КИТАЙ КЛУБ               galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЖЭНЬШЭНГУАНЬ
"Жизнесозерцание", "жизневосприятие", "мировидение" - филос. понятие, разработанное Чжан Цзюньмаем (1887-1968) на основе иррациональных теорий нем. философов-фихтеанцев Р. Эйкена, Г. Дриша
и франц. интуитивиста А. Бергсона.
Гл. предмет споров в ходе дискуссии о науке и метафизике в нач. 20-х гг.

У Чжан Цзюньмая Ж.- филос. дефиниция отношения между "я" (внутр. миром человека) и "не-я" (внеш. стороной вещей), подразумевающая дихотомию девяти ментальных и каузальных признаков:
1) система большой семьи - система малой семьи;
2) патриархат - равенство между полами;
3) обществ, собственность - частная;
4) "духовная" цивилизация - "материалистичная";
5) консерватизм - реформаторство;
6) сотрудничество - индивидуализм и разобщенность;
7) альтруизм - эгоизм; 8) оптимизм - пессимизм;
9) теизм - атеизм (политеизм) или пантеизм - монотеизм.

Т.о., Ж. в интерпретации Чжан Цзюньмая близко к понятию mentalite - как отношение индивидуума к своему месту во Вселенной, как умственный инструментарий, "всякий продукт человеч. духа", чувственный мир человека, включающий его идеалы, убеждения, способы восприятия, осознания и изменения действительности. Ж. осн. на интуиции, непосредств. постижении истины без обоснования с помощью доказательств. Эзотерич. понятие Ж. противополагалось "науке" (кэсюэ) как теории рационального познания, основанной на логике: Ж. субъективно, интуитивно, синтетично, индетерминировано и строго индивидуально; "наука" объективна, логична, аналитична, каузативна и надындивидуальна. В более широком филос. и социально-историч. плане это противопоставление отражало, с одной стороны, тенденцию к признанию превосходства "духовной" культуры Востока (в части., Китая) над "материалистичной" культурой Запада, а с др.- тезис о будущей мировой цивилизации как результате синтеза вост. ("в качестве основы") и зап. ("для практич. применения") систем ценностей.

Трактовка Чжан Цзюньмая оказала определенное воздействие на прочтение понятия Ж. в последующий пер., обусловив тонкие смысловые различия совр. кит. филос. терминов Ж. ("мировидение") и шиц-зегуань ("мировоззрение"): первый в большей степени подразумевает отношение к внутр. миру человека, второй - взгляд индивидуума на свое место в мире.

*Чжан Цзюньмай. Жэньшэнгуань (Жизнесо-зерцание) // Кэсюэ юй жэньшэнгуань (Наука и жизнесозерцание). Т. 1. Шанхай, 1923; Его же. Цзай лунь жэньшэнгуань юй кэсюэ бин да Дин Цзайцзюнь (Еще раз о жизнесозерцании и науке как ответ Дин Цзайцзюню) // Там же. **Белоусов С.Р. Поиски альтернативы развития Китая: традиционализм или модернизм // ПДВ. 1987. №4.

С.Р. Белоусов

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -