КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

BAH ФУ  Ван Цзесинь
76 [ - 85], Линьцзин (совр. уезд Чжэньюань пров. Ганьсу),- 157[ -167]

Философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), политич. мыслитель. Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни и занимался лит. творчеством, в к-ром выражал позицию анахоретствующего интеллектуала. Отсюда название его гл. соч., написанного в середине или в конце жизни, "Суждения сокровенного человека" ("Цянь фу лунь"); состоит из 36 глав, последняя из к-рых резюмирует предыдущие (древнейшее изд. - 1305). Состоял в дружеских отношениях с выдающимися мыслителями и учеными своего времени Чжан Хзном и Ма Жуном.

Следуя материал истин, и рационалистич. взглядам Ван Чуна (1 в.), В.Ф. считал истоком всего сущего "изнач. пневму" (юань ци [1]), к-рая сначала находилась в состоянии "Великой первозданности" (тай чу), представлявшем собой лишенное "форм" (син [2]) хаотич. единство "тьмы семенных эссенций (цзин [3])", а затем благодаря самотрансформации дифференцировалась и образовала мироздание с человеком в центре. "Дао - корень пневмы (ци [1]), пневма - миссия (ши [7]) дао". Дао человека состоит в "деянии" (вэй [1]), посредством к-рого он связывается с силами инь ян и воздействует на Небо (тлнь) и Землю (ди [2]), "регулируя" (ли [I]) и реализуя идущие от них импульсы. Человеку не присущи врожденные знания и способности, он обретает их в учении, делающем его носителем "добродетели" (дэ [ 1 ] ) и "должной справедливости" [1]). Именно эти качества, а не законы (фа [1]) и правовые нормы, по В.Ф., прежде всего необходимы для достижения об-вом идеального состояния "Великого равновесия" (Тай пин). Подверг острой критике пороки совр. ему об-ва, ответственность за к-рые возлагал на своекорыстных льстецов, вкравшихся в доверие к государю. Гл. задачей государя должно быть возвышение "достойных" (сянь [2]), под управлением к-рых народ, составляющий основу гос-ва, сможет самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности.

*В.Ф Цянь фу лунь. Коммент. Ван Цзипэй (1814) // ЧЦЦЧ. Т. 8. Пекин, 1956; Цянь фу лунь. Вступ. ст. и пер. П.М. Устина, Лин Лин // Древне-кит. философия. Эпоха Хань. М., 1990;
**Юй Бо-вэнь. В.Ф. дэ чжэсюэ сысян (Филос. мысль В.Ф.) // Ганьсу шифань дасюз сюэбао. 1964. №1; Цянь фу лунь тунцзянь (Указатель к "Суждениям сокровенного человека"). Тайбэй, 1968; Лю Шусюнь. В.Ф. // Чжунго гудай чжумин чжзсюэцзя пинчжуань. Сюйбянь (Критич. биографии знаменитых философов Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982; Shigezawa Toshio. The Significance of Contradictions as Seen in the Ideology of Wang Fu // Acta Asiatica. 1961. №2. P. 30 - 9.

ВАН ТИНСЯН. Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань.
4.12.1474, Ифэн (совр. Ланькао) пров. Хэнань,- 23.9.1544

Философ-неоконфуцианец, гос. деятель, писатель и поэт, теоретик лит-ры и музыки, ученый, занимавшийся естеств. науками, гл. обр. астрономией. Род. в семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе "многообещающего мужа" (шуцзиши) был оставлен в штате Ханьлинь академии. Военный министр (1530 - 33) и глава цензората (1533 -41), в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. В 1567 посмертно реабилитирован. Гл. филос. произв. В.Т.- сб. эссе "Шэнь янь" ("Осмотрительные слова"), 13 цзюаней ("свитков"), и "Я шу" ("Переложения классики"), 2 цзюаня.

Оставаясь в рамках неоконфуцианства, В.Т. выступал против обоих его гл. направлений: офиц.- Чэн [братьев]- Чжу [Си] школы и неофиц.- Лу [Цзююаня] - Ван [Янмина] школы. По онтологич. взглядам близок к Чжан Цзаю (11 в.). Универсальной мировой субстанцией считал "изнач. пневму" (юань ци [1]), существовавшую "до рождения Неба (тянь) и Земли (ди [2])", являющуюся "наивысшей вещью (у [3])", корнем и телесным субстратом (ти [1], см. Ти - юн) "принципов" (ли [1]) и дао, содержащую в себе "семена" (чжун [3]) всех объектов. "Великий предел" (тай цзи), бывший у чжусианцев интегратором всех "принципов", В.Т. определял как первозданное аморфное состояние материальной, "реально наличествующей" (ши ю) и чувственно воспринимаемой "пневмы" (ци [1]). "Изнач. пневма" вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по В.Т., тождественна "Великому пределу" и в гносеологич. смысле - как пределу познания. Помимо "изнач. пневмы" В.Т. выделял производную от нее "пневму порождения" (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в к-ром воплощаются "формы" (син [2]) и "принципы" и полностью актуализируется дао.

В отличие от ортодокс, конфуцианцев, утверждавших вечность "принципов" в обществ, жизни, В.Т. признавал их изменчивость во времени. "Индивид, природа" (син [1]) человека, по В.Т., неотделима от "пневмы" и формируется осознанным жизненным опытом. Доброта "индивид, природы" изначально присуща только "совершенномудрым" (см. Шэн [1]), простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты противостоит ортодокс, для конфуцианства положениям учения Мэнцзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. до н.э.) и сближает взгляды В.Т. с концепцией Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4 - 3 вв. до н.э.). Исходя из эмпирич. обусловленности знания, В.Т. критиковал возвеличивание его априорных форм типа "благосмыслия" (лян чжи). С позиций реализма и практицизма В.Т. выступал против теологич. тенденций Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), "нумерологии" (сян шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма Чжоу Дуньи (11 в.).

*В.Т. чжэсюэ сюаньцзи (Избр. филос. соч. В.Т.). Ред. Хоу Вайлу. Пекин, 1965;
**Чжу Куйцзюй. В.Т. дэ жэньшилунь чутань (Введение в гносеологию В.Т.) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю цзи-кань (Сб. исследований по истории кит. философии). Вып. 2. Шанхай, 1982; Гэ Жунцзинь. В.Т. // Чжунго гудай чжумин чжэсю цзя пинчжуань (Кри-тич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 4. Цзинань, 1982; Его же. Мин Цзяцзин чу нянь чжэсюэ шан дэ и чан бянь-лунь (Филос. спор в первый год [эры] Цзяцзин [эпохи] Мин [1522]) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1982. №4; Его же. В.Т. дэ юань ци лунь (Теория изнач. пневмы В.Т.) // Там же. 1983. №4; Чжун Эрцзюй. Лунь В.Т. дэ чжэсюэ гунсянь цзи ци лиши дивэй (О вкладе В.Т. в философию и его месте в истории) // Там же. 1984. №2.

А. И. Кобзсв

   

 

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -

официальная гидра
hydra4all.com
гидра ссылка
hydrafree.com
гидра ссылка
hydrafine.com