|
Абстракция (от лат. abstractio -
отвлечение) - 1) Процесс представления объекта посредством отвлечения от его
конкретной внутренней организации и конкретной реализации и пополнения этих
представлений новой неочевидной или ненаблюдаемой
информацией об
объекте.
2) В широком смысле - одна из основных операций
мышления, при которой мысль отвлекает нечто
от непосредственно данного воспринимаемого
представления и сохраняет для себя некую
часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления;
напр.: из представления о человеке в целом опускается несущественное для
определения основы его сущности.
3) Абстракция в узком смысле означает
когнитивный процесс мышления, в котором мы
отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее,
необходимое, существенное, чтобы достигнуть
научного
объективного
познания. Абстракция служит базой для
процессов обобщения и образования
понятий.
Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют
формальная и
содержательная
абстракции.
Абстракция является средством образования.
Результат абстракции - Модель,
получаемая в результате осуществления следующих действий.
а. Отвлечения информации о наиболее существенных наблюдаемых свойствах
объекта.
б. Добавления к ней информации о ненаблюдаемых, предполагаемых его
свойствах.
в. Определения характера взаимодействия указанных свойств.
г. Синтеза системы целостных представлений об объекте.
Целевая характеристика абстракции может
быть различной, но всегда связана с указанием на те или иные познавательные
задачи и с включением абстракции в более широкий контекст познавательной
деятельности. На различений целевых характеристик строится и классификация
типов абстракции:
изолирующая абстракция соответствует цели вычленения и чёткой
фиксаций исследуемого явления;
обобщающая абстракция - цели получения общей картины явления;
идеализация - цели замещения реальной, эмпирически данной ситуаций
идеализированной схемой (типа абсолютно твёрдого тела в механике) для
упрощения изучаемой ситуаций и более эффективного использования существующих
методов и средств исследования.
Реализация абстракции как метода, т.е.
процесс абстрагирования, включает 2 типа операций: выяснение возможности и
целесообразности замещения, перестройки предмета исследования и сам акт
замещения. Продуктом этого процесса являются соответствующим образом
преобразованные представления об объекте, модели, отобранный эмпирически
материал и т.д.
Обоснование абстракции осуществляется
как с точки зрения её правомерности (это достигается установлением
несущественности отд. сторон явления), так и с точки зрения её
целесообразности (к-рая определяется поставленной задачей). Выдвижение на
первый план одного из этих моментов приводит к разным формам обоснования
абстракции.
Напр., в 1-м т. Капитала Маркс исходит из предположения, что денежным
товаром является только золото, указывая, что он делает это ради упрощения
(см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 104); это - целевое
обоснование абстракции.
Построение идеальных объектов механики обычно обосновывается
онтологически, т.е.
ссылкой на несущественность тех или иных свойств.
Возможность разных способов обоснования абстракции приводит к разным её
пониманиям и определениям в логико-филос. лит-ре: абстракцию определяют то
как процесс мысленного отвлечения от несущественных сторон явлений, опираясь
на её процедурные и онтологические аспекты и отвлекаясь от целевых, то как
познание явлений со стороны их сущности, опираясь на целевые и
онтологические аспекты, но отвлекаясь от процедурных.
Наиболее простой формой абстракции можно
считать практическое замещение одного объекта другим. В этой форме
абстракция имеет место и у животных (в частности, на ней основано
формирование условных рефлексов). У человека такое практическое замещение
выражается и закрепляется в слове, в деятельности со знаками. В дальнейшем
формируются представления о существенных и несущественных сторонах явлений и
об отношениях зависимости.
Вместе с тем происходит осознание специфики знаковых образований, их
отношения к действительности, к целям и задачам человека. Такое осознание
вполне чётко видно уже у Аристотеля (см., напр.,
Метафизика).
Метод абстракции возникает на высоких
ступенях развития познания. Поэтому следует отличать процесс формирования
тех продуктов познавательной деятельности, к-рые теперь характеризуются как
абстракции, от процесса абстрагирования в его современной форме.
В первом случае абстрактность самих по себе продуктов познания вовсе не
является результатом особой целенаправленной процедуры абстрагирования,
она есть суммарный итог человеческой деятельности. В развитии науки в
прошлом модели типа материальной точки или идеального газа обычно
рассматривались как завершающий этап построения теоретической концепции,
связанный с её обоснованием и выявлением границ применимости.
В отличие от этого абстракция как специальная процедура выделяется и
кристаллизуется в познаний только на основе специальных теоретических
построениях. Опираясь на эту процедуру, современный исследователь часто с
самого начала ставит задачу упрощения изучаемого явления и построения его
абстрактной идеализированной модели; идеализация выступает здесь как
исходный пункт в построений теории.
Абстрактный принцип
логический принцип, лежащий в основе
определений через абстракцию: любое отношение типа равенства, определённое
на некотором исходном множестве элементов, разбивает (делит, классифицирует)
исходное множество на попарно непересекающиеся классы равных (в данном
отношении) элементов.
 |
"Восток"
Кандинский В.В 1913 г. |
Абстрактный
(от лат. abstractus отвлеченный) - в обычном словоупотреблении означает
чисто мысленное, поскольку таковое по отношению к непосредственно
переживаемому, наглядному, воспринимаемому, данному в чувствах, т.е.
конкретному, выступает как обесцвеченное, не наглядное, опосредованное,
данное в понятиях;
в отрицательном смысле понимается
также как нечто удаленное от жизни, как чуждый действительности
интеллектуализм.
В философском смысле абстрактным является:
1) реальный результат всякого мышления, результат абстрагирования;
2) все понятийное в противоположность всему непонятийному.
Абстрактное искусство, абстракционизм, беспредметное искусство,
нонфигуративное искусство, течение в искусстве принципиально отказавшееся от
каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и
графике.
Программа абстрактного искусства состоит в выражении неких "очищенных от
реальности" духовных сущностей, чисто
субъективных
эмоций и
подсознательных импульсов, является крайним
проявлением индивидуалистических
субъективистских тенденций,
идеалистических концепций "искусства для искусства".
Практика абстрактного искусства сводится к составлению с помощью отвлечённых
элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объём и т.д.)
неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо
предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора.
(А - В)
(Г - З) (И - Л)
(М - О) (П - С)
(Т - Я)
|
|
|