КИТАЙ КЛУБ               galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

НЕОКОНФУЦИАНСТВО (Neo-Confucianism).

Термин зап. происхождения, обозначающий одно из гл. направлений дальневост. философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в 11 в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиц. культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким кит. (и производным от них япон., корейским и вьетнамским) терминам: дао сюэ - "учение [истинного] Пути"; [син мин и] ли сюэ - "учение об [индивид, природе, предопределении, должной справедливости и] принципе"; синь сюэ [1]-"учение о сердце (психике)"; ши сюэ - "учение о реальном", или "реальное (практич.) учение"; шэн сюэ - "учение о совершенной мудрости", или "учение совершеиномудрых"; Суп сюэ -"учение [эпохи] Сун (960- 1279)". В самом узком смысле Н.- учение философов 11 - 12 вв., выделенных офиц. "Историей дин. Сун" ("Сун ши", 14 в.) в направление дао сюэ, т.е. Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В менее узком смысле Н. охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей 11 - 17 вв. (эпохи Сун - Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле Н. означает всю совокупность конф. и "конфуцианизированных" учений, созданных в дальневост. регионе с 11 в. по наст, время. Автохтонные наименования Н. подчеркивают: Сун сюэ - время его возникновения; ши сюэ - "реалистичность" и "практичность" в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; дао сюэ - следование открытой древними "совершенномудрыми" ортодокс, истине - дао-Пути; шэн сюэ - признание за каждым человеком возможности лично достичь "совершенной мудрости" (шэн [1]) в силу изначально присущей ему "доброй природы" (см. Син [1]). Наиболее распространенные кит. обозначения Н.- [син мин и) ли сюэ, синь сюэ [1]-выделяют его центр, категории: "[индивид.] природа" (син [1]), "предопределение" (мин [1]), "долг/справедливость" (и [1]), "принцип" (ли [1]), "сердце" (синь [1]).

У истоков Н. стояли апологеты конфуцианства в условиях широкой популярности даосизма и буддизма - Ван Тун (6 - 7 вв.), Хань Юй и его ученик Ли ао (8 - 9 вв.). Создавать идеологию Н. начали "три мастера учения о принципе"- Сунь Фу, Ху Юань (кон. 10- 11 в.) и Ши Цзе (Ив.), впервые же систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в Н. стало направление его последователей и комментаторов - Чэн [братьев]- Чжу [Си] школа, первоначально оппозиц. офиц. идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до нач. 20 в., а в сер. 20 в. породившая "новое учение о принципе" (синь ли сюэ) Фэн Юланя. Осн. конкуренцию ей составила Лу [Цзююаня]- Ван [Янмина] школа, идейно доминировавшая в 16 - 17 вв. Соперничество школ Чэн - Чжу и Лу - Вана, отстаивавших соответственно социоцентристский объективизм и персоноцентристский субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции "учение о принципе"- "учение о сердце", распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продолжается до сих пор. От этих гл. направлений в Н. с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилос. проблемам и нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) построениям (Шао Юн, 11 в.; Цай Цзюфэн, 12-13 вв.; Фон Ичжи, Ван Чу-аныиань, 17 в.), представители второго акцентировали социально-утилитарное значение знания (Люй Цзуцянь, Чэнь Лян, 12 в.; Е Ши, 12-13 вв.; Ван Тинсян, 15 - 16 вв.; Янь Юань [2], 17 - нач. 18 в.). В 17- 19 вв. господствовавшие учения Чэн - Чжу и Лу - Вана подверглись атакам со стороны "эмпирич." школы, делавшей упор на критич. изучение классич. текстов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого "учением о естестве", или "конкр. учением" (пу сюэ), был Гу Яньу (17 в.), а крупнейшим представителем -Дай Чжэнь (18 в.). Дальнейшее развитие Н., начиная с Кан Ювэя (1858-1927), связано с попытками усвоения зап. теорий.

В отличие от первонач. конфуцианства Н. основано прежде всего на текстах Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.), Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. до н.э.) и их ближайших учеников, а не на протофилос. канонах. Этот новый подход школа Чэн - Чжу воплотила в "Четверокнижии" ("Сы шу"). В пер. складывания Н. нормативной формой "Тринадцатиканония" ("Ши сань цзин") была охвачена и древняя протофилос. классика. Первое место в нем занял методология, "органон" - "Чжоу и", в котором изложены нумерологич. идеи, полностью эксплицированные (в т.ч. средствами графич. символики) и развитые в Н. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первонач. конфуцианстве онтологич., космологич. и гносеопсихологич. проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма нек-рые абстрактные понятия и концепции, Н. ассимилировало их путем этич. интерпретации. Этич. доминанта конфуцианства в Н. обернулась этич. универсализмом, в рамках к-рого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, что выражалось с помощью последовательных идентификаций человеч. ("гуманность"-жэнь [2], "[индивид.] природа", "сердце") и природных (Небо - тянь, "предопределение", "благодать/добродетель"- дэ |1]) сущностей. Совр. неоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Ду Вэймин) определяют такой подход как "моральную метафизику" (даодэ дэ синэршансюэ, см. Син [2]), являющуюся одновременно теологией.

*Хуан Цзунси. Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях [эпох] Сун и Юань). Т. 1 - 2. Шанхай, 1933; Его же. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин). Кн. 1 - 2. Шанхай, 1933; Reflections on Things at Hand. The Neo-Confucian Anthology. Compiled by Chu Hsi and Lu Tsu-ch'ien. N.Y.-L., 1967; **Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.- Л., 1947. С. 222 - 444; Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 174 - 207; Конфуцианство в Китае. М., 1982. С. 88 - 263; Кобзев А.И. Совр. этап в изучении и интерпретации Н. // НАА. 1983. №6. С. 151 - 69; Хуан Гунвэй. Сун Мин Цин ли сюэ тиси лунь ши (Систематич. и историч. очерк Н. [эпох] Сун, Мин и Цин). Тайбэй, 1971; Briere О. Fifty Years of Chinese Philosophy, 1898 - 1950. L., 1956; Chang C. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 1 - 2. N.Y., 1957 - 62; Liang Ch'i-ch'ao. Intellectual Trends in the Ch'ing Period. Camb. (Mass.), 1959; The Unfolding of Neo-Confucianism. N.Y., 1975; Principle and Practicality: Essays in Neo-Cenfucianism and Practical Learning. N.Y., 1979; Bary W.Th. de. Neo-Confucian Orthodoxy and the Learning of the Mind-and-Heart. N.Y., 1981.

А.И. Кобзев

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -