|
Душа (греч. psyche, лат. anima) - в обычном словоупотреблении совокупность
побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека;
антитеза понятий тела и материи.
Научное понятие души: душа - в отличие от
индивидуального духа (см. Дух) - совокупность тесно связанных с организмом
психических явлений, в частности чувств (см.
Чувство) и стремлений (витальная
душа).
Результат наблюдений над душой анализирует психология.
До нового времени
предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией. При возникновении
древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблюдение над
дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый
«выдыхал» душу).
Соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при
большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т.д.) привели к тому,
что в ней видели носительницу души. Отсюда переживание сна, в частности, привело
к представлению о душе, существующей независимо от тела.
Развитие душевной
жизни (греч. «психогенезис») исследуется как психогенетически, так и
онтогенетически - детской психологией, психологией народов, зоопсихологией;
исследованием доисторического и (в узком смысле) исторического развития душевной
жизни занимается психология развития.
«Психическая жизнь не возникла раз и
навсегда с незапамятных времен, она возникает постоянно. Где и когда развитие
группировок постоянно достигает соответствующей формы, там должно возникнуть
психическое и всякий раз - в определенной форме» (Штумпф).
Поскольку психическая
жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы),
их формирование также образует основу психогенезиса.
В связи с тем, что душа
понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего
вещества, как было у большинства досократиков в греч. философии.
По Платону,
душа является нематериальной и предшествует существованию.
Аристотель называет
ее первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух)
может быть отделена от тела и является бессмертной.
Согласно пониманию некоторых
отцов церкви (напр., Тертуллиана), душа материальна,
др. же отцы (напр.,
Августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как
непространственной, нематериальной субстанции. Это понимание в христианстве,
является господствующим.
Против него выступает Кант.
Апелляция к нематериальному
принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту,
прибежище ленивого разума. Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в
его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциальности
души должна уступить место теории о ее актуальности. Представления о развитии
души были введены романтикой и нем. психологией.
Герберт Спенсер в 1855
разработал учение о душе, т.е. психологию, подчиненную принципу необходимого
ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности.
В 1863 В. Бунд прочел лекции об истории развития души человека и души животных.
Вильгельм Вунд излагал проблемы психогенезиса в своих работах «Grundzьge der physiologischen Psychologie» (1908-1911) и «Vцlkerpsychologie» (1908 - 1917).
Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие
между душой и сознанием. Для Паладьи и Клагеса душа является носительницей
ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в
противоположность душе, «прерывно».
Для современной психологии душа - носительница бессознательного и выражение тех
структурных качеств (см. Гештальткачества) микрокосмоса, которые сообщают его
частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (одушевленность).
(см. Психотерапия)
Душевность (нем. Gelst) лишь нем. языку
свойственное обозначение тесного единства духовной и чувственной жизни чувства,
внутреннего содержания души (см. Внутреннее).
Душевные движения - чувства, аффекты, страсти, настроения.
Душевные склонности - понятие старой психологии, рассматривавшей мысли, чувства
и волю как самостоятельные душевные склонности (так, напр., у Канта - склонность
к познанию, к желанию, склонность к радости и грусти). Новая психология,
наоборот, рассматривает все явления психического как акты Я.
Души глубины - согласно Экхарту и др. нем. мистикам, то, что способствует
включению в душу божественного; сущность души, а также божественный образ, свет
или «искра».
Души превращения - метемпсихоза - (от греч. metempsychosis - переселение душ)
переселение души из одного тела в какое-либо др. в зависимости от обстоятельств,
происходящее якобы в момент смерти.
Вера в переселение душ была особенно
распространена у индийцев и египтян и образовала осн. составную часть
буддийской, орфической и пифагорейской философии. ( см.
Парапсихология)
Anima (жен. род от animus), означающему воспринимающее,
инстинктивное, животное (анимальное) начало в человеке. Знание этой
двойственности человека и порождаемых ею разногласий, производящих то
разрушительное, то созидающее действие, очень древнее по происхождению, живет в
мифах и сказаниях и находит выражение в некоторых живых языках, как, напр., в
слав, (чешек.: duch и duse).
Противоположность слову
Animus (лат. — душа) — характер, совокупность мысли, чувства и воли.
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
|
|
|