|
Истина - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности
познающим субъектом;
бытие того сущего, которое называется «истинным»;
Согласно Хайдеггеру, истина (греч. aletheia, букв. - «нескрытность»)
является откровенностью бытия.
О значении истинности высказывания см. Логистика.
Истинный - соответствующий
действительному положению вещей, но имеются также и неоткрытые, неизвестные
истины.
«Множество цветов покрывало это дерево прошедшей весной» - здесь слово
«множество» является вполне указуемым числом, даже если его никто не знает;
поэтому предложение, которое т.о. выражает число, является для меня объективной
истиной, даже если этого числа никто не знает» (Бернард Больцано).
Против
старого, идущего еще от Аристотеля положения о том, что истинность суждения
заключается в его соответствии (лат. adae-quatio) фактическому положению вещей,
выдвигается возражение, что такая истина не может быть познана без
одновременного познания самого соответствия, но это знание было бы суждением, и
так до бесконечности.
Истинным является суждение, с очевидностью выражающее
какое-либо положение дел. Или, говоря иначе, суждение является истинным тогда,
когда противоположное ему суждение с очевидностью невозможно. Если мы считаем
суждение истинным, то представляем себе нечто очевидное и именно т.о., что
сравниваем его (качество и предмет) с суждением, которое названо истинным, и
представляем себе первое суждение согласующимся со вторым.
Предполагается
сравнительное отношение, но при этом, однако, предмет суждения не
отождествляется, как это считает теория отождествления, с суждением, а суждение
сравнивается с суждением.
Но высшим критерием истины было и остается объективное
бытие, «действительность» как целое; из этого следует, что каждая единичная
«истина» может претендовать только на относительную ценность, т.е. что она
несовершенна (ср. Заблуждение) и имеет значение только в данный момент, что она
не является всей истиной.
Но вероятно, что возможность познания истины в ходе
развития истории, начиная с весьма примитивной стадии, все время увеличивается,
углубляется, мышление все более и более отвечает бытию (однако всегда только как
субъективная параллель объективной), приближается к состоянию, где оно
соответствует бытию; см. Конвергентность.
(А - В) (Г - З) (И - Я)
|
|
|