КИТАЙ КЛУБ               galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ВЭЙШИ ШКОЛА  Вэйши цзун. "Школа Только сознания".

Течение кит. буддизма, восходящее к одной из систем классич. буд. философии - виджнянавадейогачаре, родоначальниками к-рой являются мыслители буддизма махаяны Асанги и Васубандху (5 в.). В Китае их доктрины получили распространение в 5 - 6 вв. в рамках школ Дилунь и Шэлунь, основывавших свое учение на трактатах Васубандху - "Дасабхумика шастра" ("[Ши] ди лунь"- "Трактат о ступенях [учителей йогачары]") и Асанги - "Махаяна санграха" ("Да чэн шэлунь"- "Сводные сведения о махаяне"). В 7 в. школа Шэлунь была реформирована Куйцзи - учеником знаменитого буд. паломника и переводчика Сюанъцзана. Опираясь на коммент. инд. философа Дхармапалы (6 в.), Сюаньцзан и Куйцзи создали наиболее значит, версию учения вэй ши, ставшую теоретич. основой В.ш., к-рая получила также назв. Фасян школы ("школа Дхармалакшана [свойств дхарм]").

Мыслители В.ш. разработали филос. концепцию, осн. исключительно на анализе сознания и его содержания, что позволяет рассматривать ее в качестве своеобразной буд. "феноменологии сознания". В кит. виджнянаваде резко усилилась идеалистич. тенденция, приведшая к трактовке всей сферы опыта как различных состояний сознания (санскр. виджняна, кит. ши [4]). В.ш. выделяет "восемь [видов] сознания" (см. Ба ши), восьмой из к-рых - алайя-видж-няна (алие ши, цзан ши - "сознание-сокровищница", "абс. сознание") рассматривается в качестве субстрата и источника всех прочих видов сознания. "Сознание-сокровищница" порождает комбинации дхарм (фа [1], п. 2, см. также У юнъ), образующие "вещи и явления" (сян у), в т.ч. эмпирич. личности. В алайя-виджняну заложены некие "отпечатки" опыта (васана, сюньси)- кармич. (см. Е) впечатления, или "семена" (биджа, чжун цзы), к-рые в надлежащий момент актуализируются через психику субъекта, что приводит к новой кармич. активности, в свою очередь вызывающей васаны в виде новых "впечатлений-семян", закладываемых в алайя-виджняну. Цель ре-лиг, практики В.ш.- "очищение" алайя-виджняны от "впечатлений-семян" и предотвращение поступления в нее новых "впечатлений". Пребывание "очищенного" в процессе медитации и аскезы "абс. сознания" в собственной "чистой" (цин [1]) и "спокойной" (цзин [2]) природе считается, по учению В.ш., нирваной (см. Непань). В.ш. доктринально противостоит Фасин школе ("школа Дхармата"), т.к. не признает наличия "сущности будды" (фо син, см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя искусств, ее создание посредством религ. практики, а также отрицает "пустотность" (кун, син кун) дхарм как основу и содержание бытия.

*РозенбергО.О. Проблемы буд. философии. Пг., 1918; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 216 -31; Vallee Poussin, de la L. Note sur PAlayavijnana // Melanges chinois et bouddhiques. Vol. 3. Brux., 1937.

E.A. Торчинов

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -