КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ШКОЛЫ

2

ЦАОДУН ШКОЛА  Цаодун цзун.
Крупнейшее (наряду с Линьцзи школой) течение в буд. Чань школе. Назв. представляет собой эллипсис от топонимов Дуншань (Ифэн совр. пров. Цзянси) и Цаошань (Ихуан той же пров.), резиденций патриархов Ц.ш.- соответственно Лянцзя (9 в.) и его ученика Бэньшу. Школа преемствовала тезис чаньского мыслителя Сицяня (8 в.): "каждое дело/вещь и есть истинная [таковость]" (цзи ши эр чжэнь), где "истинная [таковость]" (чжэнь [жу]) тождественна "принципу" (ли [1]), понимаемому как "природа будды" (фо син). Ц.ш. отличало повышенное внимание к проблеме "недвойственности" (бу эр), или "отсутствия преград" между "принципами" и "делами/вещами" (см. Ли - ши, ср. учение Ху-аянь школы), "основой" (ти [1]) и "функцией/акциденцией" (юн [2], см. Ти - юн). См. лит-ру к ст.
Чань школа.

ЦЗА ЦЗЯ
Школа "эклектиков", синтезировавшая учения различных филос. направлений древнего Китая. Существовала в 6 - 3 вв. до н.э. В библиографич. разд. "И вэнь чжи" "Хань шу" Ц.ц. названа в числе "девяти направлений" древнекит. мысли. По определению Янь Шигу (6 - 7 вв.), Ц.ц. "ставила вровень конфуцианство и учение Мо \Ди\, соединяла имена и законы" (т.е. учения мин цзя и легизма), "не было в учениях ста школ такого, чего не пронизала бы она соединением". В этом нашла отражение тенденция к формированию синкретич. идеологич. основ централизованного гос-ва. Иногда представителей данной школы относят к "новому даосизму" - синь дао цзя (см. Даосизм). Характерными произведениями Ц.ц. считаются "Люй-иш чунь цю" и "Хуайнань-цзы".

ЦЗУНХЭН ЦЗЯ  "Школа [союзов] по вертикали и горизонтали", "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных [лолитич. связей]", "школа дипломатов". Филос. школа, в 5 - 3 вв. до н.э. объединявшая теоретиков и практиков дипломатии - советников удельных владетелей. Лю Синь (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.) квалифицировал ее как самостоятельное течение в числе ведущих "девяти направлений, десяти школ" филос. мысли пер. Чжаньго ("Сражающихся царств"). Гл. представителями Ц.ц., согласно "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), были Су Цинь и Чжан И. Объединение царств Юга и Севера называлось "союзом по вертикали" (хэ цзун), Запада и Востока - "союзом по горизонтали" (лянь хэн). Су Цинь пытался создать "союз [шести царств] по вертикали" (хэ цзун)- с Юга на Север: Янь, Чжао, Хань, Вэй, Ци и Чу для противостояния царству Цинь. Чжан И, разрушая "союз по вертикали", стремился объединить шесть царств "по горизонтали" (лянь хэн)- с Запада на Восток, чтобы они поочередно служили интересам Цинь. Группировки сторонников двух дипломатов и были объединены названием Ц.ц. Основополагающим трактатом Ц.ц., согласно "Суй шу" ("История дин. Суй"), является "Гуйгу-цзы", относимый также к даос. соч. Деятельность и взгляды представителей Ц.ц. описаны в "Чжань го цэ" ("Планах Сражающихся царств"). В 1973 во время раскопок в Мавандуе (близ Чанша, пров. Хунань) найден свиток "Чжаньго Ц.ц. шу" ("Книги Ц.ц. пер. Чжаньго"), сходный с совр. текстом "Чжань го цэ". В "И вэнь чжи" - библиографич. разд. "Хань шу" упоминаются "170 пяней (глав) двенадцати авторов" Ц.ц.

ЦЗЮЙШЭ ШКОЛА Цзюйшэ цзун. Кит. буд. школа, относившая себя к традиции тхеравады (хинаяны, см. Буддизм) и опиравшаяся на трактат инд. мыслителя Васубандху "Абхидхармакоша" (цзюйшэ - транскрипция санскр. "коша"). Созд. в 6 в., в кон. 8 в. стала считаться ветвью Фасян школы. Аналог Ц.ш. в Японии - школа Куся.

ЧЭНШИ ШКОЛА  Чэнши цзун  "Школа Постижения истины"
Течение кит. буддизма, получившее назв. по имени трактата инд. мыслителя Харивармана "Рассуждения о постижении" ("Сатьясиддхи шастра", "Чэн ши лунь"). Осн. в 5 в. Сэндао и Сэнсуном, просуществовала до 7 в. Доктрина Ч.ш. основывалась на признании всего сущего комбинацией 84 разновидностей дхарм (см. Фа [1], п. 2), включающей истинно реальные и кажущиеся реальными дхармы. Т.о., учение Ч.ш. соединяло элементы махаяны (в данном случае шуньявады) и тхеравады (хинаяны, см. Буддизм). Цзицзан подверг его резкой критике как хинаянистское. В Японии аналогом Ч.ш. была возникшая в 7 в. школа Дзёдзицу сю, дочерняя ветвь Санрон сю (см.
Саньлунь школа).

ЮНКАН ШКОЛА
Филос. школа, гл. идеологом к-рой считается Чэнь Лян (12 в.). Получила назв. по месту рождения Чэнь Ляна (на востоке совр. пров. Чжэцзян). Ю.ш. называют также школой Лунчуаня (по прозвищу Чэнь Ляна). Взгляды Ю.ш. отличались крайним утилитаризмом и прагматизмом, неприятием отвлеченных фил ос. спекуляций, к-рыми увлекались сторонники Чжу Си и Лу Цзююаня. Представители Ю.ш. акцентировали практич. применимость знания, настаивали на принятии мер к возвращению территорий, захваченных чжурчжэньским гос-вом Цзинь, занимались изучением военного дела. Они считали необходимым своевременное изменение законодательных норм, применение любых возможных средств регулирования социального механизма и считали себя сторонниками учения, в к-ром "рука об руку идут долг и выгода, соседствуют деяния просвещенного правителя и деспота" (см. Ван дао). Осн. представителями Ю.ш. были ученики Чэнь Ляна: Юй Кань, Юй Наньцян, Цянь Ко, Лин Цзянь и У Шэнь.

ЮНЦЗЯ ШКОЛА
Течение неоконфуцианства, существовавшее в пер. правления дин. Южн. Сун (1127 - 1279). Получило назв. по местности (ныне Вэнь-чжоу, пров. Чжэцзян), уроженцами к-рой были ее основатели - Чжоу Синцзи, Сюй Цзинхэн, Лю Аньцзе, Лю Аньшан, Дай Шу, Чжао Сюй, Чжан Хуэй, Шэнь Гунсин и Цзян Юаньчжун ("девять учителей из Юнцзя"). В 1078 - 85 в Высшем имп. училище (Тайсюэ) собралась группа преподавателей-единомышленников, начавших активную пропаганду учений Лоянской школы (Чэн И и Чэн Хао) и Гуаньчжунской (Хэнцюя) школы (Чжан Цзая). В 12 - 13 вв. представители Ю.ш. отошли от чисто филос. проблематики, особое внимание уделяли практич. стороне этико-ритуальных установлений, разработке проектов земельного налогообложения, вопросам орг-ции армии, картографии и ирригации, выступали против увлечения филос. спекуляциями, не преследующими практич. "выгоды". Осн. задачу науч. изысканий они видели в выявлении истоков и характера эволюции этико-поли-тич. идей, применение к-рых могло, с их т.зр., оказать реальную помощь в управлении гос-вом. Гл. представителями Ю.ш. считаются Сюэ Цзисюань (12 в.), Чэнь Фулян и Е Ши (12 - нач. 13 в.). В соч. последователей Е Ши - Дин Силяна, Чжоу Наня, Сун Цзюя и др., завершивших историю Ю.ш., был усилен акцент на совершенствование этико-ритуальных аспектов управления, на определение соотношения между преемствованием традиции (тун сюй) и возможным "пределом" (цзи [2]) ее изменения, на отпор буд. идеологич. влияниям.

**Хуан Цзунси, Хуан Байцзя, Цюань Цзуван. Сун Юань сюэ ань (Учения эпох Сун и Юань). Шанхай, 1936. См. также лит-ру к ст. Неоконфуцианство.

 

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -