КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

"ЧЖАНЬГОЦЭ" ПАЙ  "Группа "Чжаньгоцэ"

Идейно-филос. течение, сплотившееся вокруг журн. "Чжаньгоцэ" ("Планы сражающихся царств", см. "Чжань го цэ"; с 4.1940 по 7.1941 в Куньмине вышло 17 номеров, издавался также в Шанхае). Осн. выразителями его идей были Чэнь Цюань и Линь Тунцзи. По мнению последнего. Война сопротивления Японии вернула Китай на 2000 лет назад, в эпоху "Сражающихся царств" (5 - 3 вв. до н.э.). Хотя борьба (чжань) всегда присутствует в жизни наций, в особые эпохи она является главным критерием развития и существования гос-ва. В период "Сражающихся царств" война становится тотальной (цюань ти), она ведется не для экономич. выгод, а на полное уничтожение противника. В связи с этим на первое место выходит гос-во (го). Оно приобретает высшие полномочия (цюань нэн), становясь организатором борьбы, ставя на первое место наращивание сил и орг-ционного потенциала. В этом отношении социализм СССР, европ. фашизм и политика Рузвельта представлялись сторонникам "Ч." п. разными путями к одной цели - этатизму (гочаньч-жуи). Борьба держав за создание мировой империи ставит в центр всего войну, рождая новые ценности героизма и эстетики ужасающей беспощадности.

Сторонники "Ч."п. считали первый этап развития совр. кит. мысли, представителем к-рого был Ху Ши, "эмпирико-фактуальным" (1920 - 40), а осн. его признаком - рост индивид, сознания. Второй этап - "диалектико-революционный" - наиболее ярко представлен Го Можо и отмечен становлением классового сознания. Сами они отождествляли себя с представителями третьего, "культурно-синтетического", или "культур-гештальтного", этапа, "возвышающего нац. сознание". Кит. интеллигенции необходимо избавиться от "несвоевременных" идей, препятствующих борьбе нации за существование - традиц. проблематики Да тун [1], новых идей приоритета индивид, или классовых интересов над интересами целого и т.п. В совр. лит-ре КНР "Ч."п. оценивается как "реакционно-фашистское" течение.

*Чжунго сяньдай цзычаньцзецзи чжэсюэ цзы-ляо сюаньцзи (Сб. материалов по совр. кит. бурж. философии). Т. 4. Чанчунь, 1983; **Люй Сичэнь, Ван Юйминь. Чжунго сяньдай чжэсюэ ши (История совр. кит. философии). 1919 - 1949. Чанчунь, 1984.

А. В. Ломанов

ЧЭНЬ ЦЮЭ. Чэнь Даоюн, Чэнь Фэйсюань, Чэнь Цяньчу.
1604, Хайнин пров. Чжэцзян, - 1677

Мыслитель-неоконфуцианец, ученик Лю Цзунчжоу (учился вместе с Хуан Цзунси). После падения дин. Мин и воцарения маньчж. дин. Цин жил в уединении, занимаясь лит. трудом. Подвергал острой критике в равной степени неоконф. "учение о принципе" (ли сюэ) и буддизм. Отрицал трактовку "Да сюэ", предложенную Чжу Си (12 в.), утверждал, что этот памятник не м.б. созданием мудрецов древности, т.к. ложна лежащая в его основе идея "познания предельного добра" (чжи чжи юй чжи шань). "Предельное добро" (чжи шань) исторически конкретно и не м.б. абсолютным: его границы так же недостижимы, как недосягаемы пределы знания, ибо процесс познания продолжается всю жизнь. Поэтому "совершенный муж" (цзюнь цзы) призван к непрерывному "учению" (сюэ), что подразумевает также непрерывное созидание конф. учения, к-рое не м.б. завершено.

Взгляды Ч.Ц. на "природу" (син [1]) человека отличало неприятие неоконф. противопоставления двух ее модусов: "природы Неба и Земли" (тянь ди чжи син) - "природе сущности пневмы" (ци чжи чжи син), как и противопоставления "небесного принципа" - "человеч. страстям" (см. Тянь). "Доброта человеч. "природы", по Ч.Ц., зависит от обучения человека в течение жизни, а его "пневма" (ци [1]), "дарования" (цай) и "[индивид.] природа" суть тождественные понятия. "Небесный принцип" - онтологич. суть структуры мироздания - просматривается в "человеч. страстях", к-рые м.б. "благими" и в таком случае тождественными "небесному принципу": говорить о нем применительно к человеку, имея в виду полное "отсутствие страстей", - бессмыслица. С этих позиций Ч.Ц. подверг критике тезис Чжоу Дуньи (Ив.) об "отсутствии страстей" и буд. учение об "умерщвлении страстей". Буд. доктрину "спасения всего живущего" Ч.Ц. трактовал как "смерть всего живущего". Осн. соч. - "Да сюэ бянь" ("Спор о "Великом учении"), "Цзан шу" ("Захороненные книги"), "Чэнь Цяньчу сяньшэн вэнь чао" ("Лит. записи Чэнь Цяньчу") и др.

*Ч.Ц. цзи (Собр. соч. Ч.Ц.). Пекин, 1978.

Сюй Юаньхэ

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -

Плиточный клей, наливные полы, штукатурки, шпатлевки, краски, побелка и др
csm37.ru