КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЧЭНЬ ЦЮЭ  Чэнь Даоюн, Чэнь Фэйсюань, Чэнь Цяньчу.
1604, Хайнин пров. Чжэцзян, - 1677

Мыслитель-неоконфуцианец, ученик Лю Цзунчжоу (учился вместе с Хуан Цзунси). После падения дин. Мин и воцарения маньчж. дин. Цин жил в уединении, занимаясь лит. трудом. Подвергал острой критике в равной степени неоконф. "учение о принципе" (ли сюэ) и буддизм. Отрицал трактовку "Да сюэ", предложенную Чжу Си (12 в.), утверждал, что этот памятник не м.б. созданием мудрецов древности, т.к. ложна лежащая в его основе идея "познания предельного добра" (чжи чжи юй чжи шань). "Предельное добро" (чжи шань) исторически конкретно и не м.б. абсолютным: его границы так же недостижимы, как недосягаемы пределы знания, ибо процесс познания продолжается всю жизнь. Поэтому "совершенный муж" (цзюнь цзы) призван к непрерывному "учению" (сюэ), что подразумевает также непрерывное созидание конф. учения, к-рое не м.б. завершено.

Взгляды Ч.Ц. на "природу" (син [1]) человека отличало неприятие неоконф. противопоставления двух ее модусов: "природы Неба и Земли" (тянь ди чжи син) - "природе сущности пневмы" (ци чжи чжи син), как и противопоставления "небесного принципа" - "человеч. страстям" (см. Тянь). "Доброта человеч. "природы", по Ч.Ц., зависит от обучения человека в течение жизни, а его "пневма" (ци [1]), "дарования" (цай) и "[индивид.] природа" суть тождественные понятия. "Небесный принцип" - онтологич. суть структуры мироздания - просматривается в "человеч. страстях", к-рые м.б. "благими" и в таком случае тождественными "небесному принципу": говорить о нем применительно к человеку, имея в виду полное "отсутствие страстей", - бессмыслица. С этих позиций Ч.Ц. подверг критике тезис Чжоу Дуньи (Ив.) об "отсутствии страстей" и буд. учение об "умерщвлении страстей". Буд. доктрину "спасения всего живущего" Ч.Ц. трактовал как "смерть всего живущего". Осн. соч. - "Да сюэ бянь" ("Спор о "Великом учении"), "Цзан шу" ("Захороненные книги"), "Чэнь Цяньчу сяньшэн вэнь чао" ("Лит. записи Чэнь Цяньчу") и др.

*Ч.Ц. цзи (Собр. соч. Ч.Ц.). Пекин, 1978.

Сюй Юаньхэ

ЧЭНЬ СЯНЬЧЖАН
Чэнь Гунфу, Чэнь Шичжай, прозв. Байша сяньшэн ("учитель из Байша").
1428, Байшали обл. Синьхуэй (на территории совр. пров. Гуандун), - 1500

 Философ-неоконфуцианец. Учился у У Юйби. Отстаивая личную духовную независимость, отказался от службы вообще, в т.ч. отверг должность историографа в Ханълинь академии. В молодости увлекался учением Чжу Си (12 в.), впоследствии стал сторонником Лу Цзююаня (12 в.). Соч. сведены в сб. "Байша-цзы цюань цзи" ("Поли. собр. произв. учителя из Байша").
В русле учения Лу Цзююаня отождествлял всеобщий структурообразующий "принцип" (ли [1]) с человеч. "сердцем" (синь [1]) - сознанием и психикой.
"Сердце" так же безначально и бесконечно, всеобъемлюще и всепроникающе, как "принцип"; оно кладет начало Небу (тянь), Земле, "десяти тыс. вещей" и человеч. "я", с появлением к-рого в нем появляется Вселенная.
"Преходящие "формы" (син [2]) окружающего мира замутняют восприятие "принципа", тогда как восстановление первонач. нерасчлененности с ним "сердца" является гл. целью человека. Осн. средство достижения этой цели - не столько изучение книжной мудрости, сколько медитативная практика "сидения в покое" (цзо цзин, см. Дун - цзин), условием к-рой является полная отрешенность от внеш. "форм". Взгляды Ч. С. оказали заметное влияние на учение
Ван Янмина.
 

ЧЭНЬ ФУЛЯН  Чэнь Цзюнь-цзюй, прозв. Чжичжай.
1137, Жуйань окр. Вэньчжоу, - 1203.

Ученый-конфуцианец, один из ведущих мыслителей Юнцзя школы. Учился у Сюэ Цзисюаня, особое внимание уделял изучению историч. источников. Служил при дворе.
Осн. соч. - "Чунь цю хоу чжуань" ("Поздние комментарии к "Веснам и осеням"), "Чжичжай вэнь цзи" ("Собр. произв. Чжичжая"), "Чжоу ли чжуань" ("Коммент. к "Чжоуским правилам благопристойности"), "Мао ши цзе гу" ("Разъяснения и толкования к "[Канону] стихов" [в версии] Мао") и др.
Сведения о жизни и творчестве Ч.Ф. содержатся в созд. Хуан Цзунси (17 в.) и его учениками сб. "Сун Юань сюэ ань" ("Учения эпох Сун и Юань"). Подвергал критике увлечение философов Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы проблематикой, не имеющей прямого отношения к проблемам управления: вопросами содержания "[индивид.] природы" (син [1]) человека, структурообразующего "принципа" (ли [1]) и др.
В центр своей филос. системы ставил задачу "доведения [результатов изучения] до практич. применения [в целях] упорядочивающего управления миром" (цзин ши чжи юн, см. Цзин цзи). С этой т.зр. исследовал проблемы "колодезных полей" (цзин тянь), централизованного правления, военного искусства (напр., трактат "Сыма фа").
Рассматривая вопрос о соотношении методов правления "истинного государя" (ван [1]) и "деспота" (ба, см. Ван дао), обобщил утилитаристское учение Чэнь Ляна в формуле: "Поскольку действие достигает успеха, постольку оно добродетельно; поскольку дела упорядочиваются, постольку в них присутствует [разумный] принцип". Высказывал неудовлетворение общепризнанным толкованием Чжэн Сюаня (2 в.) на "Чжоу ли", предлагая рассматривать этот памятник как своего рода практич. пособие по трем направлениям деятельности правителя: "воспитание [у себя] добродетели государя, выправление [обществ.] устоев (см. Сань ган у чан), выравнивание гос. мощи".

Ма Чжэньдо

ЧЭНЬ ХУАНЬ  Чэнь Чжоюнь, прозв. Шофу, Наньюань.
1786, окр. Чанчжоу (совр. уезд Усянь) пров. Цзянсу, - 1863

Каноновед (см. Цзин сюэ). Считал своим учителем Дуань Юйцая. В Пекине тесно общался с Ван Няньсунем, Ван Иньчжи, Хао Исином, Ху Пэйхуэем и др. ведущими каноноведами, пользовался их консультациями.
Ему принадлежит самое подробное и глубокое из выполненных в эпоху Цин (1644 - 1911) исследование "Ши цзина" - "Ши Мао-ши чжуань шу" ("Канон стихов" в версии г-на Мао с коммент."), где текст памятника подвергнут анализу с т.зр. состава лексики, фонетики, грамматич. форм и содержания.
Др. осн. соч. Ч.Х. - "Мао ши шо" ("Рассуждения о "[Каноне] стихов" [в версии] Мао"), "Мао ши инь" ("Фонетич. [аспект "Канона] стихов" [в версии] Мао", "Мао ши чжуань и лэй" ("[Распределение по] родам принципов [комментирования "Канона] стихов" [в версии] Мао", "Чжэн-ши цзянь као чжэн" ("Исслед. комментариев г-на Чжэна").

Хэ Чэнсюань

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -