Термины саньда, саньшоу


УШУ

САНЬДА   САНЬШОУ   ТУЙШОУ

краткая история спортивного ушу

саньда саньшоу
galactic.org.ua

карта сайта

散 打
саньда
беспорядочные удары

散 手
саньшоу
свободно действующие руки,
поединки по правилам.
推手 tuī shǒu
туйшоу
толкающие руки

 

 

 

 

 

 

 

 

саньда саньшоу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

саньда саньшоу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

саньда саньшоу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

саньда саньшоу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

саньда саньшоу

Термины саньда, саньшоу, туйшоу относятся к особым видам искусств единоборства, созданным в Китае в 19 и 20 веках на основе традиционных китайских боевых искусств.

Наверное, нет народности, не имеющей в своем культурном наследии каких-либо видов боевых искусств. Это может быть монгольская или тибетская борьба, японское сумо, русские виды поединков или даже украинский гопак.
Многие виды национальной борьбы в процессе развития, впитывая в свой арсенал знание соседних культур, дошли до сегодняшнего дня в виде синтезных конгломератов знаний. Например, капоэйра представляет собой сплав африканской борьбы и ритуальных приемов магии шаманов.[1] Не даром в этом виде единоборств существенное значение имеет ритмика оформляющего тренировки и поединки музыкального сопровождения. В связи с тем, что капоэйра развивалась не локально, а пропутешествовала через континенты, то и ее известность, пусть и секуляризированная, весьма широка. На этом фоне саньда совершенно неизвестно.

Многие века, развиваясь в ограниченных географических, религиозных и сословных рамках, китайский вид борьбы - саньда, и ее спортивный вид - саньшоу, почти неизвестны даже сегодня. Так, если современные турниры по капоэйре или сумо собирают тысячную публику, а победители облекаются почетом, уважением и, как правило, это проявляется и в материальном плане, то даже международные мероприятия по саньда - саньшоу проходят без излишнего шума и публичности. И это легко объяснимо.
Например, капоэйра, развиваясь в  среде рабов, не имела собственного места под солнцем. Не солнца как источника энергии - на плантациях его больше чем достаточно, а именно "места" - плантации капоэйристам не принадлежали. Носители этого вида борьбы даже не имели свободы передвижения. Их перемещали плантаторы. Такие нечеловеческие условия обязали капоэйристов выработать своеобразное качество "публичного одиночества". Поэтому турнир по капоэйре легко можно оформить в виде красочного карнавала или экзотического гимнастико-акробатического шоу. И само искусство капоэйры от этого только усиливает свою магико-эзотерическую компоненту. Лицезрея за зрелищным единоборством капоэйристов, наблюдателю может быть совершенно невдомек, что уже только своим присутствием он включен в энергетику ритуального магического действа, а красивые пируэты партнеров по сути смертельные удары. Одна из причин этой "публичной зашифрованности" поединка кроется в том, что жизнь и здоровье раба принадлежала не ему, как индивиду, а его хозяину, и капоэйрист не имел права наносить сопернику не то что смертельные, но и даже травмирующие удары.

Совсем в другой среде формировались предшественники современных видов саньда - саньшоу и туйшоу. Являясь автохтонным элементом китайской традиционной культуры, саньда развивалось в благоприятной среде конкретной древней культуры, а практикующие были свободны в своих проявлениях. Они обладали настолько высокой степенью свободы, что, минуя стадию "внутреннего цензора", могли иметь целью своих действий нанести партнеру травму или даже убить его одним ударом. Более того - это был единственный вектор его мотива вступления в поединок. Не случайно великие бойцы говорили о легкости достижения победы: "Достичь победы - нет ничего легче, лишь избегай размышлений, и естественность воплотится в тебе", "Смотри на противника, как на сорную траву", "Вступить в поединок столь же легко, как прогуляться по дороге", "Сбить противника с ног не труднее, чем щелкнуть пальцами".

В связи с высокой экстремальностью условий тренировок и самих поединков, чтобы пройти весь путь боя, саньдист должен был обладать некоторыми специфическими приобретенными и врожденными психофизическими качествами. Более того, целый ряд качеств, вызванных естественными самозащитными функциями организма человека, могут проявляться именно в условиях высшей опасности. В такие моменты боец не размышляет над тем, как построить бой, какую тактику избрать, а лишь следует саморазвертыванию поединка, как мудрец безотчетно следует Дао, не потакая и не противореча ему. Безошибочность выверяется здесь именно интуицией, которая есть суть естественности самопроявления природы человека. Именно работа с проявлениями этой "естественной природы" является сутью практики саньда.

В связи с высокой опасностью для практикующих, многие века этот вид китайской борьбы был уделом исключительно профессионалов. Ими были монахи даосских, чань-буддистских храмов и философско-религиозных школ, например Шаолинь, телохранители повелителей и охранники караванов Шелкового пути. Так же, почти профессионально, были обязаны владеть этим искусством среднего или высокого ранга чиновники Китайской империи. История знает и императоров - мастеров саньда. Широко практиковалось саньда и в среде огромного института китайских религиозно-политических сект и тайных обществ. Например, именно саньдисты были ударной силой Боксерского восстания. К нашему неудобству, приходится упомянуть в этом списке и представителей бандитских формирований древнего и средневекового Китая.

В Китае говорят: "Сан шоу ши вушу де жингуа" (Саньда - квинтэссенция ушу). Иными словами, этот современный вид единоборства вобрал в себя все лучшее из китайских боевых искусств. И китайцам было из чего формировать саньда.

Уже в документах периода "Вёсен и Осеней" (летопись "Вёсны и Осени", приписываемую Конфуцию, относят к VI--III векам до нашей эры) имеется много упоминаний о "сянбо" ("сян" - "взаимный", "друг другу"; "бо" - "драться").

Во время раскопок в 1975 году на горе Фэнхуаньшань в могиле времен династии Цинь (221--206гг. до н.э.) был найден гребень, на изогнутой спинке которого было цветное изображение людей, ведущих схватку на помосте.

Имеются изображения схваток на фресках Ханьского периода (правила с 206 года до н.э. по 220 год нашей эры).

В текстах VI--X веков имеется много упоминаний о схватках "шоубо" ("рукопашная схватка") и "цзюэли" ("соизмерение сил") или "цзюэди" ("схватка").[2]

При династии Сун (960--1279) рукопашный бой был введен в качестве средства физического воспитания в армии, и в столичной канцелярии обороны государства был сооружен специальный помост для поединков, называемый "лэйтай" (таким термином обозначают как сам помост, так и поединки на этом помосте). Померяться силами туда съезжались бойцы со всех уголков страны. [3]

Династия Мин (1368--1944) вошла в историю как "золотой век ушу", и лэйтай в то время были очень популярны.[4]

В годы правления маньчжурской династии Цин (1644--1911) лэйтай широко распространились в народе. Во время какого-нибудь деревенского праздника, к примеру, организаторы могли сколотить помост на открытом месте и принимали вызовы от всех желающих.[5]

В 1911 году в Китае произошла буржуазная революция. Китайские боевые искусства стали обозначать термином "гошу" ("национальное искусство"), и при поддержке богатых спонсоров (в том числе и членов правительства) в 1928 году в Нанкине (который тогда был столицей Китая) был открыт Центральный институт гошу.[6]

В в 1929 году чтобы увидеть истинный облик боевых искусств в Чжэцзянском провинциальном институте гошу было проведено "Общее собрание неформального гошу".[7]

В 1933 году в Нанкине состоялось "Всекитайское спортивное общее собрание", где попытались провести поединки по-новому - в защитном снаряжении (использовались бейсбольные нагрудники и средства защиты ног из футбола), запрещались удары в голову и в пах, контроль времени по-прежнему отсутствовал. [8]

В 1933 году Центральный институт гошу провел вторые "гошу гокао". [9]

8--12 ноября 1953 года в китайском городе Тяньцзинь состоялась "Первая всекитайская национальная соревновательная и показательная спартакиада". После нее у китайских властей окончательно оформились мысли о необходимости "огосударствления" ушу.[10]

Весной 1956 года будущий председатель КHР Лю Шаоци выступая в Госкомспорте прямо сказал: "Hадо усилить исследовательскую и реформаторскую работу по традиционным видам физической культуры в нашей стране, таким как ушу и цигун, изучив их научную ценность". [11]

Осенью 1956 года были проведены первые показательные состязания по новому виду спорта - гимнастике ушу.
В том же году была создана Всекитайская ассоциация ушу, ее первым председателем стал Ли Мэнхуа - сын одного из создателей КHР Ли Дачжао, проводивший в области ушу официальную линию правящей партии. [12]

Вслед за этим были созданы местные ассоциации. Планомерно создавались специальные спортивные группы, молодежные клубы.

С 1957 года в каждой провинции, крупном городе и автономном районе стали создаваться специализированные спортивные команды по гимнастике ушу для участия в соревнованиях.

В период Великой пролетарской культурной революции (1966--1976) соревнования ушу были прекращены, дабы не отвлекать народ от важнейшей цели классовой борьбы.

После окончания культурной революции соревнования возобновили, но стало ясно, что народ хочет зрелищ, а не просто красивых движений, что люди хотят увидеть бои. Началась работа по созданию спортивного единоборства на основе ушу. Официально его называли саньшоу, но в рекламных целях часто использовали и старый термин саньда, которым в традиционном ушу обозначали рукопашный поединок без правил.[13]

В 1979 году Госкомспорт КНР принял решение разработать новую форму соревнований по ушу - поединки - саньшоу. В рекламных целях, чтобы сделать вид, что это возрождение старых традиций ушу, их часто называли саньда или лэйтай.

После нескольких лет экспериментов с середины 80-х годов начались официальные соревнования по ушу-саньшоу всекитайского масштаба. [14]

В 1984 году на Китайский Национальный Турнир по ушу в г. Ухань по приглашению Китайской Ассоциации ушу в качестве гостей прибыли руководители организаций ушу из двенадцати стран. После Турнира состоялись дискуссии по поводу распространения ушу в Мире, и был подписан меморандум, в котором высказывалась надежда, что Китай в кратчайшие сроки предпримет основные усилия в формировании международной организации ушу. [15]

В августе 1985 года, на встрече в городе Сиане, Китай, на которой присутствовали представители 17 стран и регионов, был создан Учредительный Комитет Международной Федерации Ушу. [16]

В ноябре 1985 года в городе Болонья, Италия, создана Европейская Федерация Ушу [17]

В мае 1986 года в Бельгии состоялся Первый Европейский Чемпионат по ушу и собрал 70 атлетов из восьми стран - участниц.

В июне 1987 года в Испании, Барселона, прошел Второй Европейский Чемпионат по ушу.

25 сентября 1987 года в Йокогаме, Япония, была официально учреждена Азиатская Федерация Ушу, и состоялся первый Чемпионат Азии по ушу. [18]

В 1989 году в Шэньчжэне состоялись первые международные соревнования по ушу. [19]

В 1989 году соревнования по таолу и саньшоу Третьего Чемпионата Европы прошли отдельно в Италии и Швеции.

Осенью 1991 года в Пекине был проведен первый Чемпионат мира по ушу. [20]

В апреле 1992 года в Лондоне состоялся Четвертый Европейский Чемпионат по ушу.

Третий Азиатский Чемпионат по Ушу был проведен в Корее, г. Сеуле в декабре 1992 года.

В 1991 году благодаря усилиям организаций ушу стран Юго-Восточной Азии и Азиатской Федерации Ушу, соревнования по ушу были проведены на 16-х ЮВА Играх в Маниле.

В 1990 году ушу стал одним из видов спорта 11 Азиатских Игр в Пекине (и с тех пор является ее постоянным элементом).

3 октября 1990 года, во время 11-х Азиатских Игр в Пекине, была официально зарегистрирована Международная Федерация Ушу. [21]

В 1993 году  соревнования по ушу были проведены на 17-х ЮВА Играх в Сингапуре.

В ноябре 1997 года в программу IV Чемпионата мира (Рим) были включены новые виды. [22]

Весной 1998 года обнародованы изменения в правилах поединков по саньшоу: теперь разрешены удары локтями и коленями.

Hа Тайване, в рамках их извечного соперничества с КHР, также были созданы спортивные варианты ушу, которое на там называют гошу. [23]


Все виды спортивного ушу можно разделить на две категории: гимнастика ушу (т.н. многоборье ушу), и единоборческие виды.
В программу многоборья ушу входят чанцюань, наньцюань, тайцзицюань, нормативные комплексы по некоторым стилям традиционного ушу, комплексы с шестом, копьем, мечом-цзянь, мечом-дао, трехсекционным цепом, девятисекционным хлыстом, парными мечами, алебардой-дадао, парными хлыстами, кистенем-люсин, меч тайцзи, южный шест и южный меч.
К единоборческим видам относятся ушу - саньшоу, состязания по туйшоу ("толканию руками" из тайцзицюань) и дуаньбин (бои на мягких мечах).

Смотрите фото-видио репортажи


Комментарии
[1].
  Капоэйра, вид боевого искусства родиной которой считается Бразилия. Отличительная черта капоэйры – обилие сложнейших акробатических элементов, обманных движений, нырков, уходов, подсечек и зацепов ног противника, а также частая смена позиции и полная непредсказуемость направления атаки. К середине 17 в. относятся первые упоминания о боевом искусстве черных невольников. По одной из версий, само название «капоэйра» произошло от слова «капоэйрас», обозначающего разновидность джунглевых зарослей. Прообраз капоэйры – боевые танцы, до сих пор распространенные среди племен, обитающих на территории Мозамбика и Сенегала. Свои упражнения в боевом искусстве рабы маскировали под танцы. Тренировки проходили под музыку и песни.
Черные невольники привозили с собой свою религию, свои верования, ритуалы и обряды.
До сих пор в Бразилии сохранились магические ритуалы, пришедшие из далекого прошлого, – такие, как умбада и кондомбле.
В капоэйре поединок называется «рода» (португ. «roda» – букв. «колесо», «круг») и может продолжаться несколько часов без остановки. Время поединка не ограничивается.
Перед началом боя его участники становятся в круг, внутрь которого по очереди выходят пары бойцов. Через какое-то время пара сменяется, но смена может происходить и по одному человеку. Очередность никем не оговаривается, каждый боец сам чувствует, когда ему нужно войти в круг и когда – выйти.
Сама рода – это не просто спортивный поединок, но и магический процесс, в котором участвуют не только бойцы, непосредственно занятые игрой, но и те, кто образует круг и под хлопанье в ладоши поет магические песни, и музыканты, извлекающие из своих инструментов магические звуки. Все участники процесса входят в состояние транса, когда становится возможным любой сложности технический элемент, а усталость совершенно не чувствуется.

[2]. Вот пример подобного текста: "Император династии Поздняя Тан (923 - 936) Чжуан-цзун был очень энергичен, очень любил как смотреть цзюэди, так и участвовать. Однажды решил победить в поединке Мэнь Гуаня, но вначале уговорился с чиновником, что тот не будет слишком уж поддаваться. Мэнь Гуань отступал четыре раза, но, как говорят, будучи опрокинутым ударом и скрученным, он ударил рукой и повалил императора, получил за это округ Ю и звание цзедуши".
Из текста видно, что в схватках применялись как удары, так и борцовские приемы.

По текстам можно выделить следующие общие черты традиции публичных поединков того времени: поединки происходили на квадратном помосте (что вообще стало характерной чертой публичных поединков в Китае во все последующие времена), не было деления по весовым категориям, не было защитных приспособлений, использовались любые приемы, победитель получал ценный приз.

[3]. Правилами запрещались "недостаточные захваты", "стягивание штанов". Разрешалось использование ударов и бросков, "использовать ножное резание" (то есть проводить приемы в падении, типа самбистских "ножниц"). Победителям вручались знамена, серебряные чарки, парчовые халаты, скакуны и т.п.

[4]. На колоннах по обе стороны помоста для подогревания атмосферы вешались парные надписи, вроде "удар кулака свирепого тигра из южных гор" и "удар ноги водяного дракона из северных морей". Чтобы не было споров о том, кто победил, перед началом боя оба участника подписывали документ о жизни и смерти, без подписания такого документа никто к боям на помосте не допускался.

[5]. Никаких допусков, предварительной регистрации и т.п. не было, от бойца требовалось только громко объявить, кто он и откуда. Опять же, это были не спортивные поединки, смерть участника саньда была вполне в порядке вещей, поэтому рисковали выходить на помост лишь очень уверенные в своем мастерстве люди. Широкое распространение поединков на помосте свидетельствует о высоком уровне рукопашного боя того времени.

[6]. Чтобы привлечь внимание, набрать квалифицированных преподавателей и завлечь студентов, в Нанкине были устроены поединки на помосте всекитайского масштаба. Перед этим долгое время специальные люди ездили по разным провинциям Китая и приглашали известных мастеров. Эти поединки были названы "гошу гокао" ("государственные испытания по гошу"). Шли они десять дней. Бои проходили на прямоугольной площадке, разрешались любые приемы, кроме ударов в глаза, горло и пах. Требовалось победить в двух из трех раундов, однако раунды не были ограничены по времени.

[7]. Приняло участие 545 человек, прошедших серьезный отбор и представлявших 12 провинций и 4 крупных города; из них 125 человек участвовало в поединках. Для участия в этих состязаниях была необходима рекомендация. Если после просмотра исполнения комплекса формальных упражнений возникали серьезные сомнения в соответствии рекомендации истинному уровню, то человека старались отговорить от участия в поединках. Бойцовский помост был высотой 1,3 метра, длиной 20 метров и шириной 18,6 метра. Правила поединков изобиловали дырами, их приходилось корректировать прямо по ходу боев. В конце-концов было решено, что "кулак и стопа одинакого равноправны, можно бить во все части тела".

[8]. В результате схватки стали напоминать борьбу, некоторые бои шли больше часа. Газеты того времени критически замечали: "Бои по гошу стали похожи на корриду".
Стало ясно, что западный путь развития боевых искусств, то есть создание систем правил и организации соревнований, является тупиковым: стремление к безопасности участников снижает реалистичность боя, и приемы, эффективные в реальном бою, становятся бесполезными для победы в поединке по правилам.

[9]. Было ясно, что смертельные поединки проводить нельзя, однако правила могли ограничить реалистичность боев. Было решено запретить "смертельные удары по точкам" (ибо удачное применение нежелательно, а эффективность имитации удостоверить невозможно), все остальное (вплоть до захватов за волосы) разрешалось.
Помимо рукопашного боя, проводились отдельные состязания по китайской борьбе шуайцзяо, европейскому боксу, поединкам на длинном и коротком оружии. Участвовали представители большинства провинций и крупных городов Китая, в иных делегациях число представителей превышало сотню человек. Однако далеко не все были мастерами, и столь свободные правила поединков заставляли думать прежде всего о собственной безопасности, в результате чего в большинстве поединков участники не осмеливались атаковать, а только уклонялись. Газеты того времени оценили это так: "Соревнования по гошу достигли уровня петушиных боев".

[10]. После установления в Китае коммунистической партии власти постарались вообще вытравить из памяти то, что ушу - это искусство боя. Развивалась гимнастика - ушу, основанная на исполнении комплексов, приемам саньда учили только некоторые старые мастера, рискуя (особенно в годы Великой культурной революции) попасть под пресс государственной машины.

[11]. Официальные причины были таковы: ушу мистифицировано, надо освободить его от неоправданной загадочности, от клановости, упростить терминологию, что сделает его более доступным. Тогдашний председатель Госкомспорта КHР призвал отделить истинные ценности от подделок. Такая формулировка позволила оставить "за бортом" официальных боевых искусство многих влиятельных народных мастеров.
В результате "изучения научной ценности" специальная исследовательская группа создала ряд абсолютно новых, никогда ранее не существовавших нормативных комплексов. Для них было использовано старое название "чанцюань" ("длинный кулак"). В основу чанцюань легло несколько северных стилей, где было принято вести бой на длинной дистанции - чжацюань, хунцюань, хуацюань.
Критерием отбора движений в новый стиль были не боевая ценность, доступность или разработанная методика преподавания, а прежде всего зрелищность или оздоровительная ценность. Чанцюань включал в себя широкоамплитудные красивые движения, широкие махи и вращения руками, высокие прыжки, резкие остановки и внезапные ускорения. Традиционные стили под понятие "нормативности" не попадали, так как могли немного отличаться в формах, например, ударов.
В результате из обоймы официального ушу было исключено подавляющее большинство традиционных стилей.
По такому же принципу был составлен стиль "наньцюань" ("южный кулак"), образованный из движений стилей южнокитайской провинции Гуандун. Аналогичным образом были составлены нормативные комплексы с копьем, палкой, прямым и широким мечами и т.п.

[12]. Грандиозная работа завершилась успехом - ушу находилось под контролем государственной власти, а традиционные мастера уже не имели права слова.
Постепенно правила реформировались, требования к показательности движений усиливались. Высокую оценку стали давать за красивый, высокий прыжок и приземление в устойчивую, зрелищную позицию. В комплексы были включены и акробатические элементы типа кувырков. В 1964 году спортсмены должны были соревноваться уже в многоборье, то есть выступать в нескольких видах программы, а победителем объявлялся тот, кто набирал большую сумму очков. В итоге ушу превратилось в типичный спорт высоких достижений, в котором заметных результатов может добиться лишь человек, принадлежащий к строго определенной категории подготовленных людей, в основном молодежи до 20-ти лет.

[13]. Старых мастеров это возмутило: они прекрасно помнили, к чему привели попытки поединков по правилам в 1930-х годах. Однако выросло уже несколько поколений, которые не видели настоящего саньда, и они принимали официальную версию за чистую монету. В результате во многих странах, в том числе и в России, под "саньда" зачастую понимают именно официальный государственный "китайский кикбоксинг с бросками", а не абсолютно свободный бой, как это было в ушу всегда.

[14]. Поединки велись на квадратном не огражденном помосте со стороной 8м, в полный контакт, в защитном снаряжении. Разрешались удары перчатками, удары ногами и броски, можно было атаковать в падении и выбрасывать противника с помоста. В целях безопасности были запрещены серии ударов руками в голову.

[15]. Присутствовали руководители организаций ушу из Франции, Федеративной Республики Германии, Италии, Японии, Мексики, Филиппин, Сингапура, Швеции, США, Таиланда, Гонконга и Макао.

[16]. Присутствовали представители: Бельгия, Канада, Филиппины, Франция, Англия, Гонконг, Италия, Япония, Марокко, Макао, Мексика, Польша, Сингапур, Испания, Таиланд, США, и Китай.
Китай, Англия, Италия, Япония и Сингапур были избраны членами учредительного Комитета Международной Федерации Ушу, а остальные страны - участницы и регионы стали координаторами. Секретариат Комитета расположился в Китае.

[17]. В состав Европейской Федерации Ушу вошли 8 стран: Англия, Франция, Испания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Норвегия и Италия.
В ноябре 1985 года Федерация приняла новых членов.

[18]. На торжественной встрече по поводу создания Федерации присутствовали представители из 11 стран и регионов: Китай, Япония, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Филиппины, Непал, Малайзия, Макао, Шри Ланка и Индонезия. Всеми единогласно была принята "Специальная Просьба о включении ушу в 11 Азиатские Игры, как одного из видов спорта" и резолюция о проведении Второго Азиатского Чемпионата по Ушу в Гонконге в 1989 году.

[19]. Чтобы привлечь иностранных участников, были изменены правила поединков (в частности, стали драться босиком, чтобы сделать правила более знакомыми для каратэк, таеквондистов и тай-боксеров), а ряд китайских спортсменов высокого уровня на состязания допущен не был, чтобы иностранцы могли занять призовые места.

[20]. Большим удивлением для многих было то, что второе место заняла сборная СССР, лишь немногим уступив хозяевам соревнований.

[21]. На торжественной встрече присутствовали представители организаций ушу из более чем 30 стран и регионов. Организации ушу из 38 стран и регионов были признаны официально входящими в Международную Федерацию Ушу.
Исполнительный Комитет составили из  представителей 7 стран - Президент Ли Мэн Хуа (Китай), Вице-президент Лим Кэн Яик (Малайзия) и Раймонд Смитт (Англия), Генеральный Секретарь Чжан Цюань Дэ (Китай), Лее Кун Чоу (Сингапур), Джузеппе Фалькони (Италия), Ник Грэйснин (США) и Амран Джамал (Алжир).
Создание Международной Федерации Ушу стало важной вехой для объединения всех занимающихся ушу в Мире и планомерного, организованного развития официального ушу.

[22]. С 1997 года введены дополнительные виды - меч тайцзи, южный шест и южный меч.

[23]. Поединки по гошу проходят по правилам, более похожим на правила соревнований по каратэ, то есть удары наносятся с дозированным контактом. Кроме того, есть соревнования по туйшоу и чисао ("липкие руки" из юнчунь).


   КИТАЙ КЛУБ
    концепция

   фото-видео репортажи
   лаборатория фэншуй
    мероприятия
    организации
    философия
    лингвистика
    стратагемы
    верования
    искусства
    история
    ссылки
    цигун
    ушу

___________                     ____


главная
объявления
концепция
 история колледжа
пресса
словарь
обучение
вернисаж
библиотека
 лаборатория пространств
клуб бронникова
 интерактив лаборатория
адвокат клуб
рассылка
форум

 

САНЬДА, САНЬШОУ

КИТАЙ КЛУБ
концепция

фото-видео репортажи
лаборатория фэншуй
мероприятия
организации
философия
лингвистика
стратагемы
верования
искусства
история
ссылки
цигун
ушу

.