КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ХУЭЙНЭН
638, Синьчжоу (совр. Синьсиндун пров. Гуандун),- 713

Шестой патриарх Чань школы, основоположник южн. ветви (нань цзун) Чань, впоследствии ставшей ортодокс, направлением в кит. чань-будцизме. Мирская фамилия Лу, род. в семье чиновника. В раннем детстве потерял отца, рос в нужде, не имея возможности получить образование. Повзрослев, стал дровосеком.

По преданию, услышав, как некий прохожий декламировал "Алмазную сутру" ("Ваджраччхедика праджняпарамита сутра"), обрел "внезапное просветление" (дунь у). Узнав, что пятый чаньский патриарх Хунжэнь в Хуанмэй (пров. Хубэй) проповедует эту сутру, отправился к нему и стал послушником в его монастыре. Однажды Хунжэнь для того, чтобы выбрать преемника, приказал всем монахам сочинить стихотворную гатху. Поскольку X. был неграмотен, то попросил одного юного послушника написать за него сочиненную им гатху. Прочитав ее, Хунжэнь понял, что его преемником должен стать X., и якобы тайно передал ему патриарший регалии - рясу и чашу, сделав его шестым патриархом Чань.

После этого X. вернулся на Юг и провел в отшельничестве 16 лет. В 676 в монастыре Фасинсы (Наньхай пров. Гуандун) был официально возведен в духовный сан. В 677 отправился в Шаочжоу (совр. Шаогуань пров. Гуандун), проживал в близлежащем монастыре Баолиньсы. По просьбе монахов и мирян-буддистов читал проповеди о "Тайном учении" праджняпарамиты в шаочжоуском монастыре Дафаньсы, передавая последователям "внезнаковые предписания" и распространяя "внезапное учение", т.е. учение о "внезапном просветлении". Неоднократно получал приглашения от ими. двора прибыть в столицу, но отклонял их. Император Сянь-цзун (806 - 21) дин. Тан посмертно даровал ему титул "Великое Зерцало".

Центр, место в учении X. занимала концепция "внезапного просветления", детально обоснованная в "Сутре помоста шестого патриарха" ("Лю цзу тань цзин"), составленной на осн. конспективных записей его высказываний, проповедей и бесед. В то время на севере Китая получило широкое распространение учение о "постепенном просветлении" (цзянь у), проповедуемое его соперником Шэньсю, считавшимся законным наследником Хунжэня и шестым патриархом Чань. Борьба между сторонниками и противниками этих концепций, вызвавшая раскол школы Чань на южн. и сев. ветви, резко обострилась после смерти X., вылившись в споры о том, кто является законным преемником пятого патриарха Чань, а значит, и какая концепция должна считаться ортодокс. Только спустя полвека после смерти X. его ученик Шэньхуэй (7 - 8 вв.) доказал превосходство южн. ветви над сев. и добился официального признания X. законным преемником Хунжэня, а Шэньсю - узурпатором. В результате "Сутра помоста шестого патриарха" была канонизирована, а концепция "внезапного просветления" стала господствующей в теории и практике чань-буддизма. Его последующее развитие было в той или иной степени связано с развитием принципов, к-рые выдвинул и обосновал X.

*Заводская Е.В. Эстетич. проблемы живописи старого Китая. М., 1975 (по Указателю); Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 2. Пекин, 1982. С. 171 -4. См. также лит-ру к ст. "Лю цзу тань цзин".

Н.В. Абаев

ХУАЙЖАН
677, Анькан окр. Цзиньчжоу (совр. пров. Шэньси) - 744

Буд. монах, ученик Хуэйнэна. После кончины наставника отправился в Наньюэ, где поселился в монастыре Божосы и распространял учение Хуэйнэна о "внезапном просветлении" (дунь у). Считается основателем т.н. Наньюэского течения Чань школы (Наньюэ и пай). Из девяти учеников X. наибольшую известность получил Мацзу. Согласно преданию, Мацзу, прибыв в Наньюэ, целыми днями занимался сидячей медитацией в надежде достичь "просветления", но без особого успеха. Узнав об этом, X. предстал перед ним в момент начала занятий медитацией с куском черепицы в руках и на недоуменный вопрос Мацзу ответил, что желает сделать из этого куска зеркало. На возражение, что это невозможно, X. ответил вопросом: "Если кусок черепицы не может стать зеркалом, то как занимающийся медитацией может стать буддой?" На Мацзу тут же снизошло "внезапное просветление", он стал учеником X. и впоследствии - авторитетным чаньским наставником.

Хэ Чэнсюань

ХУАЙХАЙ
720, Чанлэ окр. Фучжоу (совр. пров. Фуцзянь), - 814

Буд. монах, представитель буд. Чань школы, ученик Мацзу. После смерти учителя поселился в горах Синьубайчжаншань (совр. уезд Фэнсинь пров. Цзянси), вследствие чего получил прозв. Байчжан чаньши ("чаньский наставник [с гор] Байчжан"). Первым приступил к созданию отд. чаньских обителей. Утверждал, что различия в ве-роучительных доктринах Чань и Люй школы ("Школы винаи") требуют и иного образа жизни для чань-буддистов, к-рым не следует селиться в монастырях Люй, как это прежде практиковалось. Выработал собств. монастырский устав - "Чань мэнь гуй ши" ("Чаньский устав"), к-рый известен также как "Чистый устав [наставника с гор] Байчжан" ("Байчжан цин гуй"). Гл. особенностью чаньских монастырей стало отсутствие залов для совершения ритуалов, их место занимали залы для проповедей. Ему принадлежит принцип "день без работы - день без пищи", ставший основой общежития в чаньских обителях, где физич. трудом были обязаны заниматься все монахи независимо от ранга. Высказывания X. сведены в сб. "Байчжан X. чаньши юй лу" ("Запись речей чаньского наставника X. [с гор] Байчжан"), "Байчжан X. чаньши гуан лу" ("Расширенная запись [речей] чаньского наставника X. [с гор] Байчжан"). Развивал тезис буддизма махаяны о тождественности природы всех живых существ "природе будды", для постижения к-рой следует отказаться от пут произвольного мышления. Осн. методом самосовершенствования считал полную отрешенность от текстов, мыслей, сосредоточенности на чем-либо и стремления к чему-либо, дабы сознание освободилось от сосредоточенности на себе. После кончины X. его последователи сформировали т.н. Хунчжоускую школу чань-буддизма.

Хэ Чэнсюань

ЦЗУНМИ
780 - 841

Пятый патриарх буд. Хуаянь школы и одновременно четвертый патриарх направления Хэцзэ Чань школы. Иногда именуется Гуйфэн Ц. (по назв. пика в горах Чжуннаньшань, пров. Шэньси, где находился монастырь Цаотансы, в к-ром жил Ц.). Важнейшие из его многочисленных (ок 200 цзюаней - "свитков") филос. соч. - "Юань жэнь лунь" ("О началах человека") и "Чань юань чжуцюань цзи ду сюй" ("Предисловие к полн. собр. соч. об истоках чаньского созерцания"). Ц. составил также утраченный ныне сб. "Чань цзан" ("Чаньская сокровищница")- дополнение к "Трипитаке" (см. "Да цзан цзин").

Ц. разработал учение, призванное объединить школы кит. буддизма под главенством Хуаянь. Психотехнику чань-буддизма ("созерцание" - чань) он рассматривал как форму практич. реализации философии ("учение" - цзяо) Хуаянь, выдвинув тезис о "единстве учения и созерцания" (цзяо чань и чжи). В "Юань жэнь лунь" история буд. философии рассматривается как движение от низших форм к хуаяньской доктрине - абсолютно совершенному учению, синтезирующему элементы истинного знания, к-рые содержатся в др. учениях, и вместе с тем превосходящему их. Движение к более совершенному знанию описывается в хронологич. последовательности: каждое последующее учение включает в себя положительные моменты предыдущего. "Низшие" учения для Ц.- конфуцианство и даосизм, рассматриваемые вне хронологич. связи; затем следуют "учение небожителей" (жэнь тянь цзяо)- воспринятые на примитивном уровне нормы буд. вероучения; хинаяна (сяо чэн); махаянские школы (да чэн)- виджнянавада (см. Вэйши школа), мадхьямика (см. Саньлунь школа; у Ц.- по сян цзяо, "учение о разрушении свойств [дхарм]") и выделяемое из махаяны учение школы Хуаянь. Концепция Ц. конкретизировала и рационализировала классификац. схему, предложенную Фацзаном (1 - 8 вв.) в доктрине у цзяо ("пять учений").

*О началах человека (Юань жэнь лунь). Пер. Е.А. Торчинова. Предисл. к собр. разъяснений истоков чаньских истин. Пер. К.Ю. Солонина // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992; **Янгутов Л.Е. Филос. учение школы Хуаянь. Но-восиб., 1982; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 119 - 21; Jan Jun-hua. Tsung-mi: His Analysis of Ch'an Buddhism // T'P. 1972. Vol. 58. №4; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought. Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. Kansas C., 1974; Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань. Сюй бянь (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнения). Кн. 3. Цзинань, 1982. С. 83- 138. Е.А. Торчинов

 

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -