с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ДУША - ДУШЕВНОСТЬ - ДУШЕВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - ДУШЕВНЫЕ СКЛОННОСТИ

 


Душа (греч. psyche, лат. anima) - в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи.

Научное понятие души: душа - в отличие от индивидуального духа (см. Дух) - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств (см. Чувство) и стремлений (витальная душа).
Результат наблюдений над душой анализирует психология.

До нового времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией. При возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый «выдыхал» душу).
Соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т.д.) привели к тому, что в ней видели носительницу души. Отсюда переживание сна, в частности, привело к представлению о душе, существующей независимо от тела.

Развитие душевной жизни (греч. «психогенезис») исследуется как психогенетически, так и онтогенетически - детской психологией, психологией народов, зоопсихологией; исследованием доисторического и (в узком смысле) исторического развития душевной жизни занимается психология развития.
«Психическая жизнь не возникла раз и навсегда с незапамятных времен, она возникает постоянно. Где и когда развитие группировок постоянно достигает соответствующей формы, там должно возникнуть психическое и всякий раз - в определенной форме» (Штумпф).
Поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенезиса.

В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, как было у большинства досократиков в греч. философии.
По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию.
Аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.
Согласно пониманию некоторых отцов церкви (напр., Тертуллиана), душа материальна,
др. же отцы (напр., Августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. Это понимание в христианстве, является господствующим.
Против него выступает Кант.
Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума. Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциальности души должна уступить место теории о ее актуальности. Представления о развитии души были введены романтикой и нем. психологией.
Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе, т.е. психологию, подчиненную принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности.
В 1863 В. Бунд прочел лекции об истории развития души человека и души животных. Вильгельм Вунд излагал проблемы психогенезиса в своих работах «Grundzьge der physiologischen Psychologie» (1908-1911) и «Vцlkerpsychologie» (1908 - 1917).

Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. Для Паладьи и Клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно».
Для современной психологии душа - носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. Гештальткачества) микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (одушевленность).  (см. Психотерапия)

Душевность (нем. Gelst) лишь нем. языку свойственное обозначение тесного единства духовной и чувственной жизни чувства, внутреннего содержания души (см. Внутреннее).

Душевные движения - чувства, аффекты, страсти, настроения.

Душевные склонности - понятие старой психологии, рассматривавшей мысли, чувства и волю как самостоятельные душевные склонности (так, напр., у Канта - склонность к познанию, к желанию, склонность к радости и грусти). Новая психология, наоборот, рассматривает все явления психического как акты Я.

Души глубины - согласно Экхарту и др. нем. мистикам, то, что способствует включению в душу божественного; сущность души, а также божественный образ, свет или «искра».

Души превращения - метемпсихоза  - (от греч. metempsychosis - переселение душ) переселение души из одного тела в какое-либо др. в зависимости от обстоятельств, происходящее якобы в момент смерти.
Вера в переселение душ была особенно распространена у индийцев и египтян и образовала осн. составную часть буддийской, орфической и пифагорейской философии. ( см. Парапсихология)

Anima (жен. род от animus), означающему воспринимающее, инстинктивное, животное (анимальное) начало в человеке. Знание этой двойственности человека и порождаемых ею разногласий, производящих то разрушительное, то созидающее действие, очень древнее по происхождению, живет в мифах и сказаниях и находит выражение в некоторых живых языках, как, напр., в слав, (чешек.: duch и duse).
Противоположность слову Animus (лат. — душа) — характер, совокупность мысли, чувства и воли.

 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум