К
И
Т
А
Й

К
л
у
Б

g
a
c
t
i
c
o
r
g
u
a

Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
Я

 

ДА ТУН [1]. "Великое единение", "Великое равенство".

Одна из осн. утопич. социально-политич. концепций конфуцианства. Гл. компонент бинома Д.т.- понятие "тун [1]" ("единение, объединение, совместимость, тождественность") в древнекит. памятниках имеет разные значения. Напр., в "Чжоу ли" (5 - 2 вв. до н.э.) - объединение из 10 тыс. территориальных единиц, "колодцев" (цзин [6], см. Цзин тянь); в "Мо-цзы" (5 - 3 вв. до н.э.) тун [1] определяется как "повторенность" (чун), "[едино] телесность" (ти [1]), "совместимость" (хэ 13]), "родственность" (лэй)- т.о. высвечивается общая идея сведения разных элементов в единое целое. Словосочетание Д.т. впервые прозвучало в "Шу цзине" (8-5 вв. до н.э.) как обозначение результата разделения земли древним "совершенномудрым" (см. Шэн [1]) правителем Юем на девять областей (ср. идею цзин тянь) и образования т.о. социально-политически, экономически и культурно иерархизированного множества территорий. В др. месте "Шу цзина" Д.т. подразумевает такое положение в об-ве, когда все инстанции, влияющие на принятие важного гос. решения, единодушны. Перечисление этих инстанций (государь, оракулы, сановники, служилые люди, народ) предполагает четкую социальную иерархию.

Собственно концепция Д.т. впервые была представлена в гл. 9 "Ли юнь" ("Циркуляция правил благопристойности", "Действенность ритуала") конф. трактата "Ли цзи" (5 - 2 вв. до н.э.), где устами Конфуция описываются два состояния об-ва: идеальное - Д.т. и приемлемое - Сяо кан ("Малое процветание"). Определение сущности Д.т. в двух фразах из девяти иероглифов - "Да дао чжи син е, Тянь ся вэй гун"- обычно принято толковать примерно следующим образом: "Когда действовало Великое дао (или: когда шли по Великому пути), Поднебесная принадлежала всем (была общей)". Сущность об-ва Сяо кан определяется параллельной конструкцией из двух фраз: "Цзинь Да дао цзи инь, Тянь ся вэй цзя" ("Ныне, когда Великое дао уже скрылось, Поднебесная принадлежит семьям", см. "Ли цзи").

Этот параллелизм обычно толкуется как противопоставление идей всеобщего равенства и принадлежности всего всем, с одной стороны, и разделенности мира - с др. Но в этом случае идея Д.т. входит в противоречие с установкой конфуцианства на жесткую социальную иерархию. Это заставляло уже средневек. кит. мыслителей (напр., Чжу Си, 12 в.), а впоследствии кит. и зарубеж. исследователей сомневаться в конф. происхождении концепции Д.т. и искать ее корни в идеях даосизма, мо цзя, нун цзя и т.п. По-видимому, тезис "Тянь ся вэй гун"- определение Д.т. - означает такое состояние Поднебесной, при к-ром все в ней гармонизировано как в едином здоровом организме с ненарушенной естеств. иерархией органов и функций. Наличие организмич. смысла у термина Д.т. подтверждает его определение в "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.): "[Когда] Небо, Земля и тьма вещей [подобны] телу (шэнь [2]) одного человека, это называется Д.т.". Понятие "гун [2]", фигурирующее здесь в качестве определения Поднебесной, выражает идею централизованной социальной иерархии во главе со справедливым правителем - гуном. Справедливость, связанная с термином "гун [2]", в социальном плане понималась как правильное единоначалие и отсутствие каких-либо бесконтрольных проявлений частных интересов (сы [1]) и самостийных группировок (дан) (напр., "Чжуан-цзы", 33; "Люй-ши чунь цю", I, 1, 14). Т.о., гун [2] может означать принадлежность не всем, а "главным" - князьям-гунам, репрезентантам (см. Гун [1]) всех уровней социальной иерархии, на вершине к-рой находится гл. репрезентант - государь. В онтологич. плане подобная справедливость означала соответствие космич. порядку и его репрезентанту - дао. А. И. Кобзев

Широта спектра возможных толкований концепции Д.т. обусловила ее использование политиками и идеологами, преследовавшими разные политич. цели. В сер. 19 в. руководитель восстания тайпинов Хун Сюцюань в "Поучении об истинном пути к пробуждению мира" ("Юань дао цзю ши сюнь") представил Д.т. как свой социальный идеал. Кан Ювэй осуществил синтез эгалитарной трактовки концепции Д.т. с учением школы Гунъян о "трех эрах" (см. Хэ Сю). Он распространил учение о "трех эрах" на историю человечества, разделив ее на два противоположно направленных цикла: Тай пин ("Великое равновесие")- Шэн пин ("Поднимающийся покой")- Цзюй луань ("Установление хаоса") и Цзюй луань - Шэн пин - Тай пин. Фактич. отождествление Д.т. с эгалитарно интерпретированным состоянием Тай пин придали идеалу Д.т. у Кан Ювэя черты утопическо-социалистич. модели об-ва. В соответствии с учением о "трех эрах", согласно к-рому восстановление идеального порядка осуществляется постепенно вширь (царство Лу - Поднебесная - варвары), идея осуществления Д.т. была осмыслена как процесс обновления мира, исходящий из Китая.

Лян Цичао определил учение Кан Ювэя о Д.т. как "социализм", указав на наличие многочисленных "неосознанных совпадений" в доктринах Кан Ювэя и зап. социалистов. По его мнению, тождественны Д.т. также социальные идеалы Платона и англ, утописта Т. Мора. В 1901, находясь под влиянием социал-дарвинистских идей, Лян Цичао отмечал, что путь к эре Д.т. идет через стадии "национализма" и "нац. империализма" (миньцзу дигочжуи), уже пройденные или только начинающиеся в Европе. Противники же социал-дарвинизма противопоставляли ему идеал Д.т., способствовавший восприятию частью кит. интеллигенции (Лю Шифу, Цай Юанъпэй, Сунь Ятсен, Ли Дачжао и др.) идеи "взаимопомощи" П.А. Кропоткина. Парижская группа кит. анархистов "Новый век" во главе с У Чжихуэем видела в Д.т. идеал анархизма - об-во всеобщего равенства, "естеств." добра, отсутствия всякого принуждения, правительства, вооруж. сил, границ между расами, странами и индивидуумами, конкуренции и т.п. Сторонники анархизма считали возможным осуществление Д.т. без промежуточного этапа "национализма", на к-ром настаивали Сунь Ятсен и его единомышленники, понимавшие под Д.т. единое всемирное гос-во, где все народы равноправны и едины.

Под влиянием Октябрьской революции Сунь Ятсен идентифицировал Д.т. с целью всемирной революции: задача обретшего могущество Китая должна состоять в том, чтобы уничтожить империализм и воссоединить человечество на принципах Д.т. Он переосмыслил свою концепцию "нар. благосостояния" (минь шэн [чжуи]), прежде сопоставлявшуюся им с системой "колодезных полей" (цзин тянь), приравняв идею коммунизма к "идеалу Конфуция о мире Д.т."- конкр. цели внутри более общего принципа "нар. благосостояния". Подчеркивая конф. характер Д.т., Сунь Ятсен видел в даосизме идеологию анархизма, препятствующую осуществлению революц. целей (ср. мнение гоминьдановца Ху Хань-миня о том, что, хотя анархисты тоже придерживаются идеала Д.т., они "не владеют методами его реализации").

Один из идеологов "движения за новую культуру", У Юй, напротив, усматривал происхождение конф. идеала Д.т. в даос, представлениях о состоянии об-ва при легендарных правителях древности. Близкой оценки придерживался Чэнь Дусю. Даосской считал концепцию Д.т. также Лян Шумин, что соответствовало его взглядам об идеальном "аграрном об-ве". Фэн Юлань в 1964 принял тезис не о даос., а моистском характере идеи Д.т.

Моистская интерпретация Д.т., предложенная в 1949 Цай Шансы, дала возможность увязать этот идеал с идеологией традиц. крестьянских движений. В это же время Мао Цзэдун связал идею Д.т., долгое время считавшуюся принадлежностью идеологии Гоминьдана, с будущим развитием нар. республики. В кит. политич. лексике кон. 70-х - 80-х гг. Д.т. и Сяо кан являются метафорами соответственно абсолютного (мировой уровень) и относительного ("уровень среднеразвитых стран") процветания. По материалам С. Л. Тихвинского, Р. Фельбера

**Фельбер Р. Концепция Д.т. в новое и новейшее время // Китай: гос-во и об-во. М., 1977; Борах Л.Н. Обществ, мысль Китая и социализм (нач. XX века).М., 1984. С. 78 - 115; Кобзев А.И. Понятийно-теоретич. основы конф. социальной утопии // Кит. социальные утопии. М., 1987. С. 89 - 98; Хоу Вайлу и др. Чжунго лидай Д.т. лисян (Идеал Д.т. в истории Китая). Пекин, 1959; Дэн Чупин. "Тянь ся вэй гун" юань и синь тань (Новое рассмотрение изнач. смысла [выражения] "Тянь ся вэй гун") // Вэнь ши чжэ. 1984, №4; PokoraT. On the Origin of the Notions T'ai-p'ing and Ta-t'ung in Chinese Philosophy // Archiv Orientalni. 1961. Vol. 29. №3. 

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -