КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ
И ДРУГИЕ ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ
2

"ЦАНЬ ТУН ЦИ"  "Единение триады"
1. Соч., приписываемое даос, мыслителю 2 в. Вэй Бояну. В целом его авторство не вызывает сомнения, хотя нек-рые косв. аргументы (в т.ч. отсутствие упоминания об этом трактате в даос. соч. 5 - 9 вв.) делают возможным предположение, что "Ц.т.ц." был написан в 10 в. даосом Пэн Сяо (религ. имя - Чжэньи-цзы), первым и наиболее известным комментатором данного текста. С того времени "Ц.т.ц." постоянно упоминается в даос. соч. как наиболее авторитетный текст по методологии алхимии (см. Сянь сюэ). Он построен в виде коммент. к классич. "Книге перемен" ("Чжоу и"), его полное название - "Чжоу и Ц.т.ц." ("Единение триады согласно "Чжоу и"). Пользуясь нумерологич. символами "Чжоу и"- триграммами и гексаграммами (см. Гуа), автор "Ц.т.ц." описывает процесс создания эликсира бессмертия (дань), причем предложенная в тексте методология относится как к лабораторной, "внеш." (вай дань), так и психофизиологич., "внутр." (нэй дань) алхимии. "Ц.т.ц." был прокомментирован одним из основоположников неоконфуцианства, Чжу Си (12 в.), и в определенной мере повлиял на формирование его воззрений. "Ц.т.ц." оказал значит, воздействие на развитие даос, алхимии и традиц. форм науки в средневек. Китае.

2. Буд. текст Чань школы, приписываемый монаху Сицяню Шитоу (Сицянь, Ши-тоу-хэшан, ум. 790). Поясняет чаньское учение посредством символич. образов "Чжоу и".

*Вэй Боян. "Ц.т.ц." чжэн вэнь ("Подлинный текст "Ц.т.ц.") // Цун шу цзичэн. Шанхай, 1937; "Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 52 - 5, 62, 65 - 9; Fukui Kojun. A Study of Chou-i Ts'an-t'ung-ch'i // Acta Asiatica. Bulletin of the Institute of Eastern Culture. Vol.27. Tokyo, 1974; Law W.W. Sinitic Mandalas: The Wu-wei t'u of Ts'ao shan // Early Ch'an in China and Tibet. Berk., 1983. P. 232.

Е.А. Торчинов

"ЦЗЮ ЦЗИН"  "Девять канонов", "Девятиканоние", "Девятикнижие".
     1. Набор канонич. книг конфуцианства, в эпоху Тан (7 - нач. 10 в.) входивший в программу гос. экзаменов на ученые степени, к-рые давали право на занятие чиновничьих должностей: "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзи" (т.н. "Сань ли" - "Три [канона] благопристойности"), "Цзо чжуань", "Гунъян чжу-ань", "Гулян чжуань" ("Сань чжуань" - "Три коммент."), "Чжоу и", "Шу цзин", "Ши цзин".
     2.
Некомментированные тексты "Чжоу и", "Шу цзина", "Ши цзина", "Цзо чжуани", "Ли цзи", "Чжоу ли", "Сяо цзина", "Лунь юя" и "Мэн-цзы", миниатюрные издания к-рых были выпущены в эпоху Сун (10- 13 вв.).
     3. Тексты, прокомментированные Чи Цзином (16 - нач. 17 в.) в "Ц.ц. цзе" ("Изъяснение "Девяти канонов"): "Чжоу и", "Шу цзин", "Ши цзин", "Чунь цю", "Ли цзи", "И ли", "Чжоу ли", "Лунь юй", "Мэн-цзы".
     4. Памятники и сб. текстов, комментарии на к-рые сведены в сб. "Тунчжитан цзин цзе" ("Изъяснение канонов из зала Пронизывающей воли"), или "Ц.ц.цзе", скрепленный печатью маньчж. сановника Наланьчэндэ (Син Дэ), но фактически созданный Сюй Цяньсюэ и Хэ Чжо (17 в.): "Чжоу и", "Шу цзин", "Ши цзин", "Чунь цю", "Сань ли", "Сяо цзин", "Лунь юй", "Мэн-цзы" и "Сы шу".
     5.
Сокр. от "Ц.ц. гу и" ("Смысл "Девяти канонов старых письмен"), собр. комментариев Хуэй Дуна (кон. 17 - 18 в.) к десяти канонам - "Чжоу и", "Шу цзину", "Ши цзину", "Цзо чжуани", "Ли цзи", "И ли", "Чжоу ли", "Гунъян чжуани", "Гулян чжуани", "Лунь юю", из к-рых толкование на "Цзо чжуань" ("Цзо чжуань бу чжу"- "Дополненный резюмирующий коммент. к "Коммент. Цзо") считается приложением к этому сборнику.

"ЦИ ЦЗИН" "Семь канонов", "Семиканоние", "Семикнижие".
     1. Обозначение комплекса канонич. книг конфуцианства, считавшихся в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э. - нач. 3 в. н.э.) выражением доктрины "правления [на основе] сыновней почтительности" (сяо чжи, см. Сяо ти). Включал помимо "Лунь юя" ("Суждений и бесед") и "Сяо цзина" ("Канон сыновней почтительности") также "Пять канонов" ("У цзин").
    
2. Сокр. от "Ц.ц. сяо чжуань" ("Малый коммент. к "Семи канонам") Лю Чана (11 в.), где под "Семью канонами" понимаются "Шу цзин", "Мао ши" (см. "Ши цзин"), "Чжоу т", "И ли", "Ли цзи", "Гунъян чжуань", "Лунь юй".
     3. Семь канонич. памятников конфуцианства, комментированных Канси (1662 - 1722), императором маньчж. дин. Цин (1644 - 1912): "Чжоу и", "Шу цзин", "Ши цзин", "Чунь цю", "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзи".

"ЧЖАНЬ ГО ЦЭ"  "Планы сражающихся царств"
История, памятник, сост. историографом и библиографом Лю Сяном (1 в. до н.э.) на основе материалов, хранившихся в имп. б-ке (дин. Зап. Хань, кон. 3 - кон. 1 в. до н.э.). Посвящен гос. деятелям и событиям пер. Чжаньго ("Сражающихся царств", 453 - 221 до н.э.), т.е. эпохи противоборства семи сильнейших владений древнего Китая, закончившейся победой гос-ва Цинь и созданием первой централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Включает тексты, испытавшие влияние устного историч. предания, и материалы политико-публицистич. направленности. Содержит сведения о борьбе политич. группировок и столкновении социально-политич. идей в описываемую эпоху, о социально-экономич. структуре древнекит. об-ва. Характерная черта идеологии "Ч.г.ц." - оправдание политич. утилитаризма, допускающего обман и насилие. В кон. 2 - нач. 3 в. прокомментирован Гао Ю. После 3 в. отнесен конфуцианцами к числу книг, опасных для духовного и морального состояния личности. Основу известного ныне корпуса "Ч.г.ц." составляет текст, реставрированный в Ив. Цзэн Гуном.

*Васильев К.В. Планы сражающихся царств (исслед. и переводы). М., 1968.

ЧЭНЬ ВЭЙ  "Гадательные книги", "гадательные апокрифы".
Обобщающее назв. мантич. лит-ры и традиции использования текстов конф. канонов (см. "Ши сань цзин") в гадательной практике, гл. обр. применительно к проблемам управления. Идейное подкрепление эта традиция, распространившаяся в кон. эпохи Зап. Хань (1 в. до н.э.), получила в толковом словаре "Шо вэнь цзе цзы" Сюй Шэня (1 -2 вв.), где "предсказание" (чэнь) отождествлено с "опытом" (янь). Теоретически практика Ч.в. опиралась на ицзинистику (см. "Чжоу и") и учение Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) о "взаимном отклике Неба и человека" (см. Тянь). Традиция Ч. в. растворилась в др. мантич. практиках и прекратила существование как самостоятельное явление культуры после ее формального запрещения в 5 в. См. также
Вэй шу.

"ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН"  "Канон гор и морей", "Каталог гор и морей".
Анонимный памятник предположительно кон. 3 - нач. 2 в. до н.э. Традиционно считается произв., объединяющим разновременные пласты как положительных знаний - по описательной географии, ландшафтоведению, зоогеографии, ботанич. географии, минералогии, этнографич. географии, космологии, медицине, так и мифологии и верований. Известен в редакции Го Пу (кон. 3 - нач. 4 в.). Состоит из 18 цзюаней ("свитков"), объединенных в два разд.: "Канон гор" ("Шань цзин"), или "Канон Пяти сокровенных [гор]" ("У цзан цзин") в пяти цзюанях и "Канон морей" ("Хай цзин") в 13 цзюанях. Впервые упоминается в "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) и в библиографич. разд. "Ханъ шу" ("История дин. Хань", 1 в.). По преданию, "Ш.х.ц." был выгравирован на свящ. сосудах Бои - помощником "совершенномудрого" (шэн [1]) полумифич. правителя древности Юя (кон. 23 - нач. 22 в. до н.э.). Для "Канона морей" характерны многочисленные генеалогии, отражающие тенденцию к созданию общекит. пантеона богов и предков.

В нек-рых книгах "Канона гор" отмечаются культовые центры, их боги, фрагментарно сообщаются мифы о богах и предках. Те герои, к-рые в "Шу цзине" выступают в качестве историч. деятелей - мудрых правителей древности, в "Ш.х.ц." предстают богами или культурными героями. Почти все сюжеты "Шу цзина" находят аналогии в мифах, сообщаемых в "Ш.х.ц.". Генеалогич. систематизации "Ш.х.ц." противостоят отбору предков-героев "Шу цзина". Напр., мельком упоминаются "совершенно-мудрые" Яо, Шунь и Юй, зато возглавляют генеалогич. ряды великих предков либо популярный в даос, традиции "Желтый император" - Хуан-ди, либо не встречающийся в др. источниках "Предок-государь" (Ди-цзюнь). Многие данные "Ш.х.ц." перекликаются с "Тянь вэнь" Цюй Юаня (4 - нач. 3 в. до н.э.), "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.) и "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.). Существует мнение, что в "Ш.х.ц." зашифрованы карта звездного неба и система календарного счисления. Высказываются также предположения о том, что географич. описания "Ш.х.ц." относятся не только к Китаю, но и к др. р-нам мира (напр., Южн. Америке).

*Каталог гор и морей (Ш.х.ц.). Предисл., пер. и коммент. Э.М. Яншиной. М., 1977;
**Кухтина Е.В. "Ш.х.ц.": нек-рые проблемы структуры и типологии текста // 13-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1982; Лихтман В.В. Пространственные текстологич. структуры ("Ш.х.ц." и "Ши цзина") // 18-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1987; Голыгина К.И. Обрядовый календарь - "шаманская" книга в лит-ре // 25-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1994; Ее же. Великий предел. М., 1994.

"ШИ ШО СИНЬ ЮЙ"  "Новое изложение рассказов, в свете ходящих"
Сб. историй из жизни выдающихся мыслителей с сер. 2 в. по нач. 5 в. Выдающийся памятник культурной традиции и ценный историч. источник. Сост. в 30-х гг. 5 в. коллегией ученых под главенством Лю Ици-на. Снабжен обширными коммент. Лю Сяобяо (5 в.).

"ШИ ЭР ЦЗИН"  "Двенадцать канонов", "Двенадцатиканоние",
                                "Двенадцатикнижие".
     1. Термин из гл. "Тянь дао" ("Небесное дао") протодаос. Памятника "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.).
Лу Дэмин (6 - нач. 7 в.) предполагал у него три значения:
1) "Шесть канонов" ("Лю цзин") с приложением "апокрифич." (вэй [3], см. Вэй шу) версии каждого канона.
2) Разделы "Чжоу и" - первая и вторая части собственно "И цзина" ("Канон перемен") и "Ши и" ("Десять крыльев") - комментирующее приложение к "И цзину".
3) Двенадцать правителей царства Лу - гунов, перечисленных в летописи "Чунь цю".
Соответственно п. 2) и 3) "Ш.э.ц." могут означать "Чжоу и" и "Чунь цю".
     2. Канонич. книги конфуцианства, тексты к-рых в 827- 35 были высечены на каменных стелах, установленных в Гос. училище (Го сюэ): "Чжоу и", "Шу цзин", "Ши цзин", "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзи", "Цзо чжуань", "Гунъян чжуань", "Гулян чжуань", "Лунь юй", "Сяо цзин", "Эр я" ("Приближение к классике", толковый словарь 3 - 2 вв. до н.э.).

"ШЭНЬ ME ЛУНЬ"  "Рассуждения об уничтожимости духа"
Трактат философа-материалиста Фань Чжэня (5 - нач. 6 в.). Создан ок. кон. 80-х - нач. 90-х гг. 5 в. Опровергает буд. доктрину посмертного воздаяния и круга перерождений (санскр. сансара, кит. Луньхуэй), истолкованную кит. мыслителями того времени как идея "неуничтожимости духа" (шэнь бу ме). Трактат вызвал широкий резонанс среди сторонников буддизма и его противников, приведя к двум массовым дискуссиям. Первая состоялась предположительно при дворе Цзинлинского [князя] Цзыляна на р-же 80 - 90-х гг. 5 в. Вторая была организована по распоряжению Лянского У-ди - государя дин. Лян (502 - 57) в 508 - 9. Текст "Ш.м.л." сохранился в офиц. жизнеописаниях Фань Чжэня из "Лян шу" ("История дин. Лян") и "Нань ши" ("История южн. династии"), а также в буд. антологии нач. 6 в. "Хун мин цзи" (цз. 9). В первых двух памятниках он дается в форме диалога между "гостем" (кэ) и "хозяином" (чжу), состоит из их вопросов (вэнь юэ) и ответов (да юэ). В антологии к ним добавлены "реплики-возражения" (нань юэ), представляющие собой, судя по коммент., запись выступлений оппонентов Фань Чжэня, сделанных в ходе дискуссии.

**Фань Чжэнь "Ш.м.л.", Гу Сысе "Цзилинь яо шу. Сюй" чжу и (Толкование "Ш.м.л." Фань Чжэня и "Цзилинь яо шу. Сюй" Гу Сысе). Пекин, 1975. См. также лит-ру к ст. Фань Чжэнь, Шэнь бу ме.

М.Е. Кравцова

"ЯНЬ ТЕ ЛУНЬ"  "Спор о соли и железе"
Трактат Хуань Куаня, написанный во 2-1-й четверти 1 в. до н.э. Литературно обработанная запись дискуссии, состоявшейся в 81 до н.э. при дворе императора Чжао-ди дин. Хань между чиновниками центр, аппарата ("сановник", "канцлер", "имп. секретарь", "писец канцлера") и провинциальными канд. на должности ("знаток писаний", "достойный и хороший человек" - собирательные образы более 60 участников; в трактате именуют себя "конфуцианцами" - жу, см. Конфуцианство). Предмет спора - сохранение экономич. ин-тов гос-ва типа казенных монополий, отстаиваемое гос. чиновниками, и ряд вопросов управления, трактуемого как мироустроение. В синологич. лит-ре дискутирующие стороны характеризуются обычно как легисты (см. Легизм) и конфуцианцы либо сторонники "пути истинного царя" и "пути деспота (гегемона)" (см. Ван дао), т.е. "чистые конфуцианцы" и "конфуцианцы-эклектики" (Ван Лици): легисты-эклектики (сплав гл. обр. даос, и легистской традиций) и конфуцианцы-эклектики (Ю.Л. Кроль) и т.д. "Я. т.л." представляет собой единств, сохранившийся древнекит. памятник спора между носителями разных идеологич. традиций, важный источник сведений о политич., экономич., социальной истории, материальной и духовной культуре Китая. Переведен полностью на япон. (Сато Такэтоси, 1970), частично на англ. (Э.М. Гэйл, 1931, 1934), франц. (Д. Бодри-Велюрс и др., 1978) языки; на рус. яз. частично В.М. Штейном (1959), полностью Ю.Л. Кролем (1983, опубл. частично).

*Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 155 - 97; **Кроль Ю.Л. "Спор о соли и железе" - памятник кит. культуры эпохи Хань. Дис. в виде науч. докл. на соискание ученой степени д-ра ист.н. Л., 1991.

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -