|
Метафизика (от греч. meti ta
physika - то, что за физическим) - название соч. Аристотеля, в которых
рассматривается то, что познаваемо нами только после природы (потому что лежит
«позади» нее), но само по себе является первым;
поэтому метафизику называют
также «первофилософией» со времени поздней античности и средних веков - вообще
название соответствующих философских дисциплин.
В этом смысле метафизика - основная
философская наука, в которой коренятся все философские дисциплины.
Она является
той наукой, которая делает темой изучения существующее как таковое, подвергает
исследованию элементы и основные условия всего существующего вообще и описывает
значительные, важные области и закономерности
действительного, т.е. она
является наукой, которая во всей смене явлений и выражений ищет постоянное и
связь.
Метафизика распадается на
учение о самом сущем (онтология),
сущности мира
(космология),
о человеке (философская антропология, экзистенциализм) и
о
существовании и сущности Бога (теология).
Различают спекулятивную метафизику,
которая стремится толковать и выводить общую действительность, исходя из высшего
всеобщего принципа, и
индуктивную метафизику, которая пытается набросать мировую
картину посредством общего обозрения результатов всех частных наук.
Предметом метафизики, в частности, служат:
бытие,
ничто,
свобода,
бессмертие,
Бог,
жизнь,
сила,
материя,
истина,
душа,
становление,
дух (мировой),
природа.
Познание этих
проблем определяет духовный облик человека и составляет тем самым, говоря
словами Канта, «неистребимую потребность» человека.
Благодаря христианству
возникла подготовленная античным платонизмом метафизика в смысле объективного
дуализма между посюсторонним и потусторонним - иными словами, между
имманентным
и трансцендентным, «чисто
чувственным существованием» и «истинным бытием», или
иначе, говоря словами Канта, между явлением и вещью в себе, - и метафизика в
смысле познавательного дуализма между «чисто чувственным»
восприятием,
отрицающим истинное познание бытия, и «чистым»
мышлением и познанием на основе
разума, с помощью которого ожидают или даже рассчитывают достичь этого познания
бытия.
На такой основе начиная со времен поздней античности (уже в период
неоплатонизма), в эпоху средневековья и в новое время возникает спекулятивная
метафизика, которая пыталась познать истинное бытие и даже Бога на основе
чистого разума.
Кант в своей «Критике чистого разума» (1781) поколебал этот вид
метафизики тем, что отрицал у любой неощущающей, чисто
спекулятивно-конструктивной мысли способность к какому-либо познанию
действительности.
В идеализме спекулятивная метафизика пережила большой подъем,
в особенности в произв. Фихте, Шеллинга, Гегеля и даже еще у Шопенгауэра.
Вместе
с тем добился признания поощряемый успехами естественных наук и техники
позитивизм, который расценивает метафизические проблемы как ложные, определяет
их как мнимые вопросы и требует отклонения метафизики за то, что она якобы
фальсифицирует действительность, когда спрашивает о
сущности и смысле вещей;
единственная задача человеческого духа - оценить действительность и овладеть ею.
Неокантианство также было враждебно метафизике.
Так, во второй пол. 19 в.
метафизика потеряла свое значение;
научной теорией, учением о принципах познания
и методах частных наук стала философия, свободная от метафизики.
Возвращение
назад к метафизике наблюдается с нач. 20 в.
Человеческая мысль устремлена к
простому, единому и целостному.
Действительность, на изучение которой направляют
свои усилия многие отдельные науки, - только одна, и к ней, к ее простому и
целостному, можно приблизиться лишь с помощью метафизического способа
рассмотрения.
Математика, физика, биология, а также др. частные науки пытались
вторгнуться в область метафизики для того, чтобы вновь обрести общую для всех
наук плоскость, в которой можно было бы сделать попытку набросать единую,
свободную от противоречий картину мира.
Возник целый ряд метафизик, опирающихся
на частные науки.
Для настоящего времени характерно пронизывающее все науки
стремление быть справедливыми к притязаниям метафизики, продумать все вопросы до
конца и воспринимать данное как целое (а не только в отдельных его аспектах).
В
самой метафизике отдавание себя со стороны познающего человека действительному
составляет предпосылку всякого исследования
истины.
Выполнить свою обширную
задачу метафизика пытается путем описания загадочных глубин бытия и его богатого
многообразия (при этом она добросовестно принимает во внимание результаты
исследований частных наук) и наряду с этим - также не исключительно - путем
построения и толкования связи всего сущего.
Метафизика, 1) филос. "наука" о сверхчувственных принципах бытия.
Термин "Метафизика" имеет искусств,
происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся
расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутр. содержат, связью, озаглавил "Meta ta
physika" ("после физики") его книгу о "первых родах сущего".
Сам Аристотель называл науку, изложенную в
этих книгах, то "первой философией", то "наукой о божестве", то просто "мудростью". В совр. зап. бурж.
философии термин "Метафизика" часто употребляется как синоним философии.
2) Противоположный диалектике
филос. метод, исходящий из количеств, понимания развития, отрицающий саморазвитие.
Оба указанных
смысла понятия Метафизика исторически преемственны: возникнув как осн. филос. "наука" о началах всего сущего,
Метафизика
на определённом этапе, на базе механистич. естествознания 17 в., была переосмыслена как общий
антидиалектич. метод.
Это переосмысление сочеталось с отрицат. отношением к метафизике как филос.
спекулятивной науке, к-рой был противопоставлен метод точных наук - механики и математики-в качестве
науч. образа мышления. В качестве метода мышления, противоположного диалектике.
Метафизика впервые была
истолкована в идеалистич. форме Г. Гегелем.
Метафизический - относящийся к метафизике, надэмпирический, стоящий над всяким
возможным опытом, трансцендентный;
по Канту («Критика чистого разума»),
рассмотрение метафизично, если оно «содержит то, что изображает
понятие, данное
априори».
- психология -
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
- физиология - |
|
|