КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ХУНЬ ПО

Души ХУНЬ ("небесные") и ПО ("земные") - обозначение души, характерное для всех религий Китая. Упоминания о Х.п. в текстах встречаются с сер. 1-го тыс. до н.э. ("Ли цзи", "Цзо чжуань" и др.). Идея множественности душ восходит к архаич. религ. верованиям шаманского типа. Каждая из душ рассматривается как своеобразный сгусток положительной (ян [1], см. Инь ян) или отрицательной (инь [1]) "пневмы" (ци [1]). Хунь состоят из ян ци и определяют функции сознания и мышления, по - из инь ци и обусловливают жизнедеятельность. Как правило, в религ. и религиозно-филос. соч. признается наличие у человека десяти душ - трех хунь и семи по. Их единство достигается только за счет пребывания в одном теле, после гибели к-рого связи между ними распадаются. Комплекс душ хунь становится "духом" (шэнь [1]), к-рый растворяется в "небесной пневме" (тянь ци). Комплекс душ по становится демоном (гуй [1]), находящимся вблизи от тела и способным к появлению в виде призрака. Позднее гуй превращается в тень в подземном царстве "желтого источника" (хуан цюань) или гибнет, растворившись в "земной пневме" (ди ци). Представления о Х.п. во многом обусловили возникновение даос. (см. Даосизм) доктрины физич. бессмертия (см. Сянь сюэ).

**Юй Иниш. Чжунго гудай сыхоу шицзегуань дэ яньбянь (Трансформация представлений о загробном мире в древнем Китае) // Янь юань лунь сюэ цзи. Пекин, 1986; Loewe M. Ways to Paradise. The Chinese Quest for Immortality. L., 1980; Smith O.H. Chinese Concepts of the Soul // Numen. 1958. Vol. 5. №3.

ХУНЬ ДУНЬ  "Хаос"

Понятие традиц. кит. философии, особенно характерное для даосизма. Этимология не ясна. По-видимому, это слово древнего происхождения, передававшее первоначально образ чего-то смутного и неопределимого. Ряд фрагментов даос, текстов (прежде всего из гл. 7 "Чжу-ан-цзы" - о смерти "Хаоса" в результате просверливания в нем семи отверстий по образу человеч. лица) указывает на связь понятия Х.д. с мифологич. представлениями и архаич. верованиями.

В даос, философии под "Хаосом" понимается аморфное, абсолютно простое и недифференцированное первоначало. Часто Х.д. отождествляется с "изнач. пневмой" (юань ци [1], см. Ци [1]), а также выступает синонимом дао как "сокровенной" (сюань) первоосновы мира, еще не явленной в сущем - "тьме вещей" (вань у). Иногда "Хаос" рассматривается в качестве исходного пункта космогенеза, предшествующего дао как принципу, регулирующему уже дифференцируемый универсум (ср. "Дао дэ цзин", § 25 - о дао: "Есть вещь, в Хаосе сформированная, прежде Неба и Земли рожденная"). В даос, текстах нередко вместо слова Х.д. употребляются производные от него (хунь, хунь-хунь, дунь-дунь и т.п.), к-рые обычно используются как метафоры неописуемой простоты дао и субстанциального единства универсума. Синонимами Х.д. являются пу (доел, "простота необработанного дерева") и су (доел, "простота шелка-сырца"). Ряд видов даос, религ. практики направлен на "возвращение" к изнач. простоте и целостности Х.д., утрата к-рых считается началом мировой деградации.

**Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965; Боддэ Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. М., 1977; Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. С. 607; Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1993. С. 86- 132 и др.; Girardot N.J. Myth and Meaning in Early Taoism: The Theme of Chaos (nun-tun). Berk., 1983.

E.A. Торчинов

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -