КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

 ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ
И ДРУГИЕ ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ
1

БО ХУ ТУН  "Отчет [о дискуссии в Зале] Белого тигра", "Диспут в Зале Белого тигра". Др. назв. - "Б.х.т.и." ("Исчерпывающий отчет [о дискуссии в Зале] Белого тигра"), "Б.х.т. дэ лунь" ("Рассуждения о благодати /добродетели [в Зале] Белого тигра").
Энциклопедич. соч., составленное ученым-историком Бань Гу по повелению императора Чжан-ди дин. Вост. Хань на основе материалов второй придворной дискуссии (79 до н.э.) об истолковании канонич. лит-ры - "Пяти канонов", "У цзин" (первая состоялась в 51 до н.э. в Палате Каменного канала - Шицюйгэ, ср. "Янь те лунь"). В этой дискуссии между различными направлениями учения о канонах (см. Цзин сюэ) победила "школа текстов новых письмен", выработавшая офиц. интерпретацию конфуцианства. Зафиксировавший ее в катехизисной форме "Б.х.т." до эпохи Цин (1644 - 1911) сам квалифицировался как канон, хотя в значит. мере отражал "апокрифическую" (вэй [3]) традицию. В 18 в. в связи с развитием "школой текстов старых письмен" научно-критич. текстологии он был признан неортодоксальным и отнесен к разряду цза цзя ("эклектич." памятников). Совр. текст "Б.х.т.", восходящий к печатному изд. 1305 состоит из 43 пяней (глав). Изложенное в нем учение представляет собой основанный на нумерологической методологии
(сян шy чжи сюэ) всеобъемлющий синтез этики и космологии, в к-ром строго регламентированный социальный порядок выступает как средство гармонизации человеч. жизни с устройством мироздания. Гл. ответственность за это лежит на государе - Сыне Неба, являющемся посредником между Небом (тянь) и Поднебесной, носителем и распространителем высшей духовно-нравственной "благодати" (дэ [1]).

*Б.х.т. Пер. отд. глав, вступ. ст. и коммент. Т.В. Степугиной // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Tjan Тjoe Sоm. Po Hu Tung. The Comprehensive Discussion in the White Tiger Hall. Vol. 1 - 2. Leiden, 1949 - 52.

А.И. Кобзев

"ВЭНЬ-ЦЗЫ"
 
Один из древнейших даос, трактатов (5 - 3 вв. до н.э.). Впервые упоминается в "Я/и цзи" (2 - 1 вв. до н.э.). В "Хань шу" (разд. "И вэнь чжи", 1 в.) говорится о трактате "В.-ц." из девяти пяней (глав), автор к-рого Вэнь-цзы ("Мудрец письмен") якобы был учеником Лао-цзы и современником Конфуция. Наряду с идеями даос, характера (гл. обр. "Дао дэ цзина") содержит высказывания конф., моистского и легистского толка (см. Конфуцианство, Мо цзя, Легизм): напр., гл. "Дао дэ" содержит параллели с памятником легизма "Шан цзюнь шу". Нек-рые пассажи близки тексту "Хуайнань-цзы". "В.-ц."- один из первых даос, трактатов, построенных на сочетании диалоговых и монологовых форм изложения (ср. "Чжуан-цзы"), что характеризует его как компиляцию фольклорных мистич. рассказов и текстов эзотерич. школ. Уже в первые века н.э. нек-рые южн. даос, школы отдавали "В.-ц." приоритет перед "Дао дэ цзином". В эпоху Суй (кон. 6 - нач. 7 в.) получила распространение версия "В.-ц." из 12 пяней, а в 7 - 9 вв. этот текст под назв. "Тун сюань чжэнь цзин" ("Истинный канон проникновения в сокровенное") стал почитаться как один из основополагающих наравне с "Лао-цзы" ("Дао дэ цзином") и "Чжуан-цзы". Долгое время "В.-ц." считался произв. 2 - 1 вв. до н.э., основанным гл. обр. на "Хуайнань-цзы". Находка текста "В.-ц", на бамбуковых дощечкух в ханьских погребениях уезда Динсянь пров. Хэбэй (1973) подтвердила версию более раннего его создания.

*В.-ц. (с коммент. Ду Даосяна) // Чжу цзы бай цзя и шу (Истинные книги ста школ). Шанхай, 1989; Wen-tzu. Understanding the Mysteries. Tr. by Th. Cleary. Bost.-L., 1992.

А. А. Маслов

ГАО СЭН ЧЖУАНЬ  "Жизнеописания достойных монахов" ("Жизнеописания Высоких наставников")
Памятник буд. историч. лит-ры, важнейший источник по истории раннего кит. буддизма за пер. 67 - 519. Составитель Хуэйцзяо (кон. 5 - 6 в.). Ок. 500 биографий распределены по десяти разд.: "Ши цзинь" ("Переводчики"), цзюань ("свиток") 1 - 3; "И цзяо" ("Толкователи"), цз. 4 - 8; "Чань и" ("Чудотворцы"), цз. 9 - 10; "Си чань" ("Преуспевшие в самосозерцании"), цз. 11; "Мин люй" ("Знатоки винаи"), цз. 11; "Ман шэн" ("Принесшие себя в жертву"), цз. 12; "Тун цзин" ("Декламаторы"), цз. 12; "Син фу" ("Сотворившие благо"), цз. 13; "Цзин ши" ("Наставники в сутрах"), цз. 13; "Чан дао" ("Сказители"), цз. 13. В собр. вошли также авторское предисловие, послание первого критика "Г. с. ч," Ван Маньина автору, ответное письмо Хуэйцзяо и памятная записка о последних годах его жизни.

Буд. биограф строго следует канонам традиц. кит. жанра жизнеописаний. Большинство биографий ориентировано на достоверное историч. событие и восходит (а многие прямо сводятся) к фактографич. минимуму: откуда родом историч. деятель, сфера его деятельности, перечень заслуг, дата кончины. В отношении насыщенности фактами и историч. достоверности "Г.с.ч." не уступает образцам офиц. кит. историографии того времени. В "Г.с.ч." выражено представление о единстве буддизма в Индии и Китае (вместо традиц. кит. концепции "Китай - варвары"), его всеобщности вне зависимости от деления на школы (особенно впечатляющей на фоне раскола Китая пер. Южн. и Сев. династий, 420 - 589). Осн. персонажи - монахи-книжники, причастные к освоению и воспроизводству буд. письменного наследия. Им по многим параметрам противопоставлен тип чудотворца (разд. "Чудотворцы"), к-рого отличает полнейшая непричастность к буд. книжности, дарованная свыше чудодейств. сила. Особый тип монаха-отшельника представлен в разд. "Преуспевшие в самосозерцании".

От "Г.с.ч." берет начало буд. биографич. традиция в Китае ("Сы чао га о сэн чжуань"- "Жизнеописания достойных монахов четырех династий"), а также в Корее и Японии.

*Хуэйцзяо. Г.с.ч. // Тайсё синею Дайдзикё (Заново сост. Трипитака гг. Тайсё). Т. 50. Токио, 1960; Его же. Жизнеописания достойных монахов (Г.с.ч.). Пер. с кит., исслед., коммент. и указатели М.Е. Ермакова. Т. 1. Разд. 1. М., 1991;
** Ермаков М.Е. "Г.с.ч." в свете европ. лит. традиции // Ученые записки ТГУ. Труды по востоковедению. 1979.V.

М.Е. Ермаков

"ГУАН ХУН МИН ЦЗИ"  "Расширенное собр. соч., светоч истины распространяющих"
Буд. антология, сост. в начале 60-х гг. 7 в. монахом Даосюанем из столичного (г. Чанъань) монастыря Сымин. Входит в буд. канон "Да цзан цзин". Представляет собой дополнение буд. антологии нач. 6 в. "Хун мин цзи". Состоит из 30 цзюаней ("свитков"), сведенных в 10 разд., каждый из к-рых открывается кратким предисловием, написанным Даосюанем. Содержит материалы за пер. с 1-й пол. 1 в. по нач. 7 в.: трактаты по общедоктринальной и частной религиозно-филос. проблематике, историографич. соч. и их фрагменты, офиц. документы (имп. декреты, доклады буд. священнослужителей и мирян на высочайшее имя), храмовые надписи, частную переписку и поэтич. произведения. Их авторами являются представители как южн., так и сев. ветвей буддизма в Китае эпохи Лючао ("Шесть династий", 3 - 6 вв.). "Г.х.м.ц." - наиболее полный источник для изучения состояния и развития кит. буддизма до пер. правления дин. Тан (618 - 907).

*"Г.х.м.ц.". Т. 1 - 10 // СБЦК. П. 112 - 113. Т. 1297 - 13081. Шанхай, б.г.

М.Е. Кравцова

"ГУЛЯН ЧЖУАНЬ" "Коммент. Гуляна", др. назв. - "Чунь цю Г.ч." ("Весны и осени в версии Гуляна"), "Гулян чунь цю" ("Весны и осени Гуляна").
Один из конф. канонов (см. "Ши сань цзин"); считается коммент. к летописи "Чунь цю", написанным Гулян Чи, к-рый воспринял толкование "Чунь цю" от Цзы Ся - внука Конфуция. "Г.ч." является классич. текстом каноноведческой "школы текстов новых письмен" (см. Цзин сюэ). Охватывает события пер. от 722 до 481 до н.э. Построен в форме вопросов и ответов, в к-рых акцент делается на изъяснение "принципиального смысла" (и ли) текста. По содержанию близок к "Гунъян чжуани", в описании ряда событий расходится с "Цзо чжуанью". Император Сюань-ди (73-48 до н.э.) дин. Хань учредил звание боши ("д-р", "гл. эрудит") за знание "Г.ч." и ввел этот текст в программу подготовки чиновников. Осн. коммент. - "Чунь цю Г.ч. цзи цзе" ("Сб. разъяснений к "Веснам и осеням" в версии Гуляна") Фань Нина (4 в.); "Чунь цю Г.ч. шу" ("Коммент. к "Веснам и осеням" в версии Гуляна с разрядкой в тексте") Ян Шисюня (7-8 вв.), вошедший в классич. сб. "Ши сань цзин чжу шу" ("Тринадцать канонов с коммент."); "Гулян бу чжу" ("Дополненный резюмирующий коммент. к [Коммент.] Гуляна") Чжун Вэньчжэна (19 в.).

"У ЦЗИН" [1]  "Пять канонов", "Пятиканоние", "Пятикнижие".
Появившееся в пер. правления У-ди (140 -87 до н.э.), императора дин. Зап. Хань (206 до н.э.- 8 н.э.), обозначение пяти конф. канонич. книг: "Ши [цзин]" ("[Канон] песен"), "Шу [цзин]" ("[Канон историч.] писаний"), "Ли [цзи]" ("[Записки о] правилах благопристойности"), "[Чжоу] и" ("[Чжоуские] перемены"), "Чунь цю" ("Весны и осени"). См.
"Ши сань цзин".

"У ЦЗИН" [2]  "Военный канон".
Сокр. от "У цзин ци шу"- "Семикнижие военного канона". Свод кит. классич. книг по теории военного искусства, окончательно определившийся в 11 в.: "Лю тао" ("Шесть планов"), "Сунь-цзы [бин фа]" ("Сунь-цзы [о военном искусстве]"), "У-цзы [бин фа]" ("У-цзы [о военном искусстве]"), "Сыма фа" ("Правила Сы-ма"), "Сань люэ" ("Три стратегии"), "Вэй Ляо-цзы", "Ли Вэй-гун вэнь дуй" ("Диалоги Ли Вэй-гуна"). Традиц. версия приписывает "Лю тао" чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 12 в. до н.э.), "Сунь-цзы"- Сунь У (кон. 6 - 5 в. до н.э.), "У-цзы"- У Ци (4 в. до н.э.), "Сыма фа" - Сыма (Тянь) Жанцзюю (6 - нач. 5 в. до н.э.), "Вэй Ляо-цзы"- Вэй Ляо (4 в. до н.э.), "Сань люэ"- Хуан Ши-гуну (3 в. до н.э.); "Ли Вэй-гун вэнь дуй" считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627 - 49) дин. Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном Ли). Однако фактически "Лю тао" составлен ок. 3 - 4 вв. н.э., "Сань люэ" в кон. 6 - нач. 7 в., а утраченный текст "Ли Вэй-гун вэнь дуй" восстановлен не ранее 9 в. н.э. Иерархию этих трактатов в кит. культурной традиции отражает их последовательность в издании "У. ц." под ред. Чжу Фу (11 в.): "Сунь-цзы", "У-цзы", "Сыма фа", "Вэй Ляо-цзы", "Ли Вэй-гун вэнь дуй", "Сань люэ", "Лю тао".

**Конрад Н.И. Суиь-цзы. Трактат о военном искусстве. Пер. и исслед. М., 1950. С. 24 - 7. См. также лит-ру к ст. Бин цзя, Сунь У, У Ци.

"ХОУ ХАНЬ ШУ"  "Кн. Поздней Хань", "История дин. Поздняя Хань".
Историч. труд Фань Е (кон. 4 - нач. 5 в.), ученого из южнокит. гос-ва Сун. Охватывает пер. с кон. 1 в. до н.э. по нач. 3 в. н.э. В конф. традиции получил статус нормативного. Фань Е успел завершить два разд. "Анналы царств" и "Жизнеописания" общим объемом 100 цзюаней ("свитков"). С 11 в. к "Х.Х.шу" в качестве разд. прилагаются материалы, подготовленные историком 3 в. Сыма Бяо. Является важным источником сведений об описываемой эпохе, в т.ч. о жизни, взглядах и творчестве выдающихся мыслителей.

**Bielenstein H. The Restoration of the Han Dynasty // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. Vol.26. 1954; Vol.31. 1959; Vol.39. 1967.

"ХУН МИН ЦЗИ" "Собр. соч., светоч истины распространяющих" - буд. антология, сост. в 515 - 18 монахом Сэнъю. Входит в кит. буд. канон "Да цзан цзин". Состоит из 14 цзюаней ("свитков"). Включает буд. тексты, созданные с пер. правления дин. Вост. Хань (25 - 220) по нач. 5 в. Гл. место в "Х.м.ц." занимают религ.-филос. соч. крупнейших буд. идеологов 4 - 5 вв. - Хуэйюаня, Даоаня, Кумарадживы и др. В цзюанях 9 и 10 представлены материалы, отражающие полемику 508 - 9 по проблеме "неуничтожимое духа" (шэнь бу ме) - одно из важнейших событий духовной жизни Китая в эпоху Лючао ("Шесть династий", 3 - 6 вв.). "Х.м.ц." является осн. источником для изучения состояния и эволюции кит. буддизма на раннем этапе его развития.

*"Х.м.ц.". Цз. 1 - 14 // СБЦК. П. 112, т. 1292 - 1296. Шанхай, б.г.

М.Е. Кравцова

"ХЭ ГУАНЬ-ЦЗЫ"  "Мудрец, [носящий] шляпу [из перьев] фазана". Трактат, содержащий обоснование легистской (см. Легизм) доктрины соотношения "наказаний" (син [4]) и "имен" (мин |2], см. также Син [2]) посредством даос. (см. Даосизм) филос. концепций, а также рассуждения по поводу военного искусства. Приписывается мыслителю-отшельнику 5 в. до н.э. (?) из царства Чу, наст, имя неизвестно. По версии комментатора трактата Лу Тяня (11 - 12 вв.), Хэ Гуань-цзы "вначале следовал Хуан[-ди]-Лао[-цзы] учению, но к концу жизни стал придерживаться учения легистов". В библиографич. разд. "Хань шу" (1 в.) упомянут "Х.Г.-ц." из одного пяня (главы), отнесенный к разд. даос, текстов ("Дао цзя"), в "Суй шу" ("История дин. Суй", 7 в.)- соч. из трех цзюаней ("свитков"). Хань Юй (8 - 9 вв.) сообщал о 16 пянях; в каталоге, сост. Чао Гунъу (12 в.), говорилось о восьми цзюанях и 51 пяне, из к-рых к тому времени сохранилось 19. Аутентичность совр. текста из трех цзюаней и 19 пяней сомнительна, возможно, он создан Лу Тянем.

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -