КИТАЙ КЛУБ               galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ШКОЛЫ

1

КАОТИНСКАЯ ШКОЛА  Филос. направление, объединявшее последователей Чжу Си (12 в.). Получила имя по назв. местности, где Чжу Си занимался педагогич. деятельностью (на территории совр. пров. Фуцзянь). Осн. представителями К.ш. в 12-13 вв. были ученики Чжу Си - Цай Юаньдин, Хуан Гань, Цай Шэнъ, Чэнь Чунь. В пер. правления дин. Южная Сун (до 1240) сторонники К.ш. участвовали в борьбе между политич. группировками и были в немилости у имп. двора. В 13 в. учение Чжу Си получило распространение в Сев. Китае благодаря усилиям Чжао Фу, Сюй Хэна и Лю Иня. С конца 14 в. вплоть до падения монархии в 1912 идеи К.ш. занимали господствующее положение в офиц. идеологии.

ЛИНБАО ШКОЛА  Линбао пай.
"Школа Духовной драгоценности". Направление даосизма, зародившееся в кон. эпохи Вост. Цзинь (кон. 4 - нач. 5 в.). Назв. восходит к термину лин бао - "духовная драгоценность", обозначающему в даос, трактате "Тай пин цзин" высшую духовность, и отражает стремление к полноте совершенства дао, "небесным" аспектом к-рого выступает лин ("дух"); бао ("драгоценность") выражает "земное" начало. Основы вероучительной доктрины Л.ш. изложены в соч. Гэ Чаофу (потомка Гэ Хуна) "Лин бао цзин" ("Канон Духовной драгоценности"). Окончательное оформление учения Л.ш. связывают с именем Лу Сюцзина (5 в.). Гл. объектом поклонения Л.ш. стала триада высших сил, впоследствии получившая назв. Сань цин ("Триада чистых"). Испытала сильное влияние Шанцин школы, делавшей упор на сложные методы индивид. самосовершенствования, но тяготение к этич. дидактике обеспечило Л.ш. большее число сторонников. Писания Л.ш. стали одним из осн. источников свода даос, лит-ры "Дао цзан". В 13 - 14 вв. Л.ш. слилась со школой
Чжэнъи [дао].

ТАЙЧЖОУСКАЯ ШКОЛА  Тайчжоу сюэ пай.
Направление последователей Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.), т.н. левое крыло янминизма, отличающееся эгалитаристским, популистским и оппозиционным офиц. идеологии характером. Основоположником Т.ш. был Ван Гзнь (кон. 15 - 16 в.), по месту рождения к-рого (Тайчжоу, совр. пров. Цзянсу) и получила назв. школа. К Т.ш. принадлежали Ван Дун, Сюй Юэ, Янь Цзюнь (15-16 вв.), Чжао Чжэньцзи, Ло Жуфан, Хэ Синьинь, Ли Чжи, Гэн Динсян, Ян Циюань (16 в.), Цзяо Хун, Чжоу Жудэн (16 - 17 вв.). Иногда к Т.ш. как ее идейного вдохновителя причисляют Ван Цзи, ученика Ван Янмина. В историко-филос. лит-ре направление янминизма, к к-рому принадлежит Т.ш., называют также "натуралистическим" и "экзистенциалистским". См. ст.
[Ван] Янмина школа.

**Ян Тяныии. Тайчжоу сюэ пай (Т.ш.). Пекин, 1980.

ТУНЧЭНСКАЯ ШКОЛА  Тунчэн пай.
Каноноведческая и лит. группировка в рамках "школы текстов старых письмен" (см. Цзин сюэ), представлявшая господствующее направление традиц. кит. эстетич. мысли 18-19 вв., конца эпохи относительно автохтонного развития кит. культуры. Построения мыслителей Т.ш. в трактатах гл. обр. по теории словесности и живописи выражали в обл. эстетики офиц. идеологич. ортодоксию пер. правления маньчж. дин. Цин (1644- 1911). Филос. основу Т.ш. составляло чжусианство, ее идеи в обл. теории словесности восходят к взглядам Хань Юя (8 - нач. 9 в.). Осн. положения учения Т.ш. сформулировали в 18 в. Фан Бао, Лю Дакуй и Я о Май, ее ведущими представителями считаются Фан Дуншу (кон. 18-19 в.), Цзэн Гофань (19 в.), Линь Шу (19- нач. 20 в.). Школа утверждала утилитарно-дидактич. цели литры ("помощь государю в управлении народом"), строгое следование стилевым принципам тех или иных жанров, особое внимание уделяла проблемам их классификации. "Тунчэнцы" подчеркивали нормативный статус "письменности/культуры" (изящной словесности, вэнь), высшим выражением к-рой полагали конф. канонич. лит-ру (начиная с 3 в. термин "вэнь" мог толковаться узко, вплоть до сведения его к обозначению рифмованного текста). В сферу лит. классики они включали конф. канонич. книги, соч. древних историков, к к-рым причислялись Цзо Цюмин - предполагаемый автор летописи "Цзо чжуань", Сыма Цянь и Бань Гу, образцовыми считались также произв. литераторов эпох Тан и Сун (7- 13 вв.) - Хань Юя, Лю Цзунъ-юаня, Оуян Сю, Су Сюня, Су Ши, Су Чэ, Цзэн Гу (11 в.), Ван Аньши и ряда более поздних авторов, напр. Гуй Югуана (16 в.). Т.ш. противостояла Чанчжоуской школе (Чанчжоу пай)- каноноведческо-лит. группировке, стоявшей на позициях "школы текстов новых письмен". К ведущим литературоведам Чанчжоуской школы (не считая собственно каноноведов - Чжуан Цуньюя, Лю Фэнлу и др.) относят Чжан Хуэйяня (18 - нач. 19 в.), довольно близкого Т.ш., Чжоу Цзи (кон. 18-19 в.), Чэнь Тинчжо, Фэн Сюя (19 в.), Тан Сяня (19 - нач. 20 в.). Т.ш. расходилась также со "школой сунской поэзии" (Хэ Шаоцзы и др.), в обл. лит. теории ориентировавшейся на неоконф. проблематику. Толыгина К.И. Теория изящной словесности в Китае. М., 1971; Ее же. Эстетика стран Востока. Гл. 1. Китай // История эстетич. мысли. Т. 4. М., 1987.

По материалам К.И. Голыгиной

ФАСИН ШКОЛА  Фасин цзун.
Обобщающее назв. Саньлунь школы, Хуаянь школы и Тяньтай школы, к-рые одинаково трактовали "сущность дхарм" (санскр. дхар-мата, кит. фа син, см. Фа [1], п. 2). В учении Ф.ш., осн. на доктринах одного из направлений махаяны - мадхьямики (см. Буддизм в Китае), центр, место занимает идея о потенциальном наличии у всех людей "сущности будды" (фо син), отождествляемой с "истинной сущностью" (бхутатхата, чжэнь жу). Последняя, представляющая собой основу и содержание бытия, по Ф.ш., является выражением "пустотности" (шунь-ята, кун) всех дхарм, характеризующей их сущность. Поскольку Ф.ш. считает источником всех явлений в мире "истинную сущность" ("сущность дхарм", "сущность будды"), она именуется также "школой Сущности" (Син цзун). Гл. представителем Ф.ш., часто отождествляемым с ней, является школа Саньлунь. Ф.ш. доктринально противостоит Фаслн школе (см. также Вэйши школа), к-рая не признает наличия "сущности будды" у всех людей и "пустотность" дхарм как основу бытия.

**Вань Литянь. Фоцзяо чжэсюэ (Филос. учение буддизма). Пекин, 1986. С. 10 - 11.

А. А. Маслов

ФАСЯН ШКОЛА  Фасян цзун.
Буд. "школа Дхармалакшана", "школа Свойств (или Истинной сущности) дхарм". Кит. назв. представляет собой стяжение от выражения чжу фа ши сян ("реальность свойств [или истинная сущность] всех дхарм") - гл. доктринальной формулы Ф.ш. Принято полагать, что этот тезис в противоположность учению Фасин школы ("школа Дхармата") подразумевает гл. обр. отрицание "пустотности" (кун, санскр. шунья) дхарм (см. Фа [1], п. 2) в качестве основы и содержания бытия. Ф.ш. известна также как школа Цыэнь (Цыэнь цзун, "школа Сострадания и милосердия"), по назв. буд. монастыря в Чанъане, где подвизались основоположники Ф.ш. Сюаньцзан и Куйцзи. Уделяла особое внимание проблемам буд. логики, известной в Китае под назв. иньмин ("прояснение резона", санскр. хетувидья, хетувидьястхана; в широком смысле иньмин означает древнюю инд. логику). Ф.ш. считается др. назв. Вэйши школы, однако нек-рые кит. мыслители нового времени, напр. Оуян Цзинъу, рассматривали эти учения в качестве отд. направлений: школа Вэйши акцентировала трактовку всей сферы опыта как различных состояний сознания (ши [4]) и склонялась к отрицанию наличия "сущности будды" (фо син, см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя ее создание посредством религ. практики; собственно же Ф.ш. толковала преимущественно о "свойствах дхарм", по сути не противореча положениям школы Фасин и даже будучи тождественной ей. Аналог Ф.ш. в Корее - школа Попсан (с 7 в.), в Японии - школа Хоссо сю (с 7 - 8 вв.).

**Дагданов Г.Б. Школа Фасян в истории кит. буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центр. Азии. Новосиб., 1986.

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -