КИТАЙ КЛУБ               galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

BAH ДАО  "Путь [совершенного] правителя", "путь [истинного] царя".

Понятие традиц. кит., гл. обр. конф. политич. мысли, выражающее идеал гос. управления. Впервые упоминается в "Шу цзине" (6 - 2 вв. до н.э.), где наделяется такими характеристиками, как "величие и широта", "гладкость и ровность", "правильность и прямизна", лишенность "личных привязанностей и пристрастий", "порочности и односторонности".

Первая составляющая этого терминология, сочетания - иероглиф ван [1], обозначавший титул верховного правителя в доимперском Китае (по 3 в. до н.э.). Начертание данного иероглифа - три горизонтальные черты, соединенные вертикальной, несет идею медиатора между высшими природными и божеств, началами - Небом и Землей (см. Тянь), аккумуляции и распространения их мироустроительных сил на пространство между ними - Поднебесную (Тянь ся), понимаемую как социум. Понятие В.д. корреспондирует с "человеч." аспектом миропорядка (см. Дао) применительно к функциям правителя. Осн. корреляты В.д. - термины ван е ("наследие/дело правителя"), да дао ("Великий Путь") и син дао ("продвижение по Пути", "осуществление Учения"). В традиц. конф. историографии ван е выражает идею гл. функции основателя династии, получившего "мандат Неба" (тянь мин, см. Мин [1]) и потому обязанного создавать наследие династии, объемлющее всю Поднебесную, к-рая нуждается в упорядочении посредством благой силы дэ [1] правителя.

Термин «да дао» впервые встречается в "Ли цзи" (6 - 2 вв. до н.э.), где осуществление "Великого Пути" объявляется условием воцарения "долга/справедливости" (и [1]), "выбора [на чиновничьи посты] достойных (сянь) и способных (нэн)", "благонадежности" ("доверия", синь [2]) и "дружелюбия" (му). Понятие «син дао» восходит к "Мэн-цзы" (4-3 вв. до н.э.), где подразумевает деятельное осуществление принципов, соответствующих всеобщему миропорядку и применявшихся "совершенномудрыми" (шэн [1]). Поскольку в ранней конф. мысли "совершенная мудрость" относилась гл. обр. на счет правителей древности, в традиц. историографии закрепилось толкование В.д. как "правильного пути прежних ванов" (сянь ван чжи чжэн лу).

Конф. трактовке В.д. противостояла легистская (см. Легизм), выраженная в "Шан цзюнь шу" (4 в. до н.э.), где "путь правителя" (В. [чжи] д.) подразумевал "путь к господству в Поднебесной" с помощью комплекса утилитарных мер, нацеленных на укрепление гос-ва и единоличной власти монарха. Идеологич. поляризация конфуцианства и легизма проявилась в оппозиционном В.д. понятии - "путь деспота" (ба дао). Противопоставление "[совершенного] правителя" (вана) "деспоту (гегемону)" (ба) введено в "Мэн-цзы": если ван "использует благую силу дэ [ 1 ] и осуществляет гуманность (жэнь [2])", то "деспот" "использует силу и пренебрегает гуманностью". В "Сюньцзы" (4 - 3 вв. до н.э.) даны более развернутые определения вана и "деспота", к-рые выступают как выразители разных, но одинаково необходимых принципов управления: ван "возвышает ритуальную благопристойность (ли [2]), почитает таланты" и "утверждает долг/справедливость", тем самым "овладевая людьми"; "деспот" "делает упор на закон, любит народ" и "утверждает благонадежность", т.о. "овладевая [отношениями] между [людьми], увеличивая мощь [своей] земли и (полностью] овладевая [ею]". Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) предложил единый "путь правителя - деспота/гегемона" (ван ба чжи дао), отвергающий конф. принципы управления, осн. на культивировании морали: "просветленный (мин [3]) государь использует [гл. обр.] силу", "[следует] не использовать благодать/добродетель [монарха], но использовать закон".

В последующей конф. политим. мысли понятие "ба дао" употреблялось гл. обр. в отрицательном смысле, как резко оппозиционное В.д., но конкретное содержание понятия В.д. включало интегрированные конфуцианством в эпоху Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.) легистские политич. идеи (см. Дун Чжуншу, Лу Цзя, Цзя И, Ван Аньши, Ли Гоу). "Мартынов А.С. Представление о природе и мироустроительных функциях власти кит. императоров в офиц. традиции // НАА. 1972. №5; Лапина З.Г. Функционирование механизма традиции и проблема идеалов в политич. мысли средневековья (на материалах трактата Ли Гоу, 1039 г.) // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Цыхай (Толковый и энциклопедич. словарь "Море слов"). Шанхай, 1948. С. 889, 989.

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -