|
Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему
можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Менцер).
Ценность является не свойством какой-либо вещи, а
сущностью и
одновременно условием полноценного бытия объекта.
Наличие множества человеческих
потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия
оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого - малую или
вообще никакой.
С формальной точки зрения ценности делятся на
позитивные и
негативные (малоценность, отсутствие ценности), на
относительные и абсолютные,
на
субъективные и объективные.
По содержанию различаются вещные ценности,
логические, этические и эстетические ценности: приятное, полезное и пригодное;
истина, добро, прекрасное.
Фон Ринтелен в своей логике ценностей пытался
бороться с релятивистскими и историческими течениями, основывающимися на таком
понимании: суть какой-либо неизменной идеи ценности, напр. любви, заключается в
том, что она способна иметь различные степени интенсивности и реализоваться в
самых различных видах: эрос, агапе, любовь к людям, социальная любовь.
Н.
Гартман осуществил синтез кантовского априоризма и материальной этики ценностей
Аристотеля: имеется существующее для себя царство ценностей, настоящий kosmos
noetos, который находится по ту сторону действительности, так же как и по ту
сторону сознания. Вопрос о сущности ценности он относил к метафизическим,
иррациональным, никогда не разрешимым проблемам; см.
Этика ценностей.
Ницше сделал очевидным то огромное значение, которое имеют ценности и ценностные
оценки для мировоззрения. Ценностные оценки являются для него «физиологическими
требованиями сохранения определенного способа жизни»; в них выражается «воля к
власти». Он требовал и пытался осуществить переоценку всех ценностей и
«упорядочение их по рангам».
Высшую ценность воплощает в себе великий человек,
который
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
|
|
|