КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЧЭН И  Чэн Чжэншу, Чэн Ичуань, Ичуань сяньшэн ("учитель из Ичу-аня").
1033, Лоян (в совр. пров. Хэнань), - 1107

Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианства ("учения о принципе" - ли сюэ).

Вместе со старшим братом Чэн Хао учился у Чжоу Дуньи. Служил чтецом в придворной административной школе, преподавал. Был противником реформ Ван Аньши. В 1097 сослан, в 1100 реабилитирован, но его произв. большей частью находились под запретом до 1155. Осн. соч. - "И чжуань" ("Коммент. к "Канону перемен"), "Янь-цзы со хао хэ сюэ лунь" ("Учение Янь-цзы о благе и научении ему") и др. Позднее произв. Ч.И и Чэн Хао были сведены в сб. "И шу" ("Унаследованные книги"), "Эр Чэн цюань шу" ("Поли, собр. книг братьев Чэн").

В центре учения Ч.И - категория "принципа" (ли [1]), структурообразующего начала, единого для всей Поднебесной. Все вещи суть результат "отражения" разных сторон единого "небесного принципа"; "принцип одной вещи тождествен принципу тьмы вещей". Ч.И отверг выдвинутое Чжан Цзаем понятие "Великой пустоты" (тай сюй) как первоосновы Вселенной, заполненной единой "пневмой" (ци [1]). "Пустота" (сюй), по Ч.И, это "не пустота", поскольку она есть "принцип" в его наивысшей "реальности" ("полноте" - ши [2]). Относительно природы (Неба) "принцип" выполняет функции "предопределения" (мин [1]), а в отношении человека - его "[индивид.] природы" (син [1]).

В коммент. на "Чжоу и" Ч.И фактически отождествил дао с "принципом": подобно тому, как "превращения и перемены, совершающиеся во времени", суть "постоянное дао" (т.е. основа мирозакона), "взаимообусловленность уменьшения и роста суть небесный принцип", "постоянство" к-рого выражено в обязательном взаимопревращении противоположных начал, "доходящих до предела". "Принцип непременно содержит соотнесенные [между собой] противоположности": "если есть верх, то есть и низ... если есть непосредственность (чжи [4] - грубость, материальность), то есть и культура (вэнь - утонченность, знаковость)", причем любое из дуальных качеств "по отдельности не устанавливается".

"Пневма" вторична по отношению к "принципу", а "качество пневмы" (ци бин) определяет качество вещей и явлений. Так, "мудрость" (чжи [1]) обусловлена "чистотой пневмы", а глупость - ее "мутностью". В "сердце" (синь [1]) человека присутствует сам "принцип", но "сердце" не тождественно "принципу" вследствие пагубного влияния человеч. страстей. Самоанализ, "сокровенное вскармливание [личности], требующее почтительной осторожности (цзин [4])" и "продвижения в учебе для достижения знания", позволяют "прозреть небесный принцип" в собств. "сердце". По Ч.И, "достижение знания" (чжи чжи) состоит в "выверении вещей" (гэ у, см. У [3]) посредством "обращения вовнутрь" - так, по его мнению, учили поступать древние "совершенномудрые" (шэн [1]); "обращение к внеш. [вещам]" с этой целью, напротив, противоречило бы их заветам.

В социальной сфере универсальность "принципа" выражается в незыблемости иерархического устройства об-ва ("деления на выше- и нижестоящих") и "почитании долга/справедливости (и [1])": "голодная смерть - крайне незначительное дело [по сравнению с] утратой нравственности, [к-рая является] крайне значительным делом".

Взгляды Ч.И были развиты Чжу Си (12 в.), что дало основание для традиц. выделения в истории кит. философии идейного течения Чэн - Чжу сюэ пай. Это назв. трактуется двояко: Чэн [братьев] - Чжу [Си] школа или школа Чэн [И] - Чжу [Си].

*Эр Чэн цзи (Собр. соч. братьев Чэн). Пекин, 1981;
**Буров В.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуаньшаня. М., 1976 (по Указателю); Хэнань Чэн-ши ишу (Наследие господ Чэн из Хэна-ни). Шанхай, 1935; Яо Минда. Чэн Ичуань няньпу (Погодичная биография Чэн Ичуаня). Шанхай, 1936; Гуань Даочжун. Эр Чэн яньцзю (Исслед. [учений] братьев Чэн). Шанхай, 1937; Пань Фуэнь, Сюй Юйцин. Чэн Хао, Ч.И ли сюэ сысян яньцзю (Исслед. ццей "учения о принципе" Чэн Хао и Ч.И) . Шанхай, 1988; Graham AC. Two Chinese Philosophers: Ch'eng Ming-tao and Ch'eng Yi-ch'uan. L., 1958. См. также лит-ру к ст.
Неоконфуцианство, Чжу Си.

А.Г. Юркевич

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -