КИТАЙ КЛУБ galactic.org.ua ФИЛОСОФИЯ
"ШИ ЦЗИ" Соч. историографа Сыма Цяня (2 - 1 вв. до н.э.), первое в Китае историко-биографич. произв. Первоначальные назв. - "Тайши-гун шу" ("Книга придворного историографа (астролога)"), "Тайши-гун цзи", или "Тайши цзи" ("Записки придворного историографа"). В пер. правления Хуань-ди, императора дин. Вост. Хань, назв. книги было сокращено до "Ш.ц.". Памятник включает 130 пяней (глав) и состоит из 526500 иероглифов. При создании "Ш.ц." Сыма Цянь использовал материалы из древнекит. памятников - "Шу цзин", "Го юй", "Цзо чжуань", "Чжань го цэ" и др., филос. соч., напр, принадлежащие Лу Цзя и Цзя И, и имп. архивы, а также сведения, собранные им во время поездок по стране, фиксировал личные впечатления и устные предания. "Ш.ц." охватывает пер. от полуреальной, полумифич. древности - эпохи правления легендарного Хуан-ди ("Желтого императора", 3-е тыс. до н.э.) до ханьского У-ди (140 - 87 до н.э.) и представляет собой описание историч. событий и реалий в обл. политики, экономики и культуры. Особенно подробно освещены события 5 - 2 вв. до н.э. "Ш.ц." включает пять разд.: "Бэнь цзи" ("Осн. записи", 12 пяней), "Бяо" ("[Хронологич.] таблицы", 10 пяней), "Шу" ("[Восемь] трактатов", 8 пяней), "Ши цзя" ("Наследственные дома", 30 пяней), "Ле чжу-ань" ("Жизнеописания", 70 пяней). "Бэнь цзи" представляет собой сб. историч. хроник, описывающих деяния династий и государей. В главах, относящихся к доциньскому пер. (до сер. 3 в. до н.э.), объектом описания служат целые династии, а в тех, что охватывают последующий пер., - отд. правители. В разд. "Бэнь цзи" внесена и глава о Сян Юе, к-рый официально не был императором, но фактически оказался правителем империи после 206 до н.э. Разд. "Бяо", к-рый начинается с подраздела "Сань дай ши бяо" ("[Хронологич.] таблицы трех династий") и заканчивается подразделом "Хань син и лай цзян сян мин чэнь нянь бяо" ("[Хронологич.] таблицы знаменитых чиновников, министров и военачальников со времени расцвета дин. Хань"), с помощью таблиц фиксирует крупные события и деятельность историч. личностей, не отраженные в разд. "Ле чжуань" и дополняющие его. В разд. "Шу" предпринята попытка изложить историю гос. строя, законодательства и церемониальных установлений, различных областей знания и отразить совр. автору состояние экономики, водного хозяйства, астрономии, календаря, культуры и искусства. При составлении "Хань шу" в 1 в. Бань Гу переработал этот разд. в "Записи" ("Чжи"), оставив содержание практически без изменений. Впоследствии назв. "записи" стало характерным для обозначения тех частей историч. трактатов, к-рые излагали систему гос. законов и установлений. Разд. "Ши цзя" начинается с гл. "У Тайбо ши цзя" ("Наследственный дом У Тайбо") и заканчивается гл. "Сань ван ши цзя" ("Наследственные дома трех ва-нов"). В нем излагается история аристократич. родов древнекит. царств Лу, Вэй, Ци и Чу, в т.ч. рода Кун, к к-рому принадлежал Конфуций, а также рода Чэнь Шэ - руководителя крестьянского восстания, приведшего к падению дин. Цинь (221 - 207 до н.э.). Разд. "Ле Чжуань" начинается с главы "Бо И ле чжуань" ("Жизнеописание Бо И") и завершается главой "Тайши-гун цзы сюй" ("Послесловие придворного историографа"), в к-рой, в части., содержатся сведения о шести древнекит. филос. школах (иньян цзя, конфуцианстве, мо цзя, мин цзя, фа цзя и даодэ цзя). Описание жизни историч. личностей сопровождается изложением фактов истории соседних гос-в и народов, населявших империю, их происхождение, обычаи и традиции, отношения с империей. Нек-рые главы данного разд. посвящены одному лицу, другие - группам историч. героев. Если характеры героев, по мнению автора, одинаковы или сходны, он дает их параллельное описание. В позднейших историч. трудах материалы подобного жанра, рисующие историю сопредельных стран и населяющих Китай народов, стали именовать "описаниями иноплеменников четырех [концов страны]" ("сы и чжуань"), а историко-этнографич. описания Сыма Цяня использовались в качестве образца. Структура "Ш.ц." стала канонич. для династийных хроник. Памятник отличается также высокими художеств, достоинствами и оказал значительное влияние на развитие лит. традиции. В "Хань шу" упоминалось о 10 утерянных главах "Ш.ц." В дошедшем до нас тексте они присутствуют: четыре из них восполнил Чу Шаосюнь (2 в. ?), восстановители других не известны. В остальных главах "Ш.ц." описания событий, происшедших после пер. 100 - 97 до н.э., также восстановлены гл. обр. Чу Шаосюнем. Осн. коммент. к "Ш.ц." считаются следующие: "Ш.ц. цзи цзе" ("Собр. толкований к "Историч. запискам") Пэй Иня (5 в.); "Ш.ц. со инь" ("Поиски сокрытого в "Историч. записках") Сыма Чжэня (8 в.); "Ш.ц. чжэн и" ("Правильное толкование "Историч. записок") Чжан Шоуцзе (8 в.); "Ш.ц. чжи и" ("Заметки об "Историч. записках") Лян Юйшэна (18 в.); "Ш.ц. тань юань" ("Исслед. происхождения "Историч. записок") Цуй Ши (19 -нач. 20 в.); "Ш.ц. синь цзяо чжу" ("Новый испр. коммент. к "Историч. запискам") Чжан Линькая (19 в.). *Сыма Цянь. Историч.
записки (Ш.ц.). Т. 1 (пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и B.C. Таскина под общ.
ред. Р.В. Вяткина). М., 1972; Т. 2, 1975; Т. 3 (пер. с кит., предисл. и коммент.
Р.В. Вяткина), 1984; Т. 4, 1986; Т. 5, 1987; Т. 6, 1993; Сыма Цянь. Ш.ц.
Т. 1 - 14. Пекин, 1955; Chavannes E. Traduits el annotes par, Les
memoires historiques de Se-ma Ts'len. P., 1885 - 1905. T. 1-5; Ssu-ma Ch'ien
Records of the Grand Historian of China. Translated from the "Shin Chi" of Ssu-ma
Ch'ien by B. Watson. Vol. 1-2. N.Y. - L., 1961. Пань Фуэнь |
(А - Ж) (И - Н) (О - Т) (У - Ц) (Ч - Я) (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)
- ИСТОРИЯ -
ВЕРОВАНИЯ
- ИСКУССТВО -
ЦИГУН
- УШУ -
ЛИНГВИСТИКА
- СТРАТАГЕМЫ -
ОРГАНИЗАЦИИ -
-
человек -
концепция -
общество -
кибернетика -
философия -
физика -
непознанное -
-
главная -
концепция -
история -
обучение -
объявления -
пресса -
библиотека -
вернисаж -
словари
-
китай клуб -
клуб бронникова -
интерактив лаборатория -
адвокат клуб -
рассылка -
форум -