с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ОЛИГОФРЕНИЯ - ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА

 


Олигофрения (новолат. oligophrenia - малоумие, от греч. oligos - малый и phren - ум), группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в раннем детстве психическим недоразвитием.

Происхождение олигофрении может быть связано с болезнями в период беременности матери (сифилис, краснуха, токсоплазмоз, авитаминозы, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет и др.), а также с резус-несовместимостью крови матери и плода, травмой и асфиксией плода в родах, перенесёнными менингитом, энцефалитом и т.д.
Олигофрения может быть и наследственным заболеванием (Дауна болезнь и др.).
При олигофрении слабоумию часто сопутствуют последствия очаговых поражений головного мозга (припадки, нарушения статики, движений, чувствительности). Нередки также и пороки телесного развития. Изменения психики при олигофрении стабильны и не прогрессируют. Этот признак позволяет отграничить олигофрению от психических болезней, начавшихся в младенчестве и претерпевающих закономерное развитие с усложнением клинич. картины и нарастанием слабоумия.

В связи с задачами воспитания олигофренов в коллективе, их лечения и обучения различают 3 степени олигофрении (т.е. степени интеллектуальной недостаточности безотносительно к её происхождению):
идиотия (наиболее глубокое слабоумие), имбецильность (средняя степень) и дебилыюсть (лёгкая степень).

Психические функции идиотов сводятся в основном к рефлекторным актам; имбецилам можно прививать навыки самообслуживания; дебилы, несмотря на замедленность и конкретность мышления, низкий уровень суждений, узкий кругозор, бедный запас слов и слабую память, способны к приобретению нек-рых знаний и профессиональных навыков.
Лечение олигофрении преимущественно симптоматическое. Осн. значение имеют уход и педагогическое воздействие.

Олигофренопедагогика, отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей, а также вопросы их социальной реабилитации.
Возникла в нач. 19 в. как определённое направление в развитии медицины и педагогики. Первыми воспитателями умственно отсталых детей в спец. отделениях при психиатрич. лечебницах и спец. приютах были врачи.
Франц. врач и педагог Э. Сеген разработал в сер. 19 в. систему воспитания и обучения умственно отсталых детей, основанную на развитии их активности, дееспособности с помощью спец. режима и особых упражнений - тренировок органов чувств, внимания, моторики, воли.
Во 2-й пол. 19 в. с введением во мн. странах всеобщего нач. обучения усилилось внимание к лёгким формам умственной отсталости детей; для них стали создаваться спец. классы и школы.
Становление олигофренопедагогики за рубежом связано с именами Ж. Демора и О. Декроли (Бельгия), Б. Меннеля и А. Фукса (Германия), А. Вине, Ж. Филиппа и П. Бонкура (Франция).
В разработку отечественной дореволюционной и сов. олигофренопедагогики значит, вклад внесли Е. К. Грачёва, М. П. Постовская, В. П. Кащенко, А. Н. Граборов, Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев и др.
Первый вспомогат. класс для умственно отсталых детей в России был открыт в 1908, первая вспомогат. школа - в 1910.

В воспитание и обучение детей с лёгкими формами умственной отсталости осуществляется в спец. вспомогательных школах и направлено на максимальную коррекцию недостатков их развития, подготовку к трудовой деятельности, а следовательно, на их социальную реабилитацию. Это достигается спец. организацией игровой, учебной и трудовой деятельности умственно отсталых детей.
Сов. олигофренопедагоги отвергают получившие распространение за рубежом формальные тренировочные упражнения (сенсорно-моторная культура, психич. ортопедия) как главное средство коррекции. Определяющее значение имеют гигиенич. и охранительный режим, оберегающий нервную систему ребёнка, организованный здоровый детский коллектив, привлечение детей к общественно полезному труду во вспомогат. школе и вне её, единство и постоянство требований школы и семьи.
Сов. олигофренопедагогика придаёт большое значение обогащению чувственного опыта ребёнка, развитию его речи, рациональному использованию словесных и наглядных методов в учебно-воспитат. процессе, практич. направленности обучения. На основе динамичного психологопедагогического изучения умственно отсталых детей осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Олигофренопедагогов готовят дефектологич. ф-ты пед. ин-тов.

 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум