|
Содержание - 1) есть «что» в «как»
формы, есть то, что наполняет форму и из
чего она осуществляется.
Содержание понятия, в противоположность его объему,
есть совокупность его признаков;
2) всеобщая характеристика ценности, значения
какой-либо вещи, в частности в эстетике, употребляется как обозначение ценного и
значимого содержания эстетического предмета, в противоположность его форме;
3) в логистике принадлежность «свойства» (качества, отношения) к
«материальному образованию» (предмету, обладающему свойствами). Собственным,
истинным содержанием является, напр., принадлежность белого цвета снегу (бытие
белизны - снега), черный снег, напр. в случае, если на него кто-нибудь насыпал
сажу, - несобственное, ложное содержание, т.е., по сути дела, уже вообще не
содержание. В соответствии с логистикой истина и ложность являются
предикатами содержания, и только таковыми.
Содержание и Форма, филос. категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей
стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов,
связей, противоречий и тенденций, а форма есть внутренняя организация содержания.
Отношение содержания и формы
характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является
относительным.
Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную, динамичную сторону
целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.
Возникающее в ходе развития
несоответствие содержания и формы в конечном счёте разрешается "сбрасыванием" старой и возникновением новой
формы, адекватной развившемуся содержанию.
Категории содержания и формы появляются в древнегреческой философии: первую развитую концепцию формы создала др.-греч.
атомистика, в которой форма выражала одну из важнейших определённостей атомов и означала
пространственно организованную структуру тела.
В истории философии в качестве категории содержания
выступало понятие "материя", означающее вещественное первоначало - сохраняющийся субстрат (основу)
всех изменений.
У Платона понятие формы обозначало реальную определённость тела как
некоей целостности, обладающей самостоятельным, независимым от мира природных
вещей существованием. Решая проблему отношения мира форм (идей) к миру материальных вещей, Платон
исходил из того, что чувство вещи возникают из взаимодействия формы и "материи", причём форме
принадлежит определяющая, активная роль.
Наиболее развитую античную концепцию содержания и формы построил Аристотель, который утверждал, что форма есть
определённость самих материальных вещей, а телесная вещь есть единство формы и "материи", оформленная
"материя".
При этом, говоря о мире в целом, он допускал существование неоформленной "материи" и
нематериальной формы, обладающей независимым от "материи" существованием и восходящей к "форме
форм", т.е. к богу.
В новое время первый шаг в понимании "материи" и формы сделал Дж. Бруно;
его идеи развивали Ф. Бэкон, Р.Декарт, P. Бойль, T. Гоббс.
Если Декарт и его последователи свели всё
богатство природных тел к протяжённости и её свойствам, то Бэкон, исходя из многокачественности
"материи", выдвигал идею о её примате над формой и об их единстве.
И. Кант выдвинул тезис, согласно которому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования "материи",
понимаемой как чувственно данное многообразие.
Кант выдвинул на первый план новый аспект - вопрос о содержании и форме мышления.
Для более адекватного
выражения сущности отношения между "матерней" и формой Г. Гегель вводит категорию "содержание", которая включает форму и "материю" как снятые моменты: содержание объемлет собой как форму, так и
"материю".
По Гегелю, отношение между содержанием и формой есть взаимоотношение диалектических
противоположностей, т.е. их взаимопревращение.
К. Маркс и Ф. Энгельс углубили введённое Гегелем различение содержания и материального субстрата
вещи ("материи") - содержанием, согласно классикам марксизма, является не сам по себе субстрат, а его внутреннее состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие образующих субстрат
элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену; в этом смысле
само содержание выступает как процесс.
Диалектико-материалистич. понимание формы предполагает рассмотрение её как развивающейся и
становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, "...генетически вывести различные формы..." и
понять "...действительный процесс формообразования в его различных фазах" ("Теории прибавочной
стоимости", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом объективной
субординации содержания и формы.
Развивая марксистский анализ особенностей развития как борьбы содержания и формы, составными моментами которой
являются взаимопереход содержания и формы и "наполнение" старой формы новым содержанием, В. И. Ленин
сформулировал важное положение о том, что "...всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно
ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 84).
Разрешение
противоречий между содержанием и формой может протекать по-разному - от полного отбрасывания старой формы,
переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на
существенно изменившееся содержание.
Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое
содержание "...может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно
переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые..." (там же, т. 41, с. 89).
Применительно к мышлению проблема взаимоотношения содержания и формы рассматривается в диалектич.
материализме на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как
содержанием, так и формой.
Содержание мышления - это результат отражения в совокупной духовной
культуре человечества природных и социальных явлений.
В содержание мышления входят все
многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и
отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в
качестве форм мышления.
Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем
полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и
конкретных формах оно выражается.
Содержание и форма в искусстве категории, служащие обозначению основных сторон художественного произведения (и
искусства в целом), необходимых друг другу и находящихся в диалектич. взаимодействии как в процессе
творчества, так и в историко-художеств. процессе.
Основные критерий различения содержания и формы
в искусстве - духовный характер содержания и материальный характер формы.
Содержание охватывает те элементы произведения, в которых
выражается познание сущности жизненных явлений (тема) и их интеллектуально-эмоциониональная оценка,
отношение к ним художника (идея произв.).
В форме принято выделять два слоя - внешнюю и внутреннюю форму.
Внешняя форма непосредственно зависит от материала, которым оперирует вид искусства - словесного, звукового,
пластического, жесто-мимического и т.д., поэтому составляющие её элементы оказываются в каждом виде искусства разными (напр., аллитерация, рифма, строфа в поэзии, гармония и полифония в музыке, линия и цвет
в живописи, архитектоника и формирование пространства в архитектуре и т.д.).
Внутренняя форма теснее
связана с содержанием, представляя собой его непосредств. образную конкретизацию; её осн. элементы, напр, в эпосе
и драме - сюжет и характеры персонажей, в музыке - мелодич. образы-темы, в пейзажной живописи или
поэзии - "характеры" образов природы.
И содержание, и форма в искусстве имеют сложное внутреннее строение, которое определяет структуру целостного произв. (см.
Структура литературного произведения).
Структура эта иерархическая, т.к. значение разных её слоев
неодинаково.
Содержание, взятое в целом, является главной, определяющей стороной произведения, ибо оно для того и
создаётся, чтобы воплотить мысли и чувства художника о жизни и передать их людям, а
форма есть средство
решения данной задачи и поэтому зависит от содержания, им детерминируется.
Её первая функция поэтому -
коммуникативная, делающая форму "языком", призванным выразить содержание и "заразить" им, как говорил Л. Толстой,
людей.
Вместе с тем форма в искусстве имеет и относительно самостоятельную собственно-эстетическую ценность: она
являет собой мастерство художника, его искусное владение материалом. Восприятие художественных произведений есть
поэтому крайне сложный психологический процесс: оно включает в себя наслаждение эстетическими качествами
формы, её
понимание как особого языка, выражающего содержание, переживание самого
содержания и его интеллектуальное
осмысление, постижение и усвоение, наконец, момент сотворчества, поскольку воспринимающий должен с
известной степенью активности "достроить" в своём воображении форму произведения, обогащая тем самым и
его содержание (явление "приращения информации" в процессе художеств, восприятия).
Хотя и в искусстве, как во всех других сферах бытия и человеческой деятельности,
форма зависит от содержания и его
"обслуживает", здесь она, однако, необыкновенно активна и оказывает на
содержание решающее обратное
воздействие, поэтому "соответствие формы содержанию", их единство (гармония) обычно рассматривается
как критерий художественности (см. Художественный образ).
При этом необходимо отметить, что в искусстве
само содержание должно обладать художественной, поэтической ценностью, а форма - ценностью эстетической, иначе
недостижимо их органическое слияние.
В искусстве содержание и форма конкретного произведения настолько слитны, что происходит их взаимное отождествление -
отсюда невозможность переложить содержание художественного произведения в другую
форму, нехудожественную (в форме статьи,
чертежа) или даже художественную (в форму др. вида искусства).
В искусстве всякое изменение формы ведёт к изменению
содержания, а изменение содержания требует коренной переработки формы, тогда как
содержание научного сочинения, технич. проекта или
идеологич. трактата допускает различные перекодировки, без ущерба для выражаемой информации.
- психология -
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
- физиология - |
|
|