с
л
о
в
а
р
ь


П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ 
galactic.org.ua 
ЧЕЛОВЕК 
.


СУТЬ - СУЩЕЕ - СУЩНОСТЬ

 


Суть - самое главное и существенное в чем-либо.

Сущее
- многообразие, в котором бытие является идентичным.
«Сущее и бытие различаются так же, как различаются истинное и истина, действительное и действительность, реальное и реальность. Того, что истинно, очень много, но само истинное бытие в этом многом одно и то же. Действительное многообразно, но в нем одна действительность, идентичный модус бытия» (Н. Гартман).
Сущее есть то, что есть; оно не идентично данному, т.к. охватывает также и неданное.

Сущность
(также «чтотость» лат. quidditas) - то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего.
Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее. В таком случае говорят о «сущностях», которые вступают в связь друг с другом, действуют друг на друга и т.д.

Существование - (позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto - существую), в диалектико-материалистической философии синоним бытия материи и сознания.

В истории философии понятие "сущность" употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, к-рое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом.

Схоластика (см. Реализм, Номинализм) усматривала в дуализме сущности и существовании коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге: существование вещи не выводимо из её сущности, но детерминировано в конечном счёте творческим волением бога.

Английский эмпиризм 17-18 вв. (Дж. Локк, Д. Юм) признаёт реальность единичных фактов, существования которых ниоткуда не выводимо и которые фиксируются в чувственном опыте - источнике всякого знания.

Рационализм нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Г. Фихте, Г. Гегель) в своём истолковании существования исходит из учения о тождестве мышления и бытия: существование, по существу, трактуется здесь как нечто разумное, рациональное.

Попыткой примирить обе точки зрения были учения Г. Лейбница и И. Канта.
Лейбниц признаёт два рода истин: вечные истины разума и истины факта; однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу, существует только для конечного человеческого разума, в божественном разуме оно снимается.
Кант признаёт онтологич. значение существование непознаваемой "вещи в себе", к-рое принципиально невыводимо логически, т. к. невозможно логически вывести существование ни одного чувственного явления (ибо рассудок даёт лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).

Принципиально новый категориальный смысл существование получает у С. Къеркегора. Он противопоставляет рационализму (в частности, Гегеля) понимание существования как человеческого бытия, к-рое постигается непосредственно.
Существование, по Кьеркегору, - единично, личностно, конечно.
Конечное существование имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости существования, т.е. от судьбы.

В 20 в. кьеркегоровское понятие существовани возрождается в экзистенциализме (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.), где оно занимает центр, место.
Существование (т.е. Экзистенция; отсюда сам термин "экзистенциализм") трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесённое с трансценденцией, т.е. выходом человека за собственные пределы. Непостижимая для мышления связь существования с трансценденцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого существования. Однако конечность, смертность существования - не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру существования, пронизывающее собой всю человеческую жизнь.
Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к т.н. "пограничным ситуациям" (страдание, страх, тревога, вина), в к-рых выявляется природа существования.

Марксистская философия рассматривает существование как объективную реальность многообразных форм материи и как социально-историческое бытие, определяющее положение человека в обществе.

Сущность и явление, философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком.
Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
Явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования.

В античной философии сущность мыслилась как "начало" понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса (греч. genesis - происхождение, становление).
Явление, в свою очередь, рассматривалось как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь "по мнению".
Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена.
По Платону, сущность ("идея") несводима к совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувственный, нематериальный характер, вечна, бесконечна и не сводима телесно-чувственному бытию.
У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность ("форма вещей") не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю, - не выводится из той "материи", из которой строится вещь.
В средневековой философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное.
В философии нового времени противопоставление Сущность и явление приобретает гносеологический характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств. И. Кант, признавая объективность сущности ("вещи в себе"), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление.

В философии 20 в. категории Сущность и явление получают следующие истолкования:
- неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, "чувственные данные";
- феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность - как чисто идеальное образование;
- в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования, явление же трактуется в субъективистском духе.
- в марксистской философией содержание взаимоотношений Сущности и явления раскрыто как универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта.
Категории Сущность и явление всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство Сущности и явления не означает их совпадения, тождества.
Во-первых, явление включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях (напр., в условиях капитализма цены того или иного товара постоянно меняются, стоимость же его определённое время остаётся неизменной).
Во-вторых, будучи устойчивой, по отношению к явлению, сущность также изменяется: "... не только явления преходящи, подвижны, текучи,., но и сущности вещей..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 227).

Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития. Характеризуя развитие человеческого познания, В. И. Ленин писал: "Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца" (там же, с. 227).
В мышлении категории Сущность и явление выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию.

- психология -
 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

- физиология -

 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум