|
Реальность (от позднелат. realis - вещественный, действительный) -
вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-бытие,
абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи
(см. Онтология).
В отличие от действительности в реальности можно
различить возможность и
необходимость, в то время как в действительности они
совпадают.
Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому,
что может возникнуть и возникло во времени (см. Необходимость), что
существует и является преходящим.
Реальность принадлежит последним вещам,
которые не нуждаются в доказательстве.
Проблема скорее заключается в том, каким
образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. Проблема эта может быть
рассмотрена с различных сторон.
1) Познание направляется на сущее-в-себе, которое, чтобы быть познанным,
должно вступить в сознание, но как часть сознания должно сохранить известную
самостоятельность по отношению к познавательному акту.
Сущее-в-себе, выступающее
как преднаходимое, имеет характер «достоверной видимости» (см.
Видимость), и, кроме того, оно обладает еще большей значительностью в качестве акта
сознания, который находит сущее-в-себе. Поэтому познание не является просто
одним из актов сознания; оно является «трансцендентным», «перешагивающим» др.
содержания сознания актом, который сообщает сущему-в-себе особый смысл,
отличающий его от др. содержаний сознания.
Трансцендентный акт отличается от др.
актов (напр., от мыслительного акта) также и тем, что он представляет собой
схватывающий акт. Человек знает, что предмет, на который направлено его сознание
(см. Интенция), является не собственно преднаходимым, а онтологически
сущим-в-себе, которое проявляется в преднаходимом.
Это знание трансцендирует
сферу психического, микрокосмического, и ведет в макрокосмос, физическую
действительность (см. Психофизический уровень). Одновременно это знание
есть осн. феномен естественного
реализма.
2) Наряду с (рациональным) трансцендентным познавательным актом
существуют эмоционально-трансцендентные акты, среди которых наиболее важны для
проблемы реализма эмоционально-рецептивные: опыт, переживание, страдание,
терпение, которые объединяются как «происшествия», как затронутость чем-либо, а
именно реальностью происшедшего и жесткостью реальности вообще (напр., в том
случае, когда получают болезненный удар или толчок).
В этом смысле я «знаю»
последствия моего действия, настроение моих ближних и т.д., переживаю успех или
неудачу.
В каждом эмоционально-рецептивном акте содержится «необходимость
перенести что-либо» (см. Фактичность).
Из противодействия, которое
реальность оказывает желаниям и действиям, вытекает также примитивное знание о
реальности, которое становится сознательнее только в результате восприятия
реальных предметов и их свойств.
Осязание еще раньше всех др. чувств опосредует
уверенность в реальности, ее достоверность (см.
Труд).
Эмоционально-перспективные акты (ожидание, предчувствие, готовность,
подготовленность к чему-либо) также свидетельствуют о реальности, т.к. они
являются заглядыванием в надвигающееся, в «грядущее» (см.
Ситуация),
которое, как мы знаем, ограничит свободу наших действий.
Ожидание может
обманывать, но только в частностях, а не в основном, поскольку грядущее - это
будущее, неотвратимо надвигающееся на нас.
Эмоционально-проспективные акты
содержат реальную самоустановку по отношению к суровости надвигающейся
реальности, с которой человек должен каким-либо образом справиться.
Наконец,
имеются эмоционально-спонтанные акты (влечение, желание, деятельность,
действие). В принципе они тоже являются проспективными, т.к. направлены на
возможность вмешательства в ход событий, следовательно, на изменение грядущего
путем влияния на него. Они непременно порождают уверенность как в реальности
грядущего, так и в реальности последствий этих актов.
Действие может быть
направлено также и на лица. «Затрагивайте» личности моими действиями может иметь
своим следствием обратное «затрагивайте» меня самого, на основании чего можно
судить о гораздо большем значении реальности личности по сравнению с реальностью
вещей.
Все эти акты неразрывно связаны. В человеческой повседневной жизни они
исчезают в одной структуре актов, которая может быть охарактеризована как
свойство целостности бытия. Центром этой структуры является реальная данность;
реальная определенность постоянно руководит человеческим существованием.
Реальный (от позднелат. realis - вещественный, действительный) -
действительный, объективный, существующий не только в мысли. Реальное бытие -
см. Бытие. Противоположность - идеальное, фантастическое, воображаемое,
ирреальное; см. Интеллигибельный.
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - Я)
|
|
|