КИТАЙ КЛУБ galactic.org.ua ВЕРОВАНИЯ
ИСЛАМ В КИТАЕ Традиционная историография Китая относит
появление там ислама к 581 -601. Первыми его адептами считаются арабы,
оказавшиеся в кит. пределах. Ислам остался по преимуществу религией
неханьского населения Китая. В основном кит. мусульмане исповедуют ислам
шиитского толка; имеет место деление на секты. В политич. жизни Китая,
начиная с эпохи Цин (1644- 1911), ислам является формообразующим фактором
идеологии нац. освобождения для части неханьского населения Синьцзяна,
Нинся-Хуэйского авт. р-на, пров. Ганьсу, Юньнань, ряда др. районов гл. обр.
Юго-Зап. и Северо-Зап. Китая. Так, мотивы джихада - священной войны против
неверия нашли отражение в соч. вожаков мусульманских выступлений 19 в.
(уйгура Моллы Виляла и др.). Достижения мусульманского мира в обл.
астрономии, летосчисления, архитектуры, медицины стали частью культуры Китая.
Вместе с тем мусульманская культура имеет в ней анклавный характер и во
многих аспектах весьма самобытна, являя оригинальные формы синтеза с
элементами как народной, так и "книжной" кит. традиции. Напр., часть
мусульманского населения Китая восприняла такие исконно кит. формы
социализации, как занятия "боевыми искусствами" - ушу, имеющие целью
приобщение к всемогуществу высших сил и включающие различные медитативные
техники. Исламские богословы предприняли попытки переложить на язык кит.
цивилизации идею личного, живого, трансцендентного Бога, представления о
сотворении мира, грехопадении, личной ответственности за грех перед Богом,
спасении Им мира в конце времен. Хотя ученые-мусульмане Китая трудились в
сфере и релит, философии, и законоучения, и агиографии, и мусульманского
права (шариата), и языкознания, и др. областях, наиболее известны их труды в
обл. исламской апологетики. Ее "золотым веком" в Китае была эпоха Цин. До 17 в. мусульманская лит-pa в Китае
существовала почти исключительно на араб., фарси и тюркских языках. Одним из
первых апологетов ислама, пишущих на кит. яз., стал Ван Дайюй (кон.
16- 17 в.). Его отличало основательное знакомство с конф., даос, и буд.
лит-рой. Помимо переводов на кит. яз. исламских книг ему принадлежат труды,
разъясняющие догматы о сотворении мира, об отношениях между Аллахом и
пророком Мухаммедом, опровергающие буд. доктрину шуньяты (см. Кун).
Мусульманский богослов 17 - нач. 18 в. Ма Чжу (Ма Вэньбин) пытался
добиться одобрения своего апологетич. труда императором Канси, но потерпел
неудачу. Он создал своего рода компендиум основ вероучения, приспособленный
к условиям Китая и нацеленный гл. обр. против совр. ему конфуцианства,
"утратившего истинное учение", и против буд. доктрины сансары (см.
Луньхуэй). Попытку филос. синтеза идеи монотеизма и неоконф. учения об
"[индивид.] природе" (син [1]) и "принципе" (ли [1])
предпринял Лю Чжи (Лю Цзелянь, 17 - нач. 18 в.). Соотношением между
последними двумя категориями в неоконф. "учении о принципе" (ли. сюэ)
он иллюстрировал учение ислама о сотворении Аллахом мира, цель существования
к-рого - дать человеку возможность самореализации в осуществлении божеств,
промысла о себе. В философии Лю Чжи заметно сильное влияние суфизма и
отчасти буддизма. Одно из его соч. вошло в созданный по высочайшему
повелению лиг. свод "Сы ку цюань шу". Среди крупнейших мусульманских
богословов Китая 18- 19 вв. выделяются Ма Фучу (Ма Дэсинь, кон. 18-
19 в.) и Ма Ляньюань (19 в.). В соч. Ма Фучу акцентируется тема духовного
содержания мусульманских ритуалов и их значения для дела спасения,
разъясняются положения исламского вероучения о состоянии мира до и после
грехопадения, о духовном содержании мира в его нынешнем состоянии и в конце
времен, когда наступит "истинно постоянная" жизнь в вечности, соотносящаяся
с жизнью в греховном мире как явь со сном. Ма Ляньюань прославился как
педагог-законоучитель и проповедник, преподававший и на араб, и на кит.
языках. В 70-е гг. 19 в. в Китае впервые был издан Коран на араб. яз. Его
пер. на кит. яз. появился только в 1-й пол. 20 в. |
Мусульман КНР объединяет Кит. исламская
ассоциация (Чжунго исыланьцзяо сехуэй), имеющая филиалы в разных провинциях
и городах. В ее задачи входят орг-ция жизни мусульманской общины, системы
духовного воспитания и образования, паломничества, публикация памятников
ислама, развитие связей с зарубеж. мусульманами и т.п. *[Кафаров] Палладий,
архимандрит. Кит. литра магометан // Труды Вост. отд. Рус.
археологич. об-ва. Б.м., 1877; **Его же. О магометанах в Китае //
Труды членов Рос. духовной миссии в Пекине. IV, 1866; Васильев В.П.
Открытие Китая. СПб., 1900. С. 106 - 138; Кузнецов B.C. Каким богам
поклоняются китайцы // За рубежом. 1992. №4; Ма Июй. Чжунго хуэйцзяо
шицзянь (Краткая история кит. мусульман). Шанхай, 1948; Исылань цзяо цзай
Чжунго (Ислам в Китае). Иньчуань, 1982; Кай Шоуи. Чжунго исылань ши
цунь гао (Очерки истории ислама в Китае). Иньчуань, 1983; Чжунго исылань
цзяо ши цанькао цзыляо сюаньбянь (Избр. материалы по истории ислама в Китае).
1911 - 1949. Иньчуань, 1985; Broomhall M. Islam in China. L., 1910;
Israeli' K. Muslims in China. L.-Malmo, 1980. B.C. Кузнецов |
концепция
-
организации
-
история
-
верования
-
философия
-
искусства
-
цигун
-
ушу
-
лингвистика
-
стратагемы
-
КЛУБ БРОННИКОВА
-
ЛАБОРАТОРИЯ
ПРОСТРАНСТВ -
ИНТЕРАКТИВ ЛАБОРАТОРИЯ -
АДВОКАТ КЛУБ
-
-
КОНЦЕПЦИЯ
-
ОБУЧЕНИЕ
-
НОВОСТИ -
ПРЕССА -
ВЕРНИСАЖ -
БИБЛИОТЕКА
-
СЛОВАРЬ
-
ГОСТЕВАЯ
-
ФОРУМ
-