|
В маленьком ребенке заложены все возможности человека. К
этой мысли я пришла сама вследствие своей практической деятельности,
когда я выступала на педагогическом совещании с мыслями о том, что
этот возраст детей надо понимать и что уже в этом возрасте в ребенке
могут проявиться огромные потенциальные возможности.
И вот я познакомилась с книгой японского профессора (Масару Ибуки
"После трех уже поздно"), который много лет работал в университете,
и тогда еще почувствовал, что есть какие-то штампы, которые мешают
молодежи развиваться. Он решил ознакомиться с системой образования,
чтобы найти источник, где формируются эти штампы. Поработав в школе,
он понял, что эти штампы есть, но они появились ранее, до
поступления ребенка в школу. Тогда профессор решил ознакомиться с
работой детских садов. Работал с дошкольными учреждениями, но узнав
принципы работы детских садов, он понял, что у детей уже
сформированы понятия "можно", "нельзя", а также уже введены
определенные рамки поведения. И тогда он вернулся в учреждения,
работающие с детьми ясельного возраста и, ознакомившись с их
работой, воскликнул: "О! Эврика!" Вот, оказывается, где потенция
человека, вот откуда начинаются истоки человека.
Он начал работать с детьми ясельного возраста и поразил весь мир.
Его воспитанники способны играть на 3—4 музыкальных инструментах
(струнные, ударные), усвоить несколько иностранных языков. В Японии
много наречий, и дети разговаривают дома на одном наречии, на другом
— в колледже. И когда приехали ученые из разных стран мира, они
удивились, что дети в таком раннем возрасте способны понять и
освоить глубокие музыкальные классические произведения, серьезные
художественные картины, и сидят, слушают и смотрят концерт, не
шелохнувшись, под влиянием этих произведений, в то время как
взрослые уже начинают испытывать чувство дискомфорта, начинают
переговариваться, шептаться. Дети при этом оставались полны внимания
до окончания концерта.
Это подтверждает предположение о том, что ребенок пришел в мир с уже
заложенными в него возможностями, а мы, воспитатели, используя
только традиционные программы обучения, постепенно его начинаем
обворовывать, ограничивать, вести только по определенной тропинке,
по которой мы ему позволили идти. А дети способны на большее.
Пришло время менять традиционный подход в педагогике
воспитания, где все давно рассчитано, измеряно: когда ребенку
начинать говорить, когда ходить, когда можно воспринимать тот или
иной материл учебной программы. Основное направление - тотальная
опека и подтягивание к стандартным меркам. И от этой беспросветной
опеки взрослых - какое-то утомление, безысходность в глазах детей
раннего возраста.
Часто мы не понимаем свой маленький народ, мы им говорим
нельзя, не лезь, не трогай, это ты не поймешь, это тебе не нужно. А
ведь в двух-трехлетних детях законсервированы все возможности
человека. Ну что может усвоить за год-два своей жизни взрослый
человек? А дети раннего возраста делают такой колоссальный прорыв в
своем развитии: научаются ходить, говорить, соотносить себя с
окружающим миром людей, природы. Как легко они усваивают два-три
языка!
Познакомившись с системой В.М. Бронникова я вначале поняла, что
это открылся какой-то новый мир, новый огромный диапазон
невостребованностей. Несмотря на то, что, казалось бы мой жизненный
путь уже близок к завершению. Остается только лицезреть, понимать
где-то что-то, помогать, оказывается нет, ты можешь и должен до
конца своих дней воспринимать что-то новое, что-то усваивать и
постоянно пользоваться каким-то обменом информации. Это стало
настолько интересным, увлекательным, что я постаралась увлечь свой
коллектив, своих родных и близких. Постепенно круг становился все
шире и шире, интерес проявлялся все больше и больше. Меня стали
понимать все больше и больше окружающих коллег и родственников. Люди
стали интересоваться методикой В.М. Бронникова, и это меня все
больше и больше радовало. Мне думается, что наконец-то я начинаю
жить той атмосферой, которой должна была жить со дня своего
рождения.
А что же маленькие дети? А наверное, они помнят еще все,
заложенное в них природой, ведь они пришли в мир со всеми своими
потенциальными возможностями.
Сверхспособности присутствуют изначально в каждом человеке —
но они не выявлены. И вот я начала с детьми на базе наших
традиционных методик приспосабливать и методику В.М. Бронникова.
Начинается весна, выйдем мы на улицу, первое солнышко
пригревает, так тепло и приятно. Я детям говорю: "Протяните свои
ладошки к солнышку, постойте, почувствуйте лучик солнечный, как он
ласкает и греет ваши ладошки". Дети протянули руки и говорят: "Да! —
с восхищением. — Да, ручки стали теплыми".
— А теперь поставьте свои щечки под солнышко.
— Да, и щечки стали теплыми, — говорят дети.
— Вот видите, ребята, как далеко от нас солнышко, а как оно нас
любит, и как далеко оно протягивает свои лучики, чтобы порадовать
нас своим теплом. А такое же тепло несет тело человеческое и наши
руки. Давайте поставим наши ручки напротив друг друга и погреем. И
вы почувствуете, что у нас тоже есть это тепло, нам солнышко родило
эту энергию, и мы теперь этой энергией погреем ручки друг другу.
Дети начали протягивать ручки и с восторгом, с сияющими
глазками говорить:
— Да, есть такое солнышко.
А затем они, сидя, рисуют друг другу на ладошках эти "солнышки",
кубики, квадратики.
Ребенок принес в детский сад игрушку - зелененький резиновый
дракончик. И я вдруг вспомнила про упражнение "Дракон" из метода
Бронникова и показала им.
— Ребята, вы знаете, — говорю им я, — что любит этот дракончик
дышать солнышком и дышать землей? Вот солнышко посылает нам свою
солнечную энергию, а земля посылает нам космическую энергию, потому
что она находится тоже в космосе. И вот давайте мы с вами вместе с
нашим дракончиком попробуем это сделать. Поднимите ладошки вверх к
солнышку и потяните в себя воздух, чтобы вы почувствовали в своих
ладошках, что солнышко коснулось этих ладошек, и протяните в себя
этот вдох глубоко в животик, в солнечное сплетение, здесь иногда
наше солнышко отдыхает. Вот протяните туда солнечный лучик, и пусть
он там отдохнет немного в солнечном сплетении. А теперь направьте
этот солнечный лучик вниз в ножки, в пяточки и в промежность. Пусть
он уйдет в землю, подарите земле такое же теплое солнышко. А теперь
давайте представим, что земля такая добрая, она нам в ответ тоже
даст свое тепло. Давайте от земли тоже потянем то же самое тепло
вверх, потянем через ножки, через промежность. Пусть оно тоже
отдохнет в нашем солнечном сплетении. И отдадим солнышку назад эту
энергию. Вы слышите, как энергию идет? Слышите тепло в ладошках?
— Да, слышим, чувствует.
Т. е. дети это чувствуют, и им это все понятно. А потом они уже сами
предлагают поиграть в дракончика, при этом предлагая различные
варианты игр. А потом, подходя к соснам, я им говорю:
— Дети, а ведь сосна тоже имеет свою энергию. Давайте сейчас постоим
рядом с ней и послушаем эту энергию. И понюхаем запах, ведь она
пахнет не так, как остальные деревья. Вы слышите, чувствуете?
— Слышим, чувствуем, — отвечают дети.
— А подержите свои ладошки, может быть, они ощутят то тепло, которое
посылает им сосна?
Дети говорят, что они чувствуют, ощущают.
— А теперь подойдем к березке. Посмотрите, какая она стройная, какая
красивая. Давайте споем в хороводе песню "Во поле березка стояла".
Дети становятся в хоровод вокруг березки и поют песню.
— А теперь направьте свои ладошки к березке, послушайте. Березке
понравилась ваша песенка, и она сейчас тоже поблагодарит вас своим
теплом.
И дети, поставив свои ладошки, отвечают, что они ощущают, и говорят,
что от березы идет тепло, энергия. Таким образом можно подходить к
цветам и слушать и ощущать происходящее от них тепло и запах. Мы
говорим, что сейчас поговорим с цветами, скажем им добрые слова и
посмотрим, как они нам покажут свой красивый букетик цветов, польем
его и погреем своими ручками, чтобы цветочек скорее согрелся и
быстрее расцвел. На следующий день дети бегут к этому цветочку,
смотрят и говорят: "А цветик расцвел, он нам говорит — спасибо! Он
нас поблагодарил, что таким красивым цветком зацвел". И так,
постепенно дети осваивают то одно, то другое упражнение. И этом им
нравится.
Также прокачка глаз. У ребенка начинается ячмень. Я подошла и
сделала ему прокачку глаз, прогрела глаза. Затем, глядя на мальчика,
дети подошли и таким же образом каждый прогрел ему глаз.
Однажды, сидим, что-то шумит. А это Саша сидит и сам делает
себе прокачку глаз с громким дыханием — тоже глазик чешется (я себе
грею "солнышко"). Т.е. дети начинают понимать пользу и
целесообразность использования биоэнергии, берут такие понятия на
вооружение. Удивительно: дети понимают это лучше нас. В этих
упражнениях у них появляется самовостребованность. И я думаю, если
этим займется наша педагогика, медицина, то результаты будут
удивительные.
Педагогам необходимо всемерно помогать специалистам метода В.М.
Бронникова в создании и оформлении информативно-методического
материала для детей в виде плакатов, буклетов, папок-передвижек.
Надо привлечь в этот методический материал образы живой природы. И
уже этот одушевленный мир друзей (Дракончики, Мишки,
Коньки-Горбунки, Деревья-богатыри и т.д.) поведет наших маленьких
детей в мир непознанного, но узнаваемого детьми по не угасшим
внутренним связям.
Еще раз хочу сказать, что под умелым руководством
специалистов успехи детей будут очевидны и удивительны! И я думаю,
что если этим глубоко займется вся наша медицина, педагогика, то
результаты будут удивительные, потому что я со своими детками
разговариваю и общаюсь на равных. Я их не принимаю за маленьких
непонятных человечков, я их принимаю за равных. Мы с ними беседуем
на такие взрослые темы, что иногда окружающие диву даются: "А как
они вас понимают? Им все понятно и доступно?" Да! Это им понятно,
это им доступно.
Я не знаю, то ли я уменьшаюсь в своих размерах, то ли они подрастают
до моего уровня, но мне с ними интересно, приятно, и я с ними
беседую о многих таких вещах, казалось бы недоступных. Потом, когда
беседую с родителями и объясняю, что мне ребенок пояснил какую-то
ситуацию домашнюю или еще что-то, они поражаются: "Он что, понял? И
вам смог это объяснить?" Да, он понял! Сострадал! И даже делал
какие-то предложения. А вот вы его не спросили, а он сам не решился.
Поэтому прошу родителей: "Вы понимайте своих детей и почаще с ними
беседуйте. Старайтесь увидеть в них своих соратников, равных".
|