КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЧЖУ СИ  Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань.
18.10 (15.9). ИЗО, Юси пров. Фуцзянь, - 23.4 (9.3). 1200, Каотин пров. Фуцзянь.

Философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конф. канонич. произведений, педагог, гл. представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн [братьев] - Чжу [Си] школа), в к-рой оно обрело статус ортодокс, идеологии в Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался гл. обр. науч. и лит. трудом. С 1178, находясь на гос. службе, Ч.С. неоднократно, но не надолго назначался на высокие администр. посты. В 1196 за критич. настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул гогун ("державный князь"), в 1241 причислен к величайшим конф. авторитетам, а с 1313 его учение официально включено в систему гос. экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Лит. наследие Ч.С. чрезвычайно велико. Мн. его основополагающие идеи выражены в ком-мент. к конф. классике (прежде всего "Пятиканонию" и "Четверокнижию", см. "Ши сань цзин") и беседах, записанных учениками (юй лу). Ч.С. публиковал, комментировал и интерпретировал произв. своих непосредств. предшественников - четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сум (960 - 1279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в части., составив из них первую и ставшую образцовой неоконф. антологию "Цзинь сы лу" ("Записи размышлений о близком", 14 гл., в соавторстве с Люй Цзуцянем, 1173). Наиболее полные собр. различных видов соч. Ч.С. - "Чжу-цзы юй лэй" ("Классифицированные беседы учителя Ч.[С.]", 140 гл., 1270), "Чжу-цзы вэнь цзи" ("Собр. письмен учителя Ч.[С.]", 121 гл., 1532, сер. СЕБЯ), "Чжу-цзы цюань шу" ("Поли, [собр.] произведений учителя Ч.[С.]", изд. по имп. указу, 66 гл., 1714, т. 1 -25).

Ч.С. в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи "Великого предела" (тай цзи) и "Беспредельного / предела отсутствия" (у цзи, см. Тай цзи, Ю - у) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового "принципа/резона" (ли [1]). Тай цзи, по Ч.С., - это совокупность всех ли [1], тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей "тьмы вещей" (вань у). В каждой конкр. "вещи" [3]), т.е. предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны - в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, "Великий предел" определялся как "бесформенный и безместный", т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в "вещах" делает осн. задачей человека их "выверение", или "классифицирующее постижение" (гэ у), к-рое состоит в "совершенном [раскрытии] принципов" (цюн ли). Эта процедура "доведения знания до конца" (чжи чжи) своим результатом должна иметь "искренность помыслов", "выправленность сердца", "усовершенствованность личности", а затем - "выправленность семьи", "упорядоченность государства" и "уравновешенность [всей] Поднебесной" (формулы "Да сюэ"), поскольку ли [ 1 ] совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: "настоящий принцип не имеет недоброго", "принцип - это гуманность (жэнь [2]), должная справедливость [1]), благопристойность (ли [2]), разумность (чжи [1])". Каждая "вещь" есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального "принципа" (ли [1]) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци [1]). Физически они неразделимы, но логически ли [1] имеет приоритет над ци [1]. Восприняв проведенное Чэн И различение "предельно коренной, совершенно изнач. природы" (цзи бэнь цюн юань чжи син) и "природы на пневменной основе" (ци чжи чжи син), связав их с ли [1] и ци [1] соответственно, Ч.С. окончательно сформировал концепцию изначально-общей "доброй" человеч. "природы" (см. "Мэн-цзы", "Сюнь-цзы"), обладающей вторичными и конкр. модусами, к-рым в разной степени присущи "добро" и "зло".

   
   

В 16 - первой пол. 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве - Лу [Цзююаня] - Ван [Янмина] школа, сформулировавшая осн. тезисы античжусианской критики. Учение Ч.С. поддерживалось правящей маньчж. дин. Цин (1644-1911). В 30-е гг. 20 в. оно было модернизировано Фэн Юланем в "новом учении о принципе" (синь ли. сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд кит. философов, проживающих за пределами КНР (см. Постконфуцианство).

*Чжу-цзы да цюань ("Достаточно полное [собр. соч.] учителя Ч.[С.]"). Т. 1 - 12. Тайбэй, 1970; Ч.С. (Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании. Пер. М.Л. Титаренко) // Антология мир. философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969; Ч.С. Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей. Пер. с кит. В.В. Зайцева) // Человек как филос. проблема: Восток - Запад. М., 1991; De Harles Ch. (tr). Tchou Hi. La Sino Hio ou moral de la jeunesse. P., 1889; Bruce J.P. (tr.). The Philosophy of Human Nature by Chu Hsi. L., 1922; Craf O. (verdeut.). Tschu Hsi. Djin-si lu, die sungkonfuzianische Summa. Bdl-3. Tokio, 1953 - 4; Chan Wing-tsit (tr.). Reflections on Things at Hand: The Neo-Confucian Antology Сотр. by Chu Hsi and Lu Tsu-ch'ien. N.Y.- L., 1967; **Зайцев В.В. О формировании филос. учения Ч.С. // Из истории кит. философии: становление и осн. направления. М., 1978; Краснов А.Б. Учение Ч.С. о природе человека // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Мартынов А.С. Ч.С. и офиц. идеология имп. Китая // Там же; Его же. Буддизм и конфуцианцы: Су Дунпо (1036 - 1101) и Ч.С. (ИЗО - 1200) // Буддизм, гос-во и об-во в странах Центр, и Вост. Азии в ср. века. М., 1982; Тиллман Х.К. Сознание Неба (Тянь) в системе воззрений Ч.С. // Ретроспективная и сравнительная политология. Вып. 1. М., 1991; Цянь Му. Чжу-цзы синь сюэ ань (Новый отчет об учении учителя Ч.[С.]). Т. 1 - 5. Тайбэй, 1971; Сюсигаку тайкэй (Общий курс учения Ч.С.). Т. 1 - 9. Токио, 1974 - 75; Чжан Ливэнь. Ч.С. сысян яньцзю (Исслед. идеологии Ч.С.). Пекин, 1981; Фань Шоукан. Чжу-цзы цзи ци чжэсюэ (Учитель Ч.[С.] и его философия). Пекин, 1983; Лю Шусянь. Чжу-цзы чжэсюэ сысян дэ фачжань юй ваньчэн (Развитие и формирование филос. мысли учителя Ч.(С.]). Тайбэй, 1986; Чэнь Лай. Ч.С. чжэсюэ яньцзю (Исслед. философии Ч.С.). Пекин, 1987; Le Gall S. Le philosophe Tchou Hi, sa doctrine, son influence. Chang-hai, 1894; BruseJ.P. Chu Hsiand His Masters. L., 1923; Sargent G.E. Tchou Hi contre le Bouddhisme. P., 1955; Chan Wing-tsit. Chu Hsi: Life and Thought. Hong Kong, 1986; Chu Hsi and Neo-Confucianism. Honolulu, 1986; Gardner O.K. Chu Hsi and the Ta-hsueh. Camb. (Mass.), 1986.

А.И. Кобзев

ЧЖУСИАНСТВО

Обозначение филос. и идеологич. направления, восходящего к учению Чжу Си (12 в.), к-рый завершил оформление филос. системы ли сюэ ("учение о принципе", или дао сюэ - "учение дао"), окончательно придав ей доктринальную определенность. Исторически под Ч. подразумеваются доктрины Каотинской школы, Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы, а также последователей этих учений за пределами Китая, гл. обр. в Японии и Корее. В Китае Ч. имело статус офиц. идеологии в 13 - нач. 20 в., но его доминирующее положение временами ставилось под вопрос в результате смены правителей и династий, а также появления конкурирующих течений, прежде всего Лу [Цзююаня] - Ван [Ян-мина] школы и "ханьского учения" (хань сюэ); ныне аналогич. положение с соответствующими времени коррективами оно сохраняет на Тайване. В Японии основателем направления сюсигакуха (япон. чтение кит. Чжу Си сюэ пай - "школа Чжу Си") был Фудзивара Сэйка (1561 - 1619). Он избегал присущего филос. и идеологич. ситуации в Китае противопоставления Ч. учению Лу [Цзююаня} - Ван [Янмина] школы (синь сюэ [1]- "учение о сердце"), рассматривая их как равноценные и взаимодополняющие. Фудзивара предпринял попытки согласовать Ч. с догматами синтоизма и буд. учением о карме (см. Е). Его ученик Хаяси Радзан, став наставником сегуна - военного правителя Японии, учредил в Эдо высшую школу, обучение в к-рой основывалось на чжусианских интерпретациях конф. канонов. Традиции этой системы образования преобладали в Японии до "революции Мэйдзи" 1867 - 8. После Хаяси, непримиримо настроенного по отношению к учению Ван Янмина, др. идейным течениям, а также к христианству, сюсигакуха разделилась на несколько течений самых разных духовных, теоретич. и политич. ориентации. Против Ч. как идеологич. опоры режима военных правителей-сегунов наиболее упорно выступала школа Мито (митогакуха), не признававшая Ч. ортодокс, конфуцианством, делавшая акцент на доктрине "выправления имен" (чжэн мин), исключительности япон. пути, ратовавшая за восстановление политич. власти императора.

В Корее первыми проповедниками доктрины Чжу Си стали обучавшиеся в Китае ан Хян и др. (13 - нач. 14 в.). Основоположником ортодокс, корейского Ч. считается Чон Мончу (14 в.), первый министр гос-ва Коре: при нем Ч. обретает черты офиц. идеологии. В 15 - 16 вв. в корейском Ч. возобладало направление, противопоставлявшее социально-политич. утилитаризм чжусианской доктрины бесплодному схоластич. мудрствованию. В 16 в. сложилась крупнейшая в Корее чжусианская школа - соннихак (другое назв. - лихак, калька с кит. ли сюэ). Усилиями основателей этой школы - Ли Хвана (Тхвеге), Рин Ху и др. за идеологией Ч. были закреплены офиц. статус и монополия в системе образования. С 17 в. позиции Ч. отстаивались в жестком, принимавшем политич. формы соперничестве с идеологич. конкурентами, среди к-рых видное место занимали апологеты янминизма (янменхапкха) и школы сирхак, складывавшейся под сильным влиянием "ханьского учения" (хань сюэ). В конце 19 в. Ч. осознавалось его корейскими сторонниками как важная духовная скрепа, соединяющая Китай и Корею, и даже стало идеологич. основой партизанской борьбы против япон. засилья.

*Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. - Л., 1947; Чон Чин Сок и др. История корейской философии. Т. 1 . М., 1966; Тягай Г. Д. Обществ, мысль Кореи в эпоху позднего феодализма. М., 1971; Ногата Хироси. История филос. мысли Японии. М., 1991; Yang К.Р., Hendcrson G. An Outline History of Korean Confucianism // Journal of Asian Studies 1958 - 9. XVIII; Okada Takehiko. The Chu Hsi and Wang Yang-ming Schools at the End of the Ming and Tokugawa Periods // PEW. 1973. Vol. 23. №1 - 2; Confucianism and Tokugawa Culture. Princ., 1984; The Korean Controversy over Chu Hsi's View on the Nature of Man and Things // Chu Hsi and Neo-Confucianism. Honolulu, 1986.

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -

Патент. Помощь в оформлении! Звоните
paritetk.ru