".

Мастера тайцзицюань называют это "внутренним ци" - нэй ци. "Нэй ци" или "ци внутри" человека противопоставляется "вай ци" (ци снаружи), то есть всему многообразию "ци" за пределами его организма. Современная медицина предлагает определение "ци" как энергетиче­ских потоков, приводящих в действие как функции нервной системы, так и функции органов и конечностей. "Ци", по представлению древ­них, движется в организме по каналам "цзинло". "Цзинло" это энер­гетические меридианы и коллатерали, связывающие между собой ор­ганы тела, образующие систему энергокоммуникации человека. "Ци" подобна бегущей воде, а тело — покрытым оросительными каналами полям. Если эти оросительные каналы не засорены, вода может дви­гаться и точно также может не застаиваться "ци", если каналы "цзин­ло" свободны от заторов. Этот принцип лежит и в основе практики тайцзицюань. Представления о "цзинло" связаны с учением традици­онной китайской медицины о биологически активных точках иглоука­лывания и прижигания. Многие поколения врачей с древности до на­ших дней практиковали это искусство и за тысячелетия накопили и систематизировали огромный клинический опыт. Именно на основе этого опыта постепенно сформировалась стройная теория о жизненной энергии "ци", энергетических каналах "цзинло" и биологически ак­тивных точках "сюэвэй".

Согласно теории "цзинло" основные меридианы "цзин", относящи­еся к определенным органам, являются главными путями прохожде­ния жизненной энергии "ци", а коллатерали "ло" — ответвлениями, которые соединяют эти главные пути между собой и распределяются по всему телу. Поэтому, хотя "цзин" и "ло" образуют единую систему, но друг от друга отличаются.

 
 
 

Очень часто на тренировках тайцзицюань можно услышать такие требования к ученикам, как "вобрать грудь и округлить спину", "опу­стить плечи и свесить локти", "расслабиться и быть естественным" — все это имеет целью помочь расправить меридианы и дать возможность "ци" из "даньтяня" легче достичь "верхушек" — "мо" конечностей (кончиков пальцев рук и ног). Крайние точки нервных окончаний, кровяных сосудов, мышц, сухожилий и костей также можно назвать "верхушками". Кроме того, волосы можно назвать "верхушкой" кро­ви, язык — "верхушкой" мышц, зубы — "верхушки" костей, а "вер­хушки" сухожилий — ногти. Есть как бы "внутреннее" конечностей и их внешнее проявление — "верхушка".

Преподавая тайцзицюань я хочу, чтобы ученики поняли что такое ощущение ''ци", чтобы они постепенно прочувство­вали его и не путали движущее "ци" дыхания в тайцзицюань и обык­новенное "внешнее" дыхание человека легкими.

Дыхание в тайцзицюань производится всем телом при помощи двух принципов — "закрытия" (сжатия) и "раскрытия" (расширения). Прежде всего "со­знание движется", "сознание руководит", это именно оно как бы вби­рает и выбрасывает "ци", а не просто циркуляция воздуха через отвер­стие в носу в область живота, иначе никогда не появится очень специфическое реальное ощущение "ци", погружающейся в "дань­тянь". В том то и заключается подлинная традиция тайцзицюань, что "все начинается в сознании", а не в форме, "имеющее форму устрем­лено к бесформенному". К тому же, когда сознание проявляет восемь видов сил в таких движениях, как "пэн" (распирание), "люй" (сгла­живание), "цзи" (ударное, проникающее движение), "ань" (надавли­вание), "цай" (дергающее движение), "ле" (рычаг), "чжоу" (локте­вые приемы), "као" (упор), то вследствие регуляции "внутренней ци" (нэй ци) наглядно ощущается как "ци", "наполняя форму, делает ее (бесформенно) круглой". Таким образом, началом к движению в тай­цзицюань служит барьер "входа" и "выхода" управляемой сознанием "ци". Такие свойственные для этого искусства выражения, как "сато" — держаться свободно, непринужденно (дословно — "раскрепощение от вина"), "пяо и" — "свободно реять по ветру", неотделимы от неис­черпаемой по глубине китайской классической эстетической тради­ции. Образно говоря, человека, исполняющего тайцзицюань, можно сравнить с запущенным в небо бумажным змеем во время традици­онного праздника "чистоты и света" (цинминцзе), когда "ветер спо­коен", а "солнце прекрасно" (не палит). Должно быть ощущение "естественного творчества ци". Человек и Космос сливаются в еди­ное неразделимое целое. В исследовании, "нащупывании ци", этой подлинной сути человеческого тела, возвращающей его скрытые прирожденные способности и заключено ядро всей философии тай­цзицюань.

"Обратиться к изначальному, вернуть подлинное" — в этих древних словах "подлинное" означает "подлинное Я" человека, познание им "изначальности" в своем разуме. Явление возникающих в процессе занятий тайцзицюань "превращений ци" не есть самопроизвольное "поведение ци", словно хозяин распоряжающейся человеком. Оно осу­ществляется под контролем сознания, также как не дыхание носом само по себе управляет нами, а мы дышим, внутренне осознавая это и при необходимости можем регулировать его.

Появление специфических знаний, связанных с "ци", происходило в истории китайской нации таким образом, что, исследуя себя и свое тело, древние мудрецы выработали в себе некоторые необычные спо­собности и, тщательно изучая связанные с этими способностями про­цессы, создали философское учение, базирующееся на их открытиях в области физиологии, психологии и генетического строения человека. Основой методологии этого учения был определен принцип естествен­ности — "не способствовать (чрезмерно), но и не забывать (о протека­ющем процессе)". Даосская традиция создавала такие методы трени­ровок, при помощи которых можно было овладеть механизмом превращений "инь" и "ян", постичь сущность Земного и Небесного, правильное же поглощение при определенном дыхании "изначальной ци" обеспечивало созидание и сбережение духовного начала "шэнь".

Чтобы хорошо исполнять тайцзицюань необходимо во время трени­ровок непрерывно исследовать свои состояния "расслабленности" (сун), "спокойствия" (цзин), "мягкости" (жуань), в результате чего ваши ощущения понемногу подскажут вам что такое "использовать сознание, не использовать силу" и почему "если сознание достигло (объект), то (в то же время) его достигнет и ци, а если достигнет ци, то достигнет и сила".

Тайцзицюань стиля Чэнь — это драгоценный кристалл среди дости­жений мировой культуры в истории человечества. Это искусство, ко­торое действительно необходимо современному миру, независимо от страны или местности. Оно приносит людям кипучую жизненную силу и обязательно будет с большим энтузиазмом принято в России и послу­жит делу оздоровления ее народа. Надеюсь, что тайцзицюань, подобно фруктовому дереву, пустит здесь корни, даст ростки, расцветет и при­несет прекрасные плоды.

Лю Гуанлай
из методического пособия «Тайцзицюань стиля Чень», Москва 1993 г.
 

Основателем уданского направления ушу традиционно считается Чжан Цзюньши (более известный под именем Саньфэн). Родился он в 1247 году при династии Сун на 7-ой год правления императора Сун Лицзуна, дата смерти же его не известна. За свою жизнь Чжан Саньфэн исходил множество мест, неоднократно посещая древние монастыри и знаменитые горные вершины Китая, где встречался с легендарными мастерами, обмениваясь познаниями в боевых искусствах с которыми, глубоко овладел тайными методами управления источниками жизненной силы.
         Однако чаще всего его имя связывается с монастырем в горах Удан провинции Хубэй. Он выстроил себе в тех местах травяное жилище и постигал в тишине и спокойствии Великое Дао, ежедневно занимаясь цигун, а после, отдыхая, изучал многочисленные трактаты древних мудрецов.
          Истоки китайского ушу теряются в глубине веков, ибо постоянно была необходимость то драться с дикими животными, то оборонять себя от многочисленных врагов. Однако главная цель уданского направления не схватка, бой, а навыки управления внутренней энергией. Даосам эти навыки нужны были в первую очередь для того, чтобы, укрепляя здоровье, продлить жизнь и достичь святости. Этому служили такие древнейшие практики, как "даоин" (искусство "влечения" ци) и "синци" (искусство "перемещения" ци).
          Как раз подобные способы управления энергией и были объединены Чжан Саньфэном с техникой боевых приемов. Уданское "внутреннее" направление послужило той основой, на которой возник являющийся продолжением этой традиции стиль тайцзицюань.
         В тайцзицюань главное внимание также уделяется древнему философскому учению о внутренней энергии "ци" и двух первоначалах — "инь" и "ян". Это — сокровенное звено разработанного китайским даосом Чжан Саньфэном "внутреннего" искусства ведения боя.
Эволюционируя и развиваясь, оно трансформировалось сначала в наиболее древний (из распространенных) тайцзицюань стиля Чэнь, из которого впоследствии образовались стили Ян, У и другие.

__________

Лю Гуанлай – мастер тайцзицюань стиля Чень, известный далеко за пределами Китая.         
Японские знатоки боевых искусств именуют его "Алохань – личный ученик Ван Пэйшена".        
              Лю Гуанлай родился в провинции Шаньдун, в землях древних царств Лу и Ци – родине Конфуция и военного теоретика Сунь-цзы.
С детства будущий мастер воспитывается в атмосфере уважения культурных традиций, почитания добродетелей и воинского искусства.
С пяти лет начинает заниматься ушу. Он овладевает искусством "пружинная нога – тань туй", а также традиционным шаньдунским искусством владения мечом и мечом-дао. Это заложило прочную базу для дальнейшего развития и совершенствования Лю Гуанлая в воинском искусстве.
          В одиннадцать лет будущего мастера направляют в Китайскую хореографическую школу в Пекине на специальность китайского древнего классического танца, где на протяжении семи лет он изучает философские и эстетические аспекты единого первоисточника, из которого впоследствии развились как воинское искусство Древнего Китая, так и танец. На протяжении семилетнего периода обучения в школе Лю Гуанлай каждый раз на зимних и летних каникулах возвращается в родную провинцию, где продолжает получать наставления в области воинских искусств.   
         В 1968 году, окончив обучение, Лю Гуанлай попадает по распределению в провинцию Хэнань и работает там десять лет.              
       Из-за культурной революции и гонений на ушу тайцзицюань также становится объектом запретов и нападок. И лишь при поддержке и помощи друзей Лю Гуанлаю представляется возможность получить знакомство с тайцзицюань – он изучает стиль Чень: традиционные формы из 83 и 71 движения.               
        В начале 80-хх мастер возвращается в Пекин и получает должность преподавателя в Пекинском университете искусства. Он знакомится с личным учеником Ша Гуочжена Кан Гэу, в то время преподавателя факультета ушу Пекинского института физкультуры, и получает от него знания по теоретическим вопросам ушу. Впоследствии Кан Гэу становится близким другом мастера, а в настоящее время является одним из руководителей Пекинского института исследования и изучения китайского ушу.    
       Впоследствии мастер неоднократно оказывал содействие занимающимся тайцзицюань из России в представлении их Кан Гэу.
       В Пекине Лю Гуанлай знакомится с Хань Куйюанем, личным учеником Тянь Сюченя (личный ученик Чень Факэ), от которого получает наставления по стилю Чень. Затем при его поддержке получает наставления по тайцзицюань от  Фэн Чжицяна, председателя Общества изучения и исследования тайцзицюань стиля Чень, созданного при Пекинском обществе ушу.

3 января 1990 г. Лю Гуанлай становится членом этого общества. Впоследствии мастер снова возвращается в Шаньдун и обучается у Хун Юньшэна, автора книги "Применение тайцзицюань стиля Чень", на протяжении 25 лет личного ученика Чень Факэ и председателя Шаньдунского общества ушу               
          По возвращении в Пекин Лю Гуанлай изучает тайцзицюань стиля Сунь у дочери известного мастера Сунь Лутана Сунь Цзяньюнь. У нее он получает секретные техники дыхания в багуачжан.
          В 1991 г Лю Гуанлай по приглашению приезжает на международную конференцию в Москву, где дает уроки ученикам из стран  бывшего Советского Союза, а также США, Великобритании, Индии. Затем на протяжении 5 лет мастер проводит семинары в России, посещает Литву, Латвию, два раза преподает в Германии в Берлине. В этот период выпускается учебное пособие мастера по тайцзицюань стиля Чень, форме из 24 движений. По центральному телевидении транслируется серия передач с уроками Лю Гуанлая.           
          В 1995 г. в Китае Лю Гуанлай знакомится с другим мастером, у которого  обучается стилям Чень и Ву, - Ван Пэйшеном, мастером тайцзицюань, которого фамильный наследник тайцзи стиля Чень  Чень Сяован до сих пор почтительно называет дядей. После двухлетнего срока испытаний у Ван Пэйшена и при рекомендации Кан Гэу 18 января 1997 г Лю Гуанлай становится его личным учеником. У него Лю Гуанлай обучается багуачжан стиля инь (получившему также название императорского стиля из-за того, что преподавался императору) и сань шоу багуа.            
          В 1998 г Лю Гуанлай создает хореографическую постановку "Танец с мечом", которой присуждается специальный приз на всекитайском конкурсе танца, после чего получает приглашение работать в Гонконге в двух университетах, где начинает преподавать тайцзицюань и багуачжан, а также заниматься хореографическими постановками. В 2001 г. на деньги, выделенные госпожой Цянь Сюлянь берет участие в исследовательских экспедициях в Шаолинь, Удан и на родину тайцзицюаньЧеньцзягоу.
           В 2002 г Лю Гуанлая вносят в официальный список выдающихся талантов в области культуры и искусства, составленный при Министерстве культуры КНР.

По инициативе Лю Гуанлая в 2002 году создана
 
«Киевская  школа традиционных искусств Китая»

На сегодняшний день преподается:

Тайцзицюань стиля Чень
- первая группа – занимается три раза в неделю по программе, рассчитанной на год (традиционная форма из 83 движений);
- вторая группа – занимается один раз в неделю по программе рассчитанной на полгода (базовые аспекты тайцзицюань на основе формы из 24 движений);
- инструкторская группа (базовые аспекты методологии преподавания ушу и цигун)

Цигун
- первая группа – программа рассчитана на год (комплекс «Шесть целительных звуков», комплекс шаолиньского цигун изменения костей и сухожилий «И цзинь цзин»)
- вторая группа – краткосрочная программа обучения (отдельные комплексы цигун)

Багуачжан
- первая группа – занимается три раза в неделю по программе, рассчитанной на год (традиционный стиль Иньши багуачжан)

Для занимающихся проводятся специальные теоретические лекции.
- культурология
- традиционная китайская философия;
- медицина;
- история ушу и цигун;
- китайские психотехнологии.

В планах школы:
- после встречи 31 мая провести набор в группы изучения базовых упражнений тайцзицюань и цигун;
- интенсивные краткосрочные (1-1,5 недели) семинары по изучению начальных уровней тайцзицюань и цигун;
- группа по изучению тайцзи-цигун;
- группа по изучению тайцзицюань с мечом;
- проведение краткосрочных семинаров по тайцзи, цигун и багуа в других городах Украины;
- организация летнего (1 августа - 10 сентября) учебно-оздоровительного лагеря в Феодосии под эгидой Феодосийского Центра Развития Человека

_____________ 
 

 

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - преса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -