|
Индивидуум (лат. - нерасчленимое) - особь («единственное»), которая не может
быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее
собственного бытия, основанных только на ее целостности.
Строго говоря, это
определение может быть принято только для высших животных, включая человека
(см.
Видовая душа), тогда как, напр., некоторые растения можно разделить на части и
каждая часть будет самостоятельной.
«Применимость термина «индивидуум»
начинается лишь там, где существует определенное отношение между единством
целого и множеством частей, где части делают необходимой определенную замкнутую
форму целого или цель целого делает необходимым определенное объединение частей
и где поэтому единство не является произвольным и случайным» (Зигварт, Логика,
1909, т. II, с. 224).
Трудность определения понятия индивидуума заключается
особенно в том, что в своей единичности и особенности индивидуум вообще не
поддается описанию с помощью общих отвлеченных признаков, вследствие чего уже
философы средневековья вынуждены были сказать: Individuum est innefabile (лат.,
«индивидуум есть невыразимое»).
Начиная с конца средних веков понятие
индивидуума все более и более приобретает значение человеческого индивидуума.
Под этим понимается человек как самостоятельное, одаренное разумом существо
(см.
также Я), которое может само распоряжаться собой, но одновременно во
внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств.
(См. также Индивидуализм)
Индивидуальность - 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств,
выражающих сущность особенного, отдельного индивида; неточно употребляется для
обозначения отдельной личности, в противоположность неразличимой массе людей
(каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность).
2) В отличие от
личности специфическое, неповторимое в индивиде.
Индивидуальность как таковая
имеет идеальный ценностный характер, т.е. индивидуальная ценность независима от
реальной личности. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности
самому себе, в подлинности и положительности ее сущности. В широком смысле она
равнозначна кантовскому интеллигибельному характеру. Осуществление этой
этической ценности, т.е. самоосуществление личности, есть добродетель.
Но эта
добродетель как таковая недостижима, достигнуть ее можно только благодаря
индивидуальному осуществлению основополагающих ценностей (добра, благородства,
совершенства, чистоты).
Ответственность индивида за свое самоосуществление как
личности совпадает с ответственностью за все, что находится в сфере его свободы
и власти. В частности, индивидуальный «этос» (Ethos - нравственная ценность
личности) состоит в основном направлении, избираемом в процессе
самоосуществления основополагающих ценностей, т.е. он характеризуется формой, в
которой совершается действие при наличии однопорядковых ценностей (см. Этика). В
соответствии с этим личность аксиологически автономна (см. Императив, Man).
Исторически «великая индивидуальность» отнюдь не должна быть особенно
добродетельной, но всегда должна облекать свойственное ей главное направление
осуществления ценностей в особенно яркую и эффектную форму.
Величие
индивидуальности заключается в специфике отношения к царству ценностей.
Привлекательность истинной индивидуальности состоит в том, что перед живущим
вместе с ней человеком она, с одной стороны, открывает новое царство ценностей,
а с др. стороны, устойчивую и ясную структуру.
Индивидуация - разделение всеобщего на индивиды, на особенное.
Принцип индивидуации (principium individuations) - основа существования особей или
особенного.
С понятием индивидуации связаны две проблемы:
1) почему индивидуация
имеет место, почему единство действительного не остается неделимым?
2)
существовала ли индивидуация действительно с самого начала, а если нет, то
откуда и благодаря чему она возникла?
Аристотель видит принцип индивидуации в
многообразии определенности (качественности) и состояния вещества, так же и Фома
Аквинский.
Локк и Шопенгауэр считают, что принцип индивидуации мог быть данным
во времени и пространстве.
Шеллинг видит основу индивидуации в греховном
отпадении от Бога. Лейбниц рассматривает мир как состоящий из индивидов (монад).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДУХ
- см. Дух; Субъективный дух.
(А - В) (Г - З) (И - Я)
|
|
|