с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ПОНЯТИЕ - ПОНЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЕ - ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ

 


Понятие - одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий.
Понятие - символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. В каждом понятии свернуто особое предметное действие, воспроизводящее предмет познания посредством использования определенных инструментальных средств.
Выделяют эмпирические и теоретические понятия.

По Зигварту, понятие есть «представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения».

От понятий логики подчас очень сильно отличаются понятия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, поскольку в последних вещи классифицируются преимущественно по типам, а не по общим признакам (прямоугольник, длина сторон которого составляет 1 и 150, относится не к типу прямоугольника, а к типу «лента» и поэтому обозначается понятием «лента»).
Так, в мышлении народа или отдельного человека понятия образуются не путем восприятия и объединения в понятии присущих группе предметов одинаковых признаков (см. Вид), а благодаря тому, что сначала воспринимаются и перерабатываются в понятия существенные свойства (см. Wesen) вещей (для многих городских детей всякое крупное четвероногое животное есть собака, «ав-ав») и что эти немногие, широкие, но нечеткие понятия лишь постепенно начинают подразделяться на многочисленные, узкие и резко разграниченные понятия, ибо в сфере данного познается прегнантное, точно так же как и все увеличивающееся количество ступеней, ведущих к прегнантности или от нее (см. Прегнантности правило).
Объем обычных понятий совпадает со сферой прегнантности. Так, напр., донаучному мышлению были неизвестны такие понятия, как квадрат, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, ромб, а было известно только понятие «четырехугольник», при этом имелся в виду прежде всего правильный четырехугольник, а именно квадрат. В это понятие «четырехугольник» входили все прямоугольники, которые относятся к сфере прегнантности четырехугольника, т.е. все те, которые по своей форме подобны квадрату. Как новую ступень (уменьшающейся) прегнантности можно считать «четырехугольник формата почтовой открытки», затем как следующую ступень - ромб.
Во всех случаях остается действительным все, что было сказано относительно границы прегнантности понятий.
Между ступенями прегнантности расположены фигуры, которые с меньшей правильностью, несовершенно или даже плохо воплощают понятие «четырехугольник», сущность которых недостаточно ясна и которые поэтому не могли быть определены донаучным мышлением как понятия.

В свете самого акта мышления при рассмотрении понятия следует различать следующие моменты:
содержание мышления (то, что относится к понятию) и
предмет понятия (независимый от мышления объект), затем
объем понятия (совокупность вещей, которые охватываются данным понятием) и
содержание понятия (совокупность объединенных в нем признаков одного или нескольких предметов).

Относительно познавательного значения понятия см. Сфера мышления.
Чем больше объем понятия, тем меньше его содержание.
Далее различают
абстрактные, или общие понятия (в математике имеются только такие; см. также Всеобщее) и
единичные, или индивидуальные понятия.

Мышление при помощи понятий, включая также понятия индивидуальные, содержательнее, чем (по своему происхождению более раннее) созерцание, т.к. оно позволяет глубже проникать в явление; без него не может обойтись познание, без понятия нельзя выйти за пределы опыта (см. Трансцендентальный); без понятийного мышления невозможна также метафизика.

Понятийный - относящийся к понятию, состоящий из понятий или существующий в понятиях.

Понятий формирование - научный метод определения понятий, включающий анализ понятия, его дефиницию и формулировку. Различаются три осн. типа формирования понятий:
математический, основанный на дедукции,
эмпирическо-натурфилософский, пользующийся индуктивными методами и
гуманитарный, в основе которого лежит индивидуально-аналитический подход.

В психологии процесс формирования понятий играет существенную роль в когнитивном развитии и был предметом исследования швейц. психолога Жана Пиаже.

Формирование понятий - сложный феномен, который включает две осн. фазы:
на первой человек замечает важные характеристики, а
на второй улавливает логическую связь характеристик.

Помимо простых классификаций, понятия также могут служить в качестве норм или моделей, которые отвечают за то, чтобы в восприятии объекты оставались самими собой, хотя кое-что в них и меняется. В подходе к процессу формирования понятий существуют значительные метафизические и эпистемологические различия, касающиеся природы и происхождения понятий, движения между интуитивной и рациональной мыслью и вопроса о «когнитивных универсалиях».

Стимульно-реактивная теория амер. психолога Б.Ф.Скиннера исключает звено мышления, доказывая, что научение происходит путем проб и ошибок.
В когнитивной теории Пиаже утверждается, что научение приводит к пониманию объединяющих моментов в отношениях и сущностных проявлениях.
Амер. психолингвист Наум Хомский считал, что когнитивные структуры человека являются врожденными.

Согласно сегодняшним представлениям, формирование понятий не является монополией человека. Проводилось большое исследование развития понятий у животных, особенно у приматов. Многие исследователи не исключают, что животные способны к абстрактному мышлению.
Кроме того, соотношение информационных процессов, происходящих в компьютере, и формирования понятий у человека стало важной частью изучения искусственного интеллекта.

Объем понятия - совокупность всех представлений (менее точно - всех предметов), охватываемых данным понятием, т.е.
тех, для которых это понятие является ближайшим родовым понятием.

Понятия рассудочные, Понятия форм - см. Категория.

Понятие о сохранении - феномен, зафиксированный в концепции развития интеллекта Ж.Пиаже.
Заключается в том, что у маленьких детей в ситуациях, где требуется количественная оценка величин, может наблюдаться конфликт между восприятием и логикой, что является следствием отсутствия обратимости умственных действий. Так, например, ребенок считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в другой, имеющий другую форму, в зависимости от этой формы количество воды или увеличивается, или уменьшается.

- психология -
 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

- физиология -

 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум