|
Материя (лат. materia) - вещество;
понятие, первоначально обозначающее
отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни,
душе и
духу (см. Гилоэоизм), и только после ряда
исторических превращений развившееся в понятие «мертвого вещества», которое
является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души и духа;
в
области мировоззрения это оформляется в материализме,
в сфере науки - в
современном естествознании,
в новейшей физике «материя» - обозначение некоторой
особой точки поля (см. Поля теория).
Материальный (от лат. material) 1) вещественный, подчеркивающий в данности
момент содержания; противоположность - формальный.
2) телесный, вещный;
противоположность - имматериальный.
Материальное определение - это не определение в собственно логическом смысле, т.е. не установление понятия, а вещное определение, которое относится к
действительному содержанию того, что имеется в виду в определении.
Материализм (от лат. materialis вещественный) - воззрение, которое видит основу
и субстанцию всей действенности - не только материальной, но душевной и духовной
- в материи.
К материализму нужно отнести:
натурализм, поскольку он не отводит
человеку особого места в природе;
эмпиризм, который расценивает как реальное
только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов;
неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной
сущности дел.
Материалистична также философия Б. Рассела и его школы.
Для
материализма характерно прославление естественных наук, техники и
человеческого разума.
Развитие материализма можно проследить во всей истории
западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории
философии.
Своего расцвета материализм достигает в эпоху франц. Просвещения (Ж.Ламетри,
П.Гольбах, Д.Дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он
приобретает только в 19 в. (К.Маркс, Ф.Энгельс, Л.А.Фейербах, Д.Ф.Штраус,
Я.Молешотт, К. Фогт, Л.Бюхнер, Э.Геккель, Е.Дюринг).
Он представляет собой
противовес идеализму, но в своей односторонности совершенно пасует
перед всеми решающими, т.е. человеческими, проблемами (сознание, существование,
смысл и цель жизни, ценности и т.д.), которые он отклоняет как мнимые.
Основное его
положения - это ряд догм и примитивная онтология, давно превзойденная западной
мыслью.
Материализм - образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они
надеются осуществить свои цели прежде всего благодаря своему «весу», своему
большому количеству и ощущают себя как нечто более или менее телесное.
Необходимо различать следующие разновидности материализма:
1)
Физический материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность
(классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики.
2)
Биологически и, или физиологический, материализм выставляет те же соображения
относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между
материальным и нематериальным (Ж.Ламетри, В.М.Бехтерев).
3) Нечто совершенно
иное представляет собой этический материализм. Он признает достойными только
полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание
царства автономной нематериальной ценности.
4) Диалектический материализм
(«диамат») - был фактически советской государственной философией и одновременно
служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения
гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение кон. 19
столетия; название «материализм» часто употреблялось при этом в смысле реализма
(реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания).
5)
Исторический материализм (см. Материализм исторический).
Материализм исторический - (материалистическое, или экономическое, понимание
истории) - восходящая к Сен Симону, базирующаяся на материализме и упорно
защищаемая марксизмом философия истории, переносящая гегелевскую схему на
социально-экономическую структуру и присущие ей диалектические связи.
«Способ
производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и
духовный процессы жизни вообще.
Не сознание людей определяет их бытие, а,
наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс).
Энгельс
рассматривает экономические условия - характер и способ, которым люди
определенного общества производят средства поддержания собственной жизни и
обменивают продукты между собой, как нечто, определяющее общественное развитие
(см. Идеология).
Исторический материализм стремится быть не только орудием
познания, но и инструментом (наряду с политическими средствами власти), могущими
в ходе истории содействовать развитию социализма.
Его научным методом является
позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и отклоняет самую возможность
всякой метафизики) составляют натурализм и причинно-механическая картина мира,
но гл. о. законы диалектики (см. Диалектика, Гегельянство).
Исторический
материализм верит в прогресс, в способность человека к совершенствованию и в
солидарность человечества.
Смысл и цель исторического развития - счастье для
всех (см. Эвдемонизм).
(А - В) (Г - З) (И -Л) (М - Я)
|
|
|