КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ШЭНЬСЮ
606, окр. Сячжоу (совр. пров. Хэнань), - 706

Буд. монах, основатель сев. ветви (бэй сюэ) чань-буддизма (см. Чань школа). Был помощником настоятеля в монастыре, к-рый возглавлялся Хунжэнем - пятым патриархом школы Чань. По преданию, чтобы избрать преемника, Хунжэнь предложил каждому из монахов сочинить стихотворение о сути буд. учения. Стих Ш. гласил: "Тело воздвигается просветленным сознанием (кит. пути, санскр. бодхи), сознание ("сердце" - синь [1]) подобно ясному зеркалу - его время от времени нужно прилежно протирать, не давая пыли и грязи скапливаться". Т.о. Ш. выразил идею "постепенного просветления" (цзянь у) - "поэтапного совершенствования с целью достижения нирваны" (см. Непань). Лучшим якобы оказался стих Хуэйнэна, декларировавший отказ от идеи сознания и исключение т.о. "загрязненности", что подразумевало возможность "внезапного просветления" (дунь у). После смерти Хунжэня Ш. отправился в горы Данъ-яншань пров. Цзянлин (юго-восток совр. уезда Данъян пров. Хубэй), где в монастыре Юйцюаньсы проповедовал свое учение. Пользовался покровительством императрицы У Цзэтянь, императоров дин. Тан - Чжун-цзуна и Ду-цзуна. Последователи Ш., из к-рых самыми известными были Пуцзи и Ифу, составили т.н. сев. ветвь Чань, впоследствии пришедшую в упадок. Даосюань - ученик Пуцзи - принес учение этой школы в Японию.

ШЭНЬХУЭЙ
686, Сянъян (совр. пров. Хубэй), - 760

Буд. монах, представитель Чань школы. После трех лет обучения у Шэньсю отправился в Шаочжоу (совр. Шаогуань пров. Гуандун) к Хуэйнэну, шестому патриарху Чань, под наставничеством к-рого постигал учение о "внезапном просветлении" (дунь у). После смерти Хуэйнэна жил в монастыре Хэцзэсы в Лояне, проповедуя учение своего наставника. Получил прозе, "великого наставника из Хэцзэсы". Осн. соч. - "Сянь цзун цзи" ("Записки о прояснении главного"). Учениками Ш. был также составлен сб. "Ш. юй лу" ("Записи высказываний Ш."). Прославился диспутом с чаньским наставником Чунъю-анем, последователем Шэньсю, в монастыре Даюньсы в Хуатае (восток совр, уезда Хуасянь пров. Хэнань): доказывал, что сконцентрировавшиеся на Юге сторонники учения Хуэйнэна являются истинными духовными наследниками Хунжэня - пятого патриарха Чань. Считается, что с того времени взгляды группировки сторонников Шэньсю получили назв. "учения о постепенном" (цзянь цзяо), а последователей Хуэйнэна - "учения о мгновенном" (дунь цзяо). Развивал доктрину Хуэйнэна о том, что "просветление" - видение "природы будды" (фо син) наступает мгновенно и не требует многоступенчатого восхождения. Выдвинул тезис "отсутствие сосредоточения в качестве главного" (у нянь вэй цзун), полагая средством преодоления границы, отделяющей человеч. сознание от "природы будды", состояние "отсутствия сосредоточения" (у нянь), когда сознание перестает реагировать на любые внеш. и внутр. факторы.

Хэ Чэнсюань

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -