К
И
Т
А
Й

К
л
у
Б

g
a
c
t
i
c
o
r
g
u
a

Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
Я

 

ФАН ИЧЖИ
Фан Мичжи, прозв. Маньгун. 1611, Тунчэн (совр. пров. Аньхой), - 1671.

Философ, ученый. В молодости вместе с Чэнь Чжэньхуэем, У Инцзи и Хоу Фанъюем ("четыре князя кон. эпохи Мин"), а также Хуан Цзунси стал участником реформаторской группировки "Об-во возрождения" (Фу шэ), выступавшей против коррупции и протекционизма, засилья дворцовых клик, непоследовательной внеш. и внутр. политики. Имел высшую ученую степень цзиньши, был инспектором Ханьлть академии. После падения дин. Мин в 1644 бежал на юг, под именем У Шигун и прозв. Юй даожэнь ("даос. Юй") занимался аптекарской торговлей. В 1646 призван на службу дин. Южн. Мин, вскоре оклеветан придворными евнухами и скрывался в горных районах Юга, где имел возможность общаться с Ван Чуаньшанем. После вторжения маньчж. войск в пров. Гуандун (1650) принял буд. монашеский постриг и имя Дажи (др. имя - Укэ, прозв. Хунчжи, Яоди, Фушань юйчжэ - "Встречный с гор Фушань", Юйч-жэ даши - "Встречный великий учитель", Цзивань лаожэнь - "Старец, [обретший] пилюлю [Великого] предела" и др.). Жил в монастыре Тяньцзесы в Цзиньлине (совр. Цзиньминчжэнь гор. территория Цзыбо пров. Шаньдун), с 1664 - в монастыре Цзинц-зюйсы (горы Цинъюаныиань на территории совр. уезда Цзиань пров. Цзянси). В уединении занимался созданием науч. трудов, затрагивающих обл. астрономии, ритуалов и музыки, нумерологии (см. Сян шу чжи сюэ), фонологии, филологии, медицины, практиковался в каллиграфии и боевых искусствах. Был знаком с зап. естественнонауч. мыслью, сведения о к-рой проникали в Китай гл. обр. через католич. миссионеров. Осн. соч.- "У ли сяо ши" ("Малое знание о принципах вещей"), "Тун я" ("Проникновение в классику"), "Фушань вэнь цзи" ("Собр. соч. [встречного] с гор Фушань"), "Дун си цзюнь" ("Уравнение сторон"), "Яоди пао чжуан" ("Кухня Яоди"), "И юй" ("Следствия перемен"), "Син гу" ("Причинность [индивид.] природы") и др.

Ф.И. впервые в истории кит. мысли предложил термины (не прижившиеся в кит. яз.) для различения науки и философии. За основу он взял категории "Си цы чжуани" ("Коммент. привязанных слов", 4 в. до н.э.) - философичного приложения к осн. корпусу "Чжоу и": соответственно чжи цэ ("измерение вещества", "природометрия") и тун цзи ("проникновение в [исходные] импульсы", см. Цзи [1]). "Природометрия", нацеленная на познание ("соизмерение") "вещества" (чжи [4]), представляет собой "учение об образах (или символах - сян [ 1 ]) и числах (сян шу, см. Сян шу чжи сюэ), календаре, звуках и медицине" ("Тун я"), т.е. о "принципах вещей" (у ли, см. Ли [1], У [3]). "Проникновение в импульсы" со своей стороны подразумевает уяснение того, почему "принципы" вещей таковы (там же), и обеспечивает "исчерпывающее [познание посредством] природометрии", "хранясь в ней", т.е. составляя ее скрытую сущность. Зап. наука, по мнению Ф.И., "скрупулезно занимается природометрией", игнорируя "проникновение в импульсы", тогда как неоконф. "учение о принципе" (ли сюэ) грешит противоположной крайностью ("У ли сяо ши", "Цзы сюй" - "Предисл.").

Считал пространство "между Небом и Землей" целиком миром "вещей" (у [3]), состоящим из материалообразующей "пневмы" (ци [1]), к-рая представляет собой огонь - источник всякого движения (там же, цз. 1). В обл. учения о познании Ф.И. предложил своеобразный аналог материалистич. теории отражения, утверждая, что "принципы реальности (ши [2]) подтверждаются реальным [ходом] дел; принципы, [уясненные] прежде, подтверждаются принципами, [уясненными] впоследствии" ("Дун Си цзюнь"). Поэтому лишь "постольку, поскольку исследовано прошлое, [могут] решаться совр. [проблемы]"; "древнее и современное посредством разума наслаиваются друг на друга" ("Тун я"). Ф.И. выработал также подобие наивно-диалектич. учения о движении противоречий, суть к-рого выражает тезис об "обусловленности двух одним, а одного - двумя" (и эр эр, эр эр и). Напр., Небо (тянь) и Земля, древнее и современное выражают двоицу "предельных" противоположностей, взаимодействующих и не существующих одно без другого: т.о. наличие одной из сторон обусловливает существование дихотомичной целостности, к-рая немыслима без любой из двух ее сторон, а в качестве "одного" выступает и любая из противоположностей, и образуемое ими целое ("Дун си цзюнь"). Был убежден в устойчивости "нумерологич." закономерностей, существовании определенных "образов/символов" (сян [1]) мироздания и строгих числовых соотношений между ними (см. Сян шу чжи сюэ), без к-рых мир был бы обречен на состояние хаоса ("У ли сяо ши", цз. 1). В поздних соч. ("Дун си цзюнь" и др.) пытался примирить конфуцианство, даосизм и буддизм, отыскивая в них некую непротиворечивую суть - "Великое одно" (да и), или "Истинное одно" (чжэнь и).

Изыскания Ф.И. оставались на периферии кит. мысли до нач. 20 в., когда Л ян Цичао увидел в нем одного из идейных предтеч реформаторства кон. 19 в., определив суть учения Ф.И. как "уважение к сомнению, уважение к доказательству, уважение к современности".

*Дун си цзюнь. Пекин, 1962; Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи. Цин дай чжи бу (Избр. материалы по истории кит. философии. Эпоха Цин). Пекин, 1 962; **Кобзев А.И. Актуальные проблемы истории и теории традиц. кит. науки // Совр. ис-торико-науч. исследования: наука в традиц. Китае. М., 1987; Юй Инши. Ф.И. вань цзе као (Исслед. последних лет жизни Ф.И.). Сянган, 1972; Жэнь Даоу. Ф.И. чжушу чжи цзянь лу. Мао Юаньи чжушу чжи цзянь лу (Обзор соч. Ф.И. Обзор соч. Мао Юаньи). Пекин, 1985; Его же. Ф.И. нянь пу (Биография. хроника Ф.И.). Хэфэй, 1983.

А.Г. Юркевич

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -