|
Брахма (санскр. - священная сила) - первоначально заклинание, затем сила,
которая придает действенность обрядам, совершаемым во время жертвоприношении, и,
наконец, существующий творческий и утверждающий принцип, который все созидает,
поддерживает, хранит и затем снова возвращается к самому себе.
Со времени
упанишад спекуляции об отношении Брахмы к самости (см. Атман) отдельного
существа составляют главную тему веданты.
Брахма как один из трёх высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец,
создатель Вселенной, её олицетворение и душа практически не является объектом
культа. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде.
Брахманизм (учение брахманов, священников) - господствующая религия в Индии,
выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия
восходит к ведам, хотя между ними существует большое расхождение. В брахманизме
имеются различные направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как
мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм (см. Эволюция): мир
создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в
вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Брахманизм включает в
себя шесть ортодоксальных систем: миманса и веданта, санхья и йога, вайшешика и
ньяя (см. Индийская философия). Однако, несмотря на осн. требование брахманизма
- соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения
касты брахманов, - для него характерна терпимость по отношению к др.
политическим и теоретическим убеждениям.
Веданта (санскр. - завершение вед) - первоначально название упанишад, завершающих веды. Затем философские системы брахманов, трактующие о «совершенстве (смысле) вед». В них всесторонне рассматривалось отношение индивидуальной
души к мировой. Наиболее распространенной в Индии системой веданты является веданта Шанкары, популяризируемая Рамакришной и Вивеканандой.
Веды (санскр. - знание) - священные книги брахманов, которым они приписывают сверхъестественное происхождение. Веды распадаются на 4 санхиты (сборника):
1) Ригведа (веда гимнов);
2) Самаведа (жертвенные песни);
3) Яджурведа (жертвенные изречения);
4) Атхарваведа (песни-заклинания).
К этим книгам, относящимся к 15-10 вв. до Р.X. (?), ок. 10 в. до Р.X. присоединились брахманы (ритуальные тексты), араньяки («лесная книга», повествующая о жертвоприношениях) и ок. 13 в. до Р.X. - упанишады (философское тайное учение).
По всей видимости, веды в своих основных чертах сложились к 5 в. до Р.X., однако вплоть до нового времени появлялись произв., составленные из различных упанишад. См. Индийская философия.
- психология -
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
- физиология - |
|
|