|
Личность, персона (от лат. persona - маска, роль актера).
Уже на закате
античности так называют индивида, поскольку он не является лишь природным
организмом, а проявляется в своем человеческом качестве.
Все, что относится к
личности, персоне, называется персональным.
Со сменой взглядов, а особенно с
накоплением знаний о человеке изменяется и понятие о личности. В процессе
исторического развития, в особенности с начала нового времени, многие
интерпретации личности выступают в философском обличье, и почти все они так или
иначе сводятся к декартовскому дуализму тела и
души и, значит, к религиозному (христ.)
его источнику - будь это дуализм между Я и не-Я (Фихте), дуализм природы и духа
(Гегель), воли и представления (Шопенгауэр), жизни и духа (романтизм, в
последнее время - Клагес), сознательного и бессознательного (романтизм, Э.
Гартман, психоанализ) или наличного бытия и существования (Кьёркегор,
современный экзистенциализм).
Личность - этический феномен. Она представляет
собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на др.
личности. Подобно тому как каждому субъекту принадлежит объект, так и каждой
личности принадлежит, грамматически говоря, «вторая личность»: всякому «я»
принадлежит «ты».
«Под личностью мы понимаем человеческий индивид, поскольку он
- как действующий, наделенный волей и стремлениями, как представитель своих
мыслей, взглядов, суждений, как существо с претензиями и правами, настроениями и
оценками - предстает соединенным с др. такими же человеческими индивидами и
узнает об их манере обращения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с
их мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их
претензиям, настроениям и ценностям» (Н. Гарман); см. также
Реальность.
Кроме
того, другая личность является носителем
объективного духа.
С 18 в. (особенно
начиная с Канта и Гердера) личность начинают отличать от индивидуальности.
См. Персона
(А - В) (Г - З) (И -Л) (М - Я)
|
|
|