|
БОГ (лат. deus, греч. theos) - высший предмет религиозной веры, рассматриваемый
всегда более или менее как личность, считается
сущностью, наделенной
«сверхъестественными», т.е. необыкновенными, свойствами и силами;
в самом
широком смысле - сущность, наделенная всеми совершенствами.
В понятие
совершенства верят и преклоняются перед ним как сущим.
Особенно хорошо можно
проследить развитие представления о Боге в инд. мифологии: инд. «боги» сначала
были выдающимися, сильными, победоносными, сведущими и изобретательными людьми,
которые знали и могли намного больше, чем все другие, и поэтому приносили людям
нужные им блага, о которых их просили.
Позднее их возвели в ранг богов, тем
самым боги стали «могущественными», «знающими», «добрыми» и «жертвователями всех
благ». Они были «творцами», т.е. изобретателями, техниками древности, героями и
«королями», родоначальниками и вождями племен («праотец», «предок» - у
первобытных народов это часто характеристика божества).
В свете представления о Боге с самого начала выступали также могущественные природные силы и вещи: ясное
дневное небо, Солнце, Луна и т.д.; перед ними преклонялись как
перед самим явлением, позднее преклонялись (или боялись их) перед невидимыми,
непонятными силами, стоящими за явлениями или действующими в самих естественных
явлениях и управляющими ими (см. Анимизм), как перед
духовными сущностями. Поэтому эти сущности стали одновременно
идеальными и
желаемыми, они суть то, чем и каким человек не является, но хотел бы быть. Они
вносят ясность и устойчивость в запутанное и неустойчивое существование. Кто
повинуется им, следует их заповедям, ублажает их жертвоприношениями, к тому они
милостивы, одаряют его материальными и духовными
благами и дают
ему долю своей проницательности, своего могущества и, наконец, даже бессмертия в
«потустороннем» мире. Они придают жизни высший
смысл и являются представителями
всеобщего принципа, дающего возможность понять мир со всем его злом и со всеми
страданиями, благодаря которым находят объяснение также загадки собственной души
(«борьба между зверем и ангелом» - А. Жид).
Самая
первоначальная форма религии - это, пожалуй, монотеизм как «первобытный
монотеизм», т.е. почитание родоначальника, праотца внутри рода. Появление др.
героев, предков, вождей, изобретателей и т.п. вместе с почитанием различных
явлений природы приводит к политеизму, почитанию многих богов; если при наличии
множества богов почитается лишь один Бог, говорят о генотеизме.
Более поздний
универсальный монотеизм происходит отчасти от «первобытного монотеизма», отчасти
от смешения политеистических богов в некое предметное единство, которое часто
связано с политической централизацией власти. Но первоначально единственный Бог
путем обожествления его атрибутов снова может превратиться во множество богов.
Представления народной религии соответственно своему происхождению остаются по
большей части антропоморфическими: Бог - это человекоподобная личность (см.
Теизм) - или тероморфическими: боги выступают в виде животных.
Научное
познание
и философское мышление приводят к деизму, или к пантеизму, или к панентеизму,
или к атеизму.
Все представления о Боге, выражающиеся в этих понятиях, так или
иначе противоречат христ. церковным догмам о Боге. В этом смысле специфическое
понятие Бога ограничивается, собственно говоря, философским мышлением.
Современная метафизика называет божественное (Бога или богов) первичной
данностью человеческого создания; божественное является священным и абсолютно сущим, в то время как человек относится к сфере
относительно и случайно сущего (которое, однако, согласно Шелеру, «выполняет
функцию извещения об абсолютном бытии сущего»). Божественное равнозначно царству
ценностей, в особенности этических. Благодаря прогрессивному осуществлению
человеком ценностей происходит становление божественного, божества,
Бога.
Бог, по словам Рильке, является «грядущим, которое предстает перед
вечностью, будущим, окончательным плодом дерева, листья которого - мы».
Становящийся Бог вырастает в сердце человека, человек превращается в человека в
подлинном смысле слова по мере того, как ему удается осуществлять этические
ценности, т.е. по мере того, как в нем вырастает Бог, и человек становится
богоподобным. Следовательно, человек - не подражатель «мира идей» или
«провидения», который существует сам по себе или еще до сотворения существует в
Боге в готовом виде, а один из ваятелей, созидателей и исполнителей идеального
результата становления, оформляющихся вместе с самим человеком в мировом
процессе.
Человек - это единственный пункт, в котором и посредством которого не
только первосущее само себя постигает и познает, но он есть также сущее, в
свободном решении которого Бог может осуществлять и освящать свою чистую
сущность.
Назначение человека - быть больше, чем только «рабом» и покорным
слугой, больше даже, чем только «сыном» в себе завершенного и совершенного Бога.
В своем человеческом бытии, смысл которого принимать решение, человек обладает
высшим достоинством соратника Бога, соучастника в его делах, который должен
нести впереди божественное знамя, знамя «Deitas'a», осуществляющегося только
вместе с мировым процессом, и во время мировой грозы взять на себя
ответственность за все.
Вездесущность (лат. omnipraesentia) - согласно Фоме Аквинскому, присутствие Бога
во всех, вещах, доступных его взору, подвластных ему и несущих свою исходность в
его существовании. Именно в вездесущности Бога большинство
мистиков видели силу,
наделяющую вещи сущностью, т.е. субстанцией. В противном случае, как считалось,
они бы оставались ирреальными.
- психология -
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
- физиология - |
|
|