|
Бытие - философская
категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие
(напр., в предложении: «Я есть»). При этом, в частности, необходимо проводить
особое различие между реальным и идеальным бытием.
Реальное бытие часто называют
существованием, идеальное - сущностью.
Реальное бытие - то, что сообщает вещам,
процессам, личностям,
действиям и т.д. их
реальность; оно имеет
пространственно-временной характер, оно
индивидуально, неповторимо;
идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного,
опытного характера,
ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим),
существующим вечно (Н. Гартман).
Идеальным бытием в этом смысле обладают
ценности, идеи, математические и
логические
понятия.
Платон видит в нем
истинное, собственно «реальное» бытие.
От бытия во всеобщем смысле (наличное
бытие) отличают определенное бытие.
В противовес многообразию всего
изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное,
пребывающее, тождественное во всем. В противоположность «видимости», которая
часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным.
Согласно
элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее,
единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе;
для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только
постоянно изменяющееся становление.
Для метафизиков «истинное» бытие заключено в
трансцендентном, в вещи в себе.
Бытием, наконец, называют совокупность всего
сущего,
мир в целом. В этом случае бытие является:
1) или всеобъемлющим
понятием, т.е. наиболее широким по своему объему (т.к. оно охватывает любое
отдельное бытие), но по своему содержанию беднейшим, поскольку оно не обладает
никаким др. признаком, кроме признака «существования»;
2) или совершенно
противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь,
всеединство, и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками,
которые только возможны.
В теологическом мышлении
Бог является вечным творцом
этого бытия (см. Творение), в метафизически-идеалистическом мышлении бытием
объявляется дух, в материалистическом - материя, в энергетическом - энергия.
Согласно современной онтологии, бытие - это идентичное во всем многообразии
сущего.
В др. понимании бытие (согласно формуле Аристотеля: to on ha on) и есть
«сущее, поскольку оно является сущим», или сущее как таковое в его
характеристике как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи
или предметы.
Различают два способа бытия - реальность и идеальность, а в них
три вида (модуса) бытия - возможность, действительность и необходимость.
Говорят
также и о «слоях бытия» (см. Учение о слоях).
«Бытие - это последнее, о чем еще
допустимо спрашивать. Но последнее никогда не может быть определено. Определять
можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади
искомого. Однако последнее таково, что за ним уже ничто не стоит» (N.Hartmann,
Zur Grundlegung der Ontologie, 1941).
Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из
отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться» -
благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в
том сущем, которое называется существованием (см.
Экзистенциализм).
Бытие - «просека», которая открывает тайну сущего,
делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно
Хайдеггеру, «смысл бытия». Подобный смысл может проявляться только в
«наличности» человеческого существования, т.е. в раскрытии существования
благодаря настроениям.
Смысл же существования заключается в
том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего.
«Как же быть,
если отсутствие принадлежности бытия к человеческой сущности и невнимательное
отношение к этому отсутствию все более определяют современный мир? Как быть,
если отвержение бытия человек все более переносит на сущее, так что он почти
расстается с мыслью о принадлежности бытия к его (человека) сущности и на саму
эту заброшенность пытается тут же набросить флер? Что делать, если все служит
знаком того, что в будущем еще более решительно будет утверждаться эта покинутость со всем невнимательным к ней отношением?» (M. Heidegger, Was ist
Metaphysik, 1949).
У Сартра бытие является чистым,
логическим тождеством с самим
собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как
подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство.
В качестве
существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря
тому, что оно включает в себя ничто. Бытие впервые становится метафизической
проблемой только там и тогда, где в разговоре употребляется связка
(вспомогательное слово) «есть».
В древних языках связки могло и не быть, а такое
выражение (см. Предложение), как «hie leo» («здесь лев»), было вполне понятно,
заменяя выражение «здесь есть лев» (подобные случаи еще и сегодня довольно часто
встречаются в слав, и др. языках).
Вопрос о том, что же означает то, что «есть»
вещь, находящаяся перед глазами или имеющая место в качестве осознанной, не
ставился.
Бытие-в-себе - в учении о познании независимость сущего от субъекта, в
особенности от познания его со стороны субъекта. Между тем сущему как предмету
свойственно бытие-для-меня, т.к. предмет может мыслиться только внутри
отношения к познающему субъекту.
Но наряду с бытием-для-меня сущее сохраняет
бытие-в-себе, поскольку оно недоступно познанию. С точки зрения онтологии этого
различия не существует, напротив, сущеев-себе и сущее-для-меня снимаются в сущем
как таковом.
В экзистенциализме Сартра бытие-в-себе (etre en soi) характеризует
само бытие. Бытие-в-себе означает: «Бытие есть то, что оно есть» («l'etre est се
qu'il est»).
Это бытие-в-себе (вещей) присуще всему, за исключением человека.
Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно
самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны.
«Человеческое бытие, бытие-для-себя есть страдающее бытие, в бытии образовалась трещина, в
которую незаметно прокралось ничто. Поэтому появление человеческого
существования означает, что... бытие ставится под сомнение и, следовательно,
торжествует ничто» (E. Munier, Einfhrung in die Existenzphilosophien).
- психология -
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
- физиология - |
|
|