К
И
Т
А
Й

К
л
у
Б

g
a
c
t
i
c
o
r
g
u
a

Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
Я

 

ДЭН СИ-ЦЗЫ

Филос. трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих соч. древнекит. "школы имен" (мин цзя). Приписывается мыслителю - "диалектику" (бянь [1]) и гос. деятелю Дэн Си (6 в. до н.э.). "Д.С.-ц." мог быть создан в 6 - 3 вв. до н.э., определенно существовал на р-же н.э.- зафиксирован Лю Сяном, а также Бань Гу в библиография, разд. "Хань шу", но, по мнению нек-рых специалистов, его совр. текст представляет собой более позднюю (вплоть до 5 в.) компиляцию или подделку под старину.

В основе афористичного и парадоксального "Д.С.-ц."- синтез положений даосизма и легизма. Используя простейшие логико-грамматич. приемы ("искусство высказываний" - янь чжи шу, "учение о двояких возможностях", т.е. дихотомич. альтернативах - лян кэ шо), Дэн Си излагал учение о гос. власти как единоначальном осуществлении правителем посредством законов (фа [1]) правильного соответствия между "именами" и "реалиями" (см. Мин [2]). С помощью даос, антиномики взаимопорождения противоположностей (см. "Дао дэ цзин") в "Д.С.-ц." доказывалась возможность сверхчувственного восприятия, сверхразумного познания ("видеть не глазами", "слышать не ушами", "постигать не разумом") и осуществления вездесущего дао посредством "недеяния" (у вэй [1], см. Вэй [1]). Последнее подразумевает три сверхличностных "искусства" (шу [2])- "видение глазами Поднебесной", "слушание ушами Поднебесной", "рассуждение разумом Поднебесной", - к-рыми должен владеть правитель. Подобно Небу (тянь), он не м.б. "великодушен" (хоу) к людям: Небо допускает стихийные бедствия, правитель не обходится без применения наказаний. Ему надлежит быть "безмятежным" (цзи [4]) и "замкнутым в себе" ("сокрытым" - цан), но одновременно "авторитетно-самовластным" (вэй [2]) и "просветленным" (мин [3]) относительно законосообразного соответствия "имен" и "реалий".

*"Д.С.-ц." // СББЯ. Цзы. П. 142. Т. 1385. Шанхай, 1936; **Ван Цисян. Чжоу Цинь мин цзя сань цзы цзяо цюань (Отредактированные и прокомментированные произв. трех мудрецов эпохи Чжоу - Цинь). Пекин, 1957; Forke A. The Chinese Sophiss // JNCBRAS. 1901- 2. Vol.34. №1; Wilhelm H. Schriften und Fragmente zur Entwicklung der Staatsrechtlichen Theorie in der Chouzeit // Monumenta Serica. 1947. Vol. 12.

A.M. Кобзев

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -