КИТАЙ КЛУБ               galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЛИНЬЦЗИ ЛУ  "Записи бесед Линьцзи".

Одно из осн. канонич. произведений Линьцзи школы - крупнейшего направления в Чань школе. Относится к популярному в чаньской лит-ре жанру юйлу - "записи бесед и высказываний (патриархов)". Представляет собой записи проповедей, бесед с учениками, афористич. высказываний и парадокс, диалогов, а также описание эпизодов из жизни чаньского патриарха Линьцзи (ум. 866 или 867). Записи велись при жизни Линьцзи и были завершены после его смерти ближайшим учеником Хуэйжанем. Текст был опубликован др. учеником - Цуньцзяном, впоследствии неоднократно переиздавался с коммент. в Китае и сопредельных странах (Корея, Япония, Вьетнам). В "Л.л." получила развитие центр, концепция чань-буддизма - "внезапного просветления" (дунь у) и спонтанной реализации "природы будды" (фо син), имманентно присущей человеку и идентичной "истинной реальности" (чжэнь жу). Линьцзи делал акцент на мгновенной и полной реализации "природы будды" "здесь и сейчас", утверждая, что если человек не сможет сделать это в данный момент, не допуская ни малейшего промедления, то он не сможет сделать это никогда и будет обречен на вечные страдания в бесконечной цепи перерождений в мире сансары (луньхуэй). Линьцзи призывал единым волевым усилием уничтожить все психологич. преграды, стоящие на пути к "просветлению", и решительно отбросить все привязанности, в т.ч. к идеям "будды", "просветления", "нирваны" и т.д. Развивая иконоборческие тенденции раннего чань-буддизма, он называл будду "куском засохшего дерьма", нирвану и "просветление" - "невольничьими колодками", "дырой в отхожем месте" и утверждал, что для достижения истинного и окончат, "просветления" необходимо совершить "пять смертных грехов", "убить будду, убить патриарха", имея в виду не букв, убийство или осквернение буд. святынь, а необходимость освобождения сознания человека от всех внутр. препятствий к сугубо непосредств. переживанию своей тождественности с "истинной реальностью", не опосредуемой понятиями "будда", "нирвана" и т.д. Особенно важное значение для достижения "просветления" Линьцзи придавал преодолению зависимости от чужого авторитета и привязанности к внеш. условностям, что позволяет не искать "просветления" вне собств. сознания. В "Л.л." проявился максималистский подход школы Линьцзи к решению проблемы "просветления", обусловивший особую жесткость методов психотренинга, в т.ч. применение "шокового" психофизич. воздействия.

Дав детальное изложение осн. принципов теории и практики школы Линьцзи, "Л.л." сыграл важную роль в ее дальнейшем развитии. Фрагменты "Л.л." широко использовались в чаньской практике психотренинга в качестве объектов для медитации и как исходный материал для парадокс, загадок и диалогов. Нек-рые ключевые эпизоды "Л.л." вошли в различные антологии чаньских притч и историй, а также в сб. парадокс, задач и диалогов, напр. "У мэнь гуань" ("Врата без входа").

*Чжэньчжоу Линьцзи Хуэйчжао чань ши юйлу (Записи бесед чаньского наставника Линьцзи Хуэйчжао из Чжэньчжоу). Чань сюэ дачэн (Большое собр. чаньских текстов). Кн. 2. Тайбэй, 1967; Рин-дзай-року (Линьцзи лу) // Дзэн-но гороку (Записи бесед дзэнских патриархов). Т. 10. Токио, 1972; **Гуревич И.С. Записи бесед Линьцзи (фрагмент пер.) // 19-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1988; Demieville P. Les entretiens de Lin-tsi // Hermes. P., 1970. Vol. 7.

ЛИНЬЦЗИ ШКОЛА Одно из пяти направлений буд. Чань школы, выделившихся из южн. ветви (нань цзун) Чань в кон. пер. правления дин. Тан (618 - 907) и в пер. Пяти дин. (907 - 960). Основателем Л.ш. является монах Исюань (ум. 866 или 867), получивший известность под именем Линьцзи - по назв. монастыря в Чжэньчжоу (совр. Чжэньдин, пров. Хэбэй), где находилась его школа. Л.ш. начинает приобретать популярность в 8 - 9 вв., а с сер. 10 в. становится ведущим направлением в чань-буддизме. Сохранилась до наст, времени в Китае, Японии (школа Риндзай сю), Вьетнаме и Корее. При патриархе Чуюане (986 - 1039) в пер. правления дин. Сев. Сун (960-1127) разделилась на две гл. ветви - Хуанлун и Янци.

Канонич. тексты Л.ш. - "Линьцзи лу", "Лю цзу тань цзин", а также осн. трактаты буддизма махаяны в традиции школ мадхьямиков (см. Саньлунь шкала) и йогачаров. Опиралась на фундамент, положения философско-психологич. учения буддизма махаяны, интерпретируя их в русле учения о "внезапном просветлении" (дунь у) южн. ветви Чань и делая акцент на "внезапном" выявлении "природы будды" в сознании человека "здесь и сейчас". Теоретич. это обосновывалось концепцией "истинного человека без места" (у вэй чжэнь жэнь), тождественного "истинному сознанию" (чжэнь ши) всех будд и чаньских патриархов и всегда пребывающего, как утверждал Линьцзи, в любом человеке, поэтому для актуализации "истинного человека" необходимо в едином порыве спонтанного озарения отбросить все внутр. преграды на пути к "истинно-правильному просветлению", в т.ч. привязанность к таким сакральным понятиям, как "будда", "нирвана", "просветление" и др., не стремясь обрести нечто вне своего "первородного сознания" (бэнь синь) и не совершая никаких искусств, усилий, направленных на "исправление" собств. природы. Применительно к практике психотренинга адептов Л.ш. это обусловило крайне жесткие и динамичные формы "шокового" воздействия на психику ученика, напр. внезапные удары палкой или кулаком и оглушительные восклицания "хэ!". Поэтому Л.ш. получила также известность как "школа кулака и палки", "школа палочных ударов и восклицаний "хэ!". Характерной особенностью практики психотренинга Л.ш. было также решение парадокс, задач (см. Гунъань), получившее широкое распространение при патриархах Юаньу (11 - 12 вв.) и Дахуэй (кон. 11 - 12 в.). Л.ш. оказала сильное влияние не только на др. направления в чань-буддизме, но и на идеологию и культуру средневек. Китая и др. стран Вост. Азии, сыграв особенно заметную роль в формировании культуры психич. деятельности дальневост. народов. *См. лит-ру к ст. "Линьцзи лу".

Н.В. Абаев

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -