|
Суть - самое главное и существенное в
чем-либо.
Сущее - многообразие, в котором
бытие является идентичным.
«Сущее и бытие различаются так же, как различаются
истинное и
истина, действительное и
действительность, реальное
и
реальность. Того, что
истинно, очень много, но само истинное бытие в этом
многом одно и то же. Действительное многообразно, но в
нем одна действительность, идентичный модус бытия» (Н.
Гартман).
Сущее есть то, что есть; оно не идентично
данному, т.к. охватывает также и неданное.
Сущность (также «чтотость» лат. quidditas) -
то, что составляет суть вещи, совокупность ее
существенных свойств, субстанциональное ядро
самостоятельно существующего сущего.
Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее.
В таком случае говорят о «сущностях», которые вступают в
связь друг с другом, действуют друг на друга и т.д.
Существование - (позднелат. ex(s)istentia,
от лат. ex(s)isto - существую), в
диалектико-материалистической философии синоним бытия
материи и сознания.
В истории философии понятие "сущность" употреблялось
обычно для обозначения внешнего бытия вещи, к-рое, в
отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а
опытом.
Схоластика (см.
Реализм,
Номинализм) усматривала в
дуализме сущности и существовании коренную раздвоенность
природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в
боге: существование вещи не выводимо из её сущности, но
детерминировано в конечном счёте творческим волением
бога.
Английский
эмпиризм 17-18 вв. (Дж. Локк, Д. Юм) признаёт
реальность единичных фактов, существования которых
ниоткуда не выводимо и которые фиксируются в чувственном
опыте - источнике всякого знания.
Рационализм
нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Г. Фихте, Г.
Гегель) в своём истолковании существования исходит из
учения о тождестве мышления и бытия: существование, по
существу, трактуется здесь как нечто разумное,
рациональное.
Попыткой примирить обе точки зрения были учения Г.
Лейбница и И. Канта.
Лейбниц признаёт два рода истин: вечные истины разума и
истины факта; однако различие между первыми и вторыми,
согласно Лейбницу, существует только для конечного
человеческого разума, в божественном разуме оно
снимается.
Кант признаёт онтологич. значение существование
непознаваемой "вещи в себе", к-рое принципиально
невыводимо логически, т. к. невозможно логически вывести
существование ни одного чувственного явления (ибо
рассудок даёт лишь формальную связь, а материал для него
поставляет чувственность).
Принципиально новый категориальный смысл существование
получает у С. Къеркегора. Он противопоставляет
рационализму (в частности, Гегеля) понимание
существования как человеческого бытия, к-рое постигается
непосредственно.
Существование, по Кьеркегору, - единично, личностно,
конечно.
Конечное существование имеет свою судьбу и обладает
историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору,
неотделимо от конечности, неповторимости существования,
т.е. от судьбы.
В 20 в. кьеркегоровское понятие существовани
возрождается в экзистенциализме (К. Ясперс, М.
Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.), где оно
занимает центр, место.
Существование (т.е.
Экзистенция; отсюда сам термин
"экзистенциализм") трактуется в экзистенциализме как
нечто соотнесённое с трансценденцией, т.е. выходом
человека за собственные пределы. Непостижимая для
мышления связь существования с трансценденцией, его
конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в
факте самого существования. Однако конечность,
смертность существования - не просто эмпирический факт
прекращения жизни, а начало, определяющее структуру
существования, пронизывающее собой всю человеческую
жизнь.
Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к т.н.
"пограничным ситуациям" (страдание, страх, тревога,
вина), в к-рых выявляется природа существования.
Марксистская философия рассматривает существование как
объективную реальность многообразных форм материи и как
социально-историческое бытие, определяющее положение
человека в обществе.
Сущность и явление,
философские категории, отражающие всеобщие формы
предметного мира и его познание человеком.
Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве
всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
Явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние
формы его существования.
В античной философии сущность мыслилась как "начало"
понимания вещей и вместе с тем как источник их реального
генезиса (греч. genesis - происхождение, становление).
Явление, в свою очередь, рассматривалось как видимый,
иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь
"по мнению".
Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой
вещи и производна от тех атомов, из которых она
составлена.
По Платону, сущность ("идея") несводима к совокупности
конкретных явлений; она имеет сверхчувственный,
нематериальный характер, вечна, бесконечна и не сводима
телесно-чувственному бытию.
У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность ("форма
вещей") не существует отдельно, помимо единичных вещей;
с другой стороны, сущность, по Аристотелю, - не
выводится из той "материи", из которой строится вещь.
В средневековой философии сущность резко
противопоставляется явлению: носителем сущности
выступает здесь бог, а земное существование
рассматривается как неистинное, иллюзорное.
В философии нового времени противопоставление Сущность и
явление приобретает гносеологический характер и находит
своё выражение в концепции первичных и вторичных
качеств. И. Кант, признавая объективность сущности
("вещи в себе"), считал, что сущность принципиально не
может быть познана человеком в её самобытном
существовании. Явление, согласно Канту, есть не
выражение объективной сущности, а лишь вызванное
последней субъективное представление.
В философии 20 в. категории Сущность и явление получают
следующие истолкования:
- неопозитивизм отвергает объективность сущности,
признавая реальными только явления, "чувственные
данные";
- феноменология рассматривает явление как
самообнаруживающееся бытие, а сущность - как чисто
идеальное образование;
- в экзистенциализме категория сущности вытесняется
понятием существования, явление же трактуется в
субъективистском духе.
- в марксистской философией содержание взаимоотношений
Сущности и явления раскрыто как универсальные
объективные характеристики предметного мира; в процессе
познания они выступают как ступени постижения объекта.
Категории Сущность и явление всегда неразрывно связаны:
явление представляет собой форму проявления сущности,
последняя раскрывается в явлении. Однако единство
Сущности и явления не означает их совпадения, тождества.
Во-первых, явление включает в себя не только обнаружение
внутреннего содержания, существенных связей объекта, но
и всевозможные случайные отношения, особенные черты
последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как
сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях
(напр., в условиях капитализма цены того или иного
товара постоянно меняются, стоимость же его определённое
время остаётся неизменной).
Во-вторых, будучи устойчивой, по отношению к явлению,
сущность также изменяется: "... не только явления
преходящи, подвижны, текучи,., но и сущности вещей..."
(Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 227).
Теоретическое познание сущности объекта связано с
раскрытием законов его развития. Характеризуя развитие
человеческого познания, В. И. Ленин писал: "Мысль
человека бесконечно углубляется от явления к сущности,
от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности
второго порядка и т.д. без конца" (там же, с. 227).
В мышлении категории Сущность и явление выражают переход
от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему
содержанию и единству - к
понятию.
- психология -
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
- физиология - |
|
|