КИТАЙ КЛУБ               galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЛУНЬ ЮЙ  "Суждения и беседы", "Беседы и высказывания", "Рассуждения и высказывания", "Аналекты", "Изречения".

Сб. высказываний Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.), сост. его учениками. Во 2 в. до н.э. были известны три осн. редакции текста "Л.ю.": т.н. "Циская версия" ("Ци Л.ю.", 20 пяней - глав), "Луская версия" ("Лу Л.ю.", 22 пяня) и "Древний текст [из царства] Лу" ("Гувэнь Л.ю.", 21 пянь), якобы найденный Кун Аньго (2 в. до н.э.) в доме Конфуция. Версии различались и объемом (числом иероглифов), и стилистикой. "Л.ю." вошли в свод конф. канонов ("Ши сань цзин"), а в 11 - 12 вв. вместе с "Мэн-цзы", "Да сюэ" и "Чжун юн" - в базовый конф. канонич. сб. "Четверокнижие" ("Сы шу"). В тот пер. была подготовлена офиц. редакция текста "Л.ю.", наряду с к-рой сохранились и др. его варианты. Вопрос о том, какая из трех древних версий "Л.ю." легла в основу офиц. редакции, остался нерешенным. Известно лишь, что она базируется на варианте Чжан Юя (1 в. до н.э.), канонизированном уже в 1 в. н.э.

Разрозненные афоризмы "Л.ю." объединены темой создания идеального человеч. об-ва, возможного в рез-те самосовершенствования человека - приобщения его к "культуре" (вэнь). Этот процесс сопряжен с постижением дао, "человеч." ипостась к-рого подразумевает весь комплекс идей, принципов и методов, предлагаемых Конфуцием для реализации в человеч. жизни. Их осуществление формирует личность цзюнь цзы ("благородного мужа"). Этот термин имеет и этич., и социальное наполнение: в гл. 20 образ цзюнь цзы ассоциируется с правителем царства. "Благородный муж" должен отвечать всем требованиям, предъявляемым в идеале к носителю "гуманности" (жэнь [2]) и "культуры".

Двойную - социальную и этич. коннотацию имеет и антонимичное цзюнь цзы понятие сяо жэнь ("маленький человек"): "Благородный муж помышляет лишь о долге/справедливости [11), маленький человек помышляет лишь о выгоде" (гл. 4). Отсутствие стремления к высшим ценностям и учению чревато личностным падением до уровня сяо жэня. Высшая добродетель - "сыновняя почтительность и почитание старшего брата" (сяо ти) предусматривает перенесение норм внутрисемейных отношений на социальную сферу в целом. Основа управления об-вом и гос-вом - нормы "[ритуальной] благопристойности", а основа устойчивости обществ, порядка - "доверие" (синь [2]) народа по отношению к государю. См. ст. Конфуций, Конфуцианство.

*Ян Боцзюнь. Л.ю. и чжу ("Л.ю." с пер. и коммент.). Пекин, 1958; Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и др. лиц. СПб., 1910; Из кн. "Л.ю." ("Суждения и беседы"). Пер. и вступ. ст. Н.И. Конрада // Кит. лит-pa. Хрестоматия. Т. 1. М., 1959; Из "Изречений" (Л.ю.). Пер. Л.Д. Позднеевой // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963; Л.ю. Гл. 1 - 9, 11 - 17, 20. Пер. В.Л. Кривцова // Древнекит. философия. Т. 1. М., 1973; ««Конфуцианство в Китае. М., 1982. С. 11-45; Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987; Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -

Купить полотенце махровое. Соотношение цены и качества. Быстрая доставка
aryahome.ru