К
И
Т
А
Й

К
л
у
Б

g
a
c
t
i
c
o
r
g
u
a

Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
Я

 

БИН ЦЗЯ  "Школа военной философии", "военная школа".

Древнекит. филос. школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмич. законов. Б.ц. синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, иньян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в "Хань шу" (1 в.), разд. "И вэнь чжи", где, однако, не включена в число 10 главных филос. школ, а выделена как самостоятельное направление, охватывавшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков: стратегии и тактики (цюань моу); расположения войск на местности (син ши); временных и психологич. условий войны (инь ян); боевых приемов (цзи цяо). Согласно "И вэнь чжи", Б. ц. начала формироваться ок. 6 - 5 вв. до н.э. в среде военачальников. Идеологич. основой служат конф. принципы отношения к военному делу, изложенные в "Хун фане" (см. "Шу цзин"), "Лунь юс", "Си цы чжуани": военные действия - последнее на шкале гос. дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления "гуманности" (жэнь [2]), "должной справедливости" [1]), "благопристойности" (ли [2]) и "уступчивости" (жан). Наиболее важные соч. Б. ц. - "Сунь-цзы" Сунь У (5 - 4 вв. до н.э.) и "У-цзы" У Ци (4 в. до н.э.). Вместе с пятью др. трактатами в кон. II в. они были объединены в "Семикнижие военного канона" ("У цзин ци шу"), идеи к-рого легли в основу всех традиц. военно-политич. и военно-дипломатич. доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. В 1972г. в КНР был найден еще один фундаментальный трактат Б.ц., считавшийся утраченным к сер. 1-го тыс., - "Сунь Бинь бин фа" ("Военные законы Сунь Биня") (см. Сунь Бинь).

Мировоззрение Б.ц. осн. на представлении о циклич. характере всех космич. процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции "пяти элементов" (у син [1]). Этот общий ход вещей есть путь "обращения к корню и возвращения к началу" (трактат "У-цзы"), т.е. дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены "культура" (вэнь) и оппозиционная ей "воинственность" (у [2]), "воспитание" (цзяо) и "управление" (чжэн 131); в одних случаях необходимо опираться на конф. "добродетели" (дэ (11): "гуманность'', "должную справедливость", "благопристойность", "благонадежность" (синь [2]), а в других - на противоположные им легистские принципы: "законность" (фа [1]), "наказуемость" (син [4]), "полезность/выгодность" (ли [3]), "хитрость" (гуй). Военная сфера - важная область гос. дел, а гл. в военном искусстве - это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее "полезности/выгодности". В подобной диалектике сведущи "властители судеб (мин [I]) народа" - талантливые и расчетливые полководцы, к-рые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди [2]) и впереди закона (фа [II), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и не зависимы от правителя.

*Лу Дацзе. Лидай бин шу мулу (Историч. каталог книг по военному искусству [от древности до 1911]). Тайбэй, 1970; Chinese Ways of Warfare. Camb., Mass., 1974.

А.И. Кобзев

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -