|
Смысл - в условиях деятельности коллективной
впервые появляются операции, не направленные прямо на предмет потребности -
биологический мотив, но на некий промежуточный результат, в рамках
индивидуальной деятельности становящийся самостоятельной целью. Для субъекта
цель деятельности отделяется от ее мотива, и в деятельности выделяется - как ее
новая единица - действие.
Это сопровождается переживанием смысла действия, ибо для того чтобы совершить
действие, приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого
результата с мотивом - открыть для себя смысл действия. Согласно А. Н.
Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к мотиву, отношение действия к
мотиву.
Смысл здравый - совокупность общепринятых, часто неосознанных способов
объяснения и оценки явлений внешнего и внутреннего мира. Суммирует значимые,
нужные каждому в повседневной жизни фрагменты исторически доступного опыта.
Наряду с информацией о природе и общественных отношениях, весьма значительную
роль в смысле здравом играют представления, касающиеся взаимодействий
межличностных.
В языке естественном, выражающем содержание смысла здравого, есть тысячи слов,
означающих черты личностные, состояния психические человека, мотивы его
поведения и пр.
Для современной психологии характерен закономерный интерес к смыслу здравому,
его содержанию и механизмам, в частности в таких областях
социально-психологических исследований, как
теория атрибуции (атрибуция
каузальная), имплицитная теория личности, изучение стереотипов социальных и пр.
Психология использует позитивные элементы общечеловеческого опыта, однако
подвергает критическому анализу обыденные, стихийно складывающиеся представления
о личности человека и его
поведении.
Смысл личностный - субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета,
действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего. Одна из
главных образующих сознания, индивидуализованное отражение действительного
отношения личности к объектам, ради коих развертывается ее деятельность,
осознаваемое как «значение - для - меня» усваиваемых безличных знаний о мире,
включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы
и ценности. Это понятие исторически связано с представлениями Л. С. Выготского о
динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих
единство аффективных и интеллектуальных процессов.
Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется
обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями
индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания смысла личностного
за счет включения его в другой мотивационный контекст.
В подходе деятельностном А. Н. Леонтьева порождение смысла личностного
происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы
трактуются как единицы человеческого сознания. В рамках теории деятельности они
определяются двояко:
1) по способу происхождения - содержательно;
2) по форме существования в сознании - функционально.
Содержательно - это
оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий
в этих обстоятельствах. Смысл цели действия и действия в целом - в том, какому
мотиву оно служит, удовлетворению какой потребности, опредмеченной в этом
мотиве, оно способствует.
Связь мотива и цели неоднозначна из-за двух
обстоятельств:
1) мотив не всегда бывает осознанным;
2) одному и тому же мотиву могут соответствовать разные по содержательным и
социально-нормативным характеристикам действия.
В смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий; мотивы-стимулы
могут порождать эмоции, но не смыслы.
Смысл не существует в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней
активности, посредством коей он определяет, какому мотиву служит данное действие
и оптимально ли оно с позиции соответствия мотиву и нормативным требованиям.
Сама эта активность чаще всего не является сознательной и произвольно
регулируемой, исключая случаи сознательной
рефлексии и прочего, и может
проявляться в сознании как чувство, интерес, эмоция, «значащее переживание».
Функционально следует, что смыслом обладает не только действие, но и
обстоятельства и условия, в коих оно совершается.
Можно выделить два типа
условий: способствующие и препятствующие совершению действия.
Выделяются и два
смысла условий деятельности: смысл благоприятствования и смысл препятствования
совершению действия (препятствие внутреннее).
Введение понятия смысла личностного как единицы сознания сыграло важную роль в
преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как сознания (суммы
знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и
общественного сознания в жизни личности. Понятие применяется в различных
областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его
места в обществе, мотивов, установок, эмоций и пр.
Выделяется ряд составляющих
смысловых систем:
1) побуждающие к деятельности мотивы смыслообразующие;
2) реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, обретшей для
него субъективную ценность - значимость;
3) выражающие смысл личностный установки смысловые;
4) регулируемые установками смысловыми поступки и деяния личности.
Смыслы личностные имеют ряд важных особенностей, связанных с анализом строения
личности в целом. Центральная из них - производность смыслов личностных от
места человека в системе общественных отношений и от его позиции социальной.
Обусловленность смыслов личностных позицией социальной определяет и другие
особенности их психологической природы: опосредованность изменения смысла
личностного изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность
осознания смысла личностного для его изменения, и пр. Поскольку перемена позиции
социальной человека влечет переосмысление его отношений к действительности,
иногда это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности смыслов
личностных, порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как «потеря себя»
и утрата смысла существования.
Такие перестройки нужно отличать от существующих на поверхности сознания
субъективных переживаний - симпатий, антипатий, желаний, хотений и прочего,
изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные
субъективные переживания, как и эмоции, выполняют функцию оценки смыслов
личностных, способствуя осознанию своих отношений к действительности, их
значимости. При несовпадении субъективных переживаний и смыслов личностных
изменяется направленность переживаний, а не смыслов.
По своей функции смысл личностный делает доступным сознанию субъективное
значение тех или иных обстоятельств и действий. Но доступность сознанию не
означает, что смысл всегда осознан. Он может реализовать свою функцию
информирования в форме эмоционально-чувственной. Тогда перед субъектом стоит
задача рефлексии - задача на поиск смысла. А иногда субъект бессознательно
ставит другую задачу - на сокрытие смысла, и прежде всего - от самого себя. Это
сокрытие и лежит за описанными 3. Фрейдом механизмами защитными; поэтому для
объяснения роли этих механизмов нет нужды привлекать понятия конфликта между
инстанциями Я или врожденными влечениями. Жизнедеятельность человека, в коей он
реализует множество важных для него отношений, неизбежно порождает конфликтные
ситуации, делающие некие обстоятельства преградными, на осмысление чего у
человека в данное время может недоставать сил и отваги.
Итак, цели действий могут обладать смыслами и в отношении мотивов этих действий,
и в отношении адекватности выбора определенного действия. Смысл действия
является результатом психологической активности; обстоятельства совершения
действия также обладают смыслами. Наибольший интерес представляют смыслы,
обнаруживающие преградность обстоятельств. Различные виды преградности
определяют разнообразие смыслов, могущих существовать в вербальной и
невербальной формах. Проявления личности, выявляемые в тестах проективных,
по-видимому, могут быть адекватно поняты в терминах смыслов, личностных и
соответственной деятельности человека по поиску либо сокрытию этих смыслов.
Смысловое содержание - содержание, которое вещь получает благодаря тому, что
ей сообщается смысл, или благодаря тому, что раскрывается имманентный смысл
вещи.
Смысловое содержание предполагает наличие «акта, сообщающего смысл»,
благодаря которому человек ставит эту вещь в связь со своим микрокосмосом. Акт,
сообщающий вещи смысл, придает вещи и некую ценность; поэтому качество
смыслового содержания зависит от индивидуальных особенностей в данной иерархии
ценностей (см. Этика).
Кроме того, смысл, который может сообщаться вещи,
зависит и от ее сущности (см. Wesen);
и наоборот, он не зависит от качественной ценности вещи (не представляющее
никакой ценности воспоминание о любимом человеке может заменить самое
значительное смысловое содержание).
(А - В) (Г - З)
(И - Л)
(М - О)
(П - С)
(Т - Я)
|
|
|