|
Память - способность сохранять восприятия и
представления после момента переживания; память означает также (образно
выражаясь) хранилище.
Для мыслящего существа после восприятия самым необходимым является
память. Ее значение столь велико, что там, где она отсутствует, все остальные
наши способности по большей части оказываются бесполезными; в своем мышлении,
умозаключениях и познаниях мы не могли бы выйти за пределы непосредственно
данных нам объектов без содействия памяти. В то время как воспоминание является
психическим актом, актом использования достояния памяти, сама память есть
скрытая сила, обладающая способностью известным образом мобилизовать это
достояние и сделать возможным его использование.
У различных животных, а также у отдельных людей сила памяти и ее
направленность различны. Согласно теории памяти, каждое переживание оставляет
памятный след - (энграмма)
в больших полушариях мозга, и память может действовать только в том случае, если
создается связь между этим следом и новым переживанием.
Основой памяти является образование временных нервных связей
(следов)… на нейрофизиологическом и биохимическом уровнях. … В первой —
лабильной— фазе удержание следа происходит благодаря
реверберации нервных импульсов. В ходе второй — стабильной —
фазы сохранение следа осуществляется за счет структурных изменений,
возникающих на основе первой фазы: согласно различным данным, такими изменениями
являются или рост протоплазматических нервных отростков, или изменения в
синаптических окончаниях, в свойствах
клеточных мембран или в составе рибонуклеиновых кислот клетки.
Процесс образования сохраняемого памятного
следа — энграммы — называется консолидацией. В формировании
энграммы принимают участие нейроны ретикулярной формации ствола мозга, черной
субстанции, гипокампа и миндалевидного комплекса, височных и лобных долей
больших полушарий. Точно не известно, в каком виде хранится энграмма. Однако
показано, что при обучении (запоминании новой информации) увеличивается число
синаптических контактов между нейронами, возрастает число рецепторов к различным
медиаторам на мембранах нейронов, усиливается синтез РНК, нейропептидов и белков.
По современным представлениям считается, что в мозге нельзя выделить
какую-либо отдельную структуру, в которой хранится энграмма. Видимо, памятный
след сохраняется клетками всего головного мозга. Сформировавшаяся энграмма
какого-либо события очень устойчива и может сохраняться в течение всей
человеческой жизни, но извлечение энграммы, то есть воспоминание об этом
событии, зачастую может быть сопряжено с большими трудностями.
Память — как одно из основных
свойств нервной системы, заключается в способности фиксировать (запоминать)
, долгое время сохранять информацию о внешнем и внутреннем (телесном и
психическом) мире человека, а также многократно извлекать эту информацию в
область сознания. Человек запоминает не только те раздражители, которые
действуют на него, но и те ощущения, эмоции, которые они вызывают. Только
благодаря памяти человек может приобретать, сохранять и использовать
индивидуальный опыт.
Памятный след изменяется с течением времени.
Во-первых, он отождествляется с массой остальных образов-следов,
теряет себя в них и становится неуловимым для нового переживания (начинающееся и
прогрессирующее забывание).
Во-вторых, он изменяется т.о., что вспомнившееся или благодаря
внешнему поводу воспроизведенное в памяти имеет более четкий образ, чем само
соответствующее переживание; в памяти, как и в восприятии и представлении,
господствует тенденция к четкости, прегнантности (см. Прегнантности правило),
и образ-след улучшается в направлении «хорошего» образа (см. Гештальт).
Последний имеет своим следствием то, что «то же самое, с точки
зрения образа не отличающееся образование, если с ним вторично сталкиваются
спустя довольно продолжительный промежуток времени, выглядит непосредственно во
много раз хуже, блекнет и т.д.
Улучшенный след старого восприятия является действенным в качестве
скрытого масштаба нового восприятия, и для этого нет необходимости вызвать образ
представления ранее виденного или же воспоминание о первой встрече» (Metzger,
Psychologie, 1941).
Память, до определенной степени условно, подразделяется на несколько
типов.
Кратковременная память имеет
продолжительность несколько секунд. Емкость ее невелика и удерживает только
5-7 предъявленных элементов. В основе этого вида памяти лежит
циркуляция нервных импульсов по нейронным сетям.
Долговременная память сохраняет
гигантский объем информации в течение всей жизни человека. Все, что
содержится в памяти
свыше 30 сек, преобразуется в систему долговременной памяти.
Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные
положительные или отрицательные эмоции (восторг, удовольствие, страх, ненависть
и т.п.).
Что касается нарушений памяти, то теории и методы исследования этих
нарушений в основном стали складываться по мере распространения медицинских
знаний с конца 19 в. Наибольший пионерский вклад в их изучение внесли Теодюль
Арман Рибо, франц. психолог, Сергей Сергеевич Корсаков, рус. психиатр, и Пьер
Жане, франц. невролог.
Их совместный вклад может быть суммирован следующим образом: утрата
памяти, хотя и связана с функционированием мозга, может иметь место и без
органического поражения (напр., у истериков) и не обязательно сопровождаться
слабоумием (утратой способности рассуждать). В действительности потеря памяти
может произойти вследствие эмоциональной тревожности, как это показал Зигмунд
Фрейд. Дефекты памяти - одни из наиболее часто наблюдаемых симптомов работы
поврежденного мозга, они могут быть временными (как после эпилептического
припадка) или постоянными (как после серьезной травмы головы).
Если у человека нарушена способность к сохранению новых впечатлений,
то он страдает антероградной амнезией; явно выраженная утрата прежних
воспоминаний называется ретроградной амнезией. Обе они могут, хотя и не
обязательно, проявляться одновременно. Даже при самых тяжелых амнезиях
непосредственная (кратковременная) память остается неповрежденной, давая
возможность предполагать, что новые впечатления первоначально запечатлеваются и
достаточно долго перерабатываются, прежде чем вызвать реакцию. Корсаковский
синдром, который, как теперь известно, вызывается, помимо алкоголизма, многими
физическими причинами, может в течение некоторого времени до появления
расстройства проявляться в виде ретроградной амнезии, однако основная присущая
ему психологическая характеристика - это антероградная утрата способности
воспринимать новое. Физическая травма, вызывающая потерю сознания, может
привести к тому, что, очнувшись, потерпевший на несколько дней потеряет
ориентацию. По выздоровлении он часто не в состоянии вспомнить что-либо об этом
периоде, и у него может также проявиться ретроградная амнезия на более ранние
события. Расстройство памяти включает также ретроспективное искажение -
целенаправленное приукрашивание сохранившегося в памяти; Deja vu - мистическое
ощущение того, что в прошлом человек уже испытывал то же самое, и Jamais vu -
неверное впечатление о том, что прежде он никогда с данным явлением не
сталкивался. См. Переживание de ja vu. Ранее существовавшие теории
памяти: метафизическая теория, анамнезиса, ведущая свое начало от Платона,
психологическая теория - со времени Аристотеля; с начала Нового времени -
ассоционистская теория, психологическая теория 19 в. В духе последней Эвальд
Геринг в своем произв. «Über das Gedächtnis» (1870) пытается представить память
как «всеобщую функцию организованной материи» и рассматривает также процессы
наследования как осуществление этой функции. Р. Семон развил дальше эти идеи в
своей теории мнемонии (см. Мнемония), более подробно разработанной Блейером в
его теории памяти. Об искусстве памяти см. Мнемотехника.
***
Академик Наталья Бехтерева, уверяет, что мозг помнит все - всю
нашу жизнь по секундам. Но выдает нам только то, что необходимо на данный
момент для решения тех или иных задач.
***
“Весь механизм памяти сосредоточен в височных долях серого
вещества головного мозга. Сначала увиденная информация по зрительному нерву
передается на внешнюю оболочку коры мозга, а затем - в ее внутреннюю область,
которая фактически представляет собой "архив" памяти. На это уходит 0,1 секунды.
За это время во внутренней области коры происходят электрохимические реакции,
которые как бы кодируют полученную информацию, переводят ее в символы, по
которым нейроны могут отыскать и выдать обратно нужные "картинки". Они это и
делают, когда человек вспоминает: отправляют искомую информацию на поверхность
серого вещества, но с гораздо меньшей скоростью - не выше 0,4 секунды. Возможно,
эта разница во времени уходит на то, чтобы среди обилия информации отыскать
именно ту, которая нужна”. (Валентинов А., humans.ru, 2002)
***
“Эксперименты показывают, что воспоминания о многих событиях,
которые человек не может вызвать у себя произвольно, возникают с большой
четкостью и с массой деталей при слабом электрическом раздражении некоторых
отделов лобной и височной долей коры больших полушарий.”
***
«Более 40 лет назад У. Пенфилд обнаружил любопытный феномен: при
воздействии электрического тока на отдельные точки средневисочной извилины
левого полушария во время нейрохирургических операций у некоторых больных
возникает как бы раздвоение сознания. Продолжая осознавать себя на
опрерационном столе больной, одновременно, заново переживал определенный
промежуток своей прошлой жизни. Причем, в отличие от обычных воспоминаний,
возникающие картины прошлого практически не отличались от первичного сенсорного
восприятия, т.е. больной как бы переносился в прошлое и заново, со всеми
подробностями переживал его. Фиксировались даже такие детали, на которые обычно
не обращают внимания. Как отмечал сам Пенфилд, эти
"вспышки пережитого" напоминали демонстрацию киноленты, на
которой запечатлено все, что человек некогда воспринимал. Причем
события в этом "фильме" всегда происходили в той же
последовательности, что и в жизни, без всяких остановок или перескоков в другие
временные периоды. Эти удивительные наблюдения, говорят, по-видимому, о том,
что мозг человека запечатлевает в неизменной форме всю зрительную, слуховую и
другую сенсорную информацию, которая поступает в него в течение жизни. Если
мозг полностью сохраняет впечатления, полученные в течение всей жизни, то он
должен обладать колоссальной информационной емкостью. (По оценкам Д. фон
Неймана, она должна быть равна
приблизительно 28×1019 бит. В таком случае на один
нейрон приходится порядка 30 миллиардов бит). Очевидно, что такую
информационную емкость "коннекторный" механизм, основанный на изменении
синаптической проводимости, обеспечить не сможет. Кроме того, "вспышки
пережитого", а также некоторые другие феномены (ретроградная амнезия,
хронологическая регрессия), указывают на
строгую временную упорядоченность зафиксированной в мозге
информации, что также весьма трудно согласовать с "коннекторной" гипотезой.
По-видимому, наряду с "коннекторным" механизмом,
существует другой, гораздо более емкий механизм запоминания,
основанный на каких-то иных физических принципах.»
(Иванов Е.М. Материя и субъективность. Саратов. Изд-во СГУ,1998. ИР,
1999.)
***
Известны также трансовые методы регрессий («пробуждение»
воспоминаний все более и более отдаленной давности): гипнотические, медитативные
(самогипноз), психоделические (наркотики), дыхательные (гипервентиляция). Эти
методы «оживляют» картины индивидуальной жизни, забытые или вытесненные в
подсознание, а также пренатальные и трансперсональные воспоминания.
***
Считается что создание каналов связи (“мостов” – Шри Ауробиндо)
между сознанием и бессознательным является одной из основных задач практик
медитации и осознанного сновидения. Именно в
интеграции памяти сознания и бессознательного, по-видимому, состоит проблема
индивидуации К. Юнга и суперзадача магов К. Кастанеда, прошедших
раздельное обучение в тонале и
нагуале (“вспомнить! ”).
Очень важным для понимания различных психических феноменов и
разработки двухполушарной модели головного мозга являются следующие
аспекты функционирования памяти: - адресация
энграмм при записи и считывании; - синхронизация записи и
считывания энграмм; - преобразование форматов комплексных
многомодальных восприятий (бессознательная память) в форматы осознанной
информации (глоссы, смыслы).
Память —
способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта и любой информации о
внешнем мире и внутреннем состоянии организма.
Первоначально понятие «память» возникло и использовалось
преимущественно по отношению к психической деятельности человека. С середины 20
в. представление о П. начинает применяться в физиологии, генетике, биохимии, а
через кибернетику также в технике, математике и социологии. В кибернетике П.
рассматривается как способность системы (технической, биологической, социальной
или математической) к накоплению, хранению и переработке информации. Социальная
П. определяется как система хранения, переработки и передачи социально значимой
информации, необходимой для развития и существования общественной жизни.
Основные компоненты социальной П. входят в индивидуальную память человека,
формируя его как личность.
В психологии и физиологии выделяют произвольную и
непроизвольную П.; по характеру проявления различают образную,
словесно-логическую, механическую, эмоциональную и условнорефлекторную П.; по
типу восприятия — зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную и
висцеральную П. Одной из основных характеристик П. является время, или
длительность, ее хранения. По времени хранения П. делят на кратковременную и
долговременную. В первом случае информация сохраняется в течение секунд или
минут, во втором — в течение дней, месяцев и лет. При детальном анализе
временных характеристик П. используют более дробное деление ее на сенсорную, или
ультракороткую (длительность хранения менее одной секунды), первичную (несколько
секунд), вторичную (от нескольких минут до нескольких лет) и третичную
(информация хранится всю жизнь). Сенсорную и первичную П. относят к
кратковременной, вторичную и третичную — к долговременной П. Существуют и другие
классификации П. (оперативная, лабильная, генетическая, иммунная, онто- и
филогенетическая и т.д.).
Деление П. по времени хранения информации указывает на
этапность накопления прошлого опыта. Переход П. из кратковременной в
долговременную осуществляется через преобразования и упорядочивание ее следов (энграмм),
в результате чего фиксация П. укрепляется, а вероятность забывания уменьшается.
Такой процесс называют консолидацией. Чаще всего закрепление П. происходит путем
повторных восприятий или воспроизведений (воспоминаний).
В памяти откладывается лишь незначительная часть тех
восприятий, которые поступают в ц.н.с. через органы чувств. Отбор информации и
частичное исчезновение ее из П. являются необходимым процессом для работы мозга.
Хотя информационная емкость мозга ограничена, ее трудно оценить с количественной
стороны. Условно информационная емкость коры головного мозга у человека равна
примерно 3×108 бит. Такая
информационная емкость достаточна, чтобы хранить около 1% общего потока
информации, постоянно проходящего через сознание человека.
Забывание начинается сразу же с момента восприятия
окружающей среды и, постепенно затухая, продолжается в течение всей жизни.
Основной отсев информации начинается при переходе из сенсорной в первичную П. В
сенсорной П. запечатлевается все, что воспринимается органами чувств.
Переход сенсорной информации в первичную П. может
осуществляться двумя путями. Первый путь, который характерен только для
человека, заключается в словесном выражении сенсорных сигналов и их дальнейшем
словесно-сенсорном закреплении в П. Этот путь более выражен у взрослых, чем у
детей. Второй путь преобразования сенсорной П. в первичную П. не имеет речевой
основы. Механизм этого преобразования пока не ясен. Он свойствен всем животным и
человеку, но для животных и детей раннего возраста является единственным путем
преобразования сенсорной П. в первичную.
Емкость первичной П. меньше, чем емкость сенсорной. Часть
информации первичной П. вытесняется (забывается) вновь поступающей информацией,
часть переходит во вторичную П. Этот процесс, по-видимому, осуществляется через
повторные восприятия одних и тех же воздействий. Принято считать, что
информация, не закодированная в виде слов, не задерживается в первичной П. и
прямо переходит во вторичную П. Только этот вид информации может быть извлечен
через значительный отрезок времени. Вторичная П. имеет большую емкость и
длительность хранения. В отличие от первичной вторичная П. организуется на
основе смыслового значения информации. Если при извлечении словесной информации
из первичной П. ошибки выявляются в виде смешения сходных звуков (например, «п»
и «б»), то из вторичной П. при ошибках извлекаются разные слова, но одного и
того же смысла. Информация из первичной П. извлекается с большой скоростью, из
вторичной П. — медленнее из-за необходимости перебора различных вариантов.
Третичная П. характеризуется прочной фиксацией прошлого опыта, извлекается с
высокой скоростью, сохраняется даже при серьезных заболеваниях и массивных
поражениях мозга, тогда когда другие виды П. исчезают.
Вторичная П. и третичная П. являются стабильными формами
хранения информации. Наиболее уязвимым звеном в потере П. (забывании) является
переход информации из первичной П. во вторичную. Различные нарушения в работе
мозга, связанные со старением (см. Старость,
старение), склерозом кровеносных
сосудов (см. Атеросклероз),
травматическими поражениями или сильными психогенными потрясениями, ведут к
неспособности образования прочной П. из-за нарушений механизмов передачи
информации из первичной П. во вторичную. При этом уже сформированные вторичная
П. и третичная П. сохраняются. В обиходе это состояние обозначают как утрату П.
на недавние события при сохраненной П. на отдаленные события. Такое нарушение П.
закономерно возникает при удалении гиппокампа и связанных с ним образований
лимбической системы (см. Головной мозг,
Лимбическая система). Очевидно, эти
структуры мозга нанимают ключевую позицию в перекодировании и передаче
информации из первичной Л. во вторичную.
Способы хранения информации в ц.н.с. еще во многом
остаются неизвестными. Принято считать, что при кратковременной П. доминируют
динамические биоэлектрические и биохимические процессы, которые реализуют
циклическое проведение возбуждения в нервных сетях мозга. Кратковременная П.
проявляется также формированием относительно стабильных электрических
потенциалов на мембранах нервных окончаний и тел клеток. В процессе запоминания
отмечаются увеличение числа синаптических контактов между нервными клетками,
изменение размеров и формы синаптических шишков (см.
Синапс).
В основе одной из концепций механизмов
долговременной П. лежат представления о пластичности синапсов, обеспечивающей
направленность проведения возбуждения и тем самым фиксацию информации в высших
отделах мозга.
Другая широко распространенная концепция связана с
представлениями о кодировании информации Л. в макромолекулах — белках и
нуклеиновых кислотах. Эта концепция базируется на чрезвычайно широкой
способности нервных клеток синтезировать разнообразные тканево-специфические
белки. Как бы ни фиксировалась долговременная П., постоянное восстановление ее
возможных носителей (нуклеиновых кислот, белков, других биохимических и
структурных компонентов, даже нервных сетей) требует направленной работы ядерной
ДНК клеток мозга.
Память является активным компонентом
адаптации. Несмотря на многообразные проявления П. в нервной
деятельности, генетическом аппарате, иммунной и других системах, имеются
основания рассматривать П. как общее и необходимое свойство жизни.
Нейропсихологические исследования П. в ряде случаев
являются одним из немногих путей выявления поражения структур головного мозга
(например, в случаях глубоких опухолей, нарушающих нормальную деятельность
головного мозга).
Расстройства памяти затрагивают все три ее
составные части: запоминание (запечатление), сохранение запоминания (ретенцию) и
воспроизведение прошлого опыта (воспоминание). Их расстройство приводит к
количественным нарушениям память. Сочетание количественных расстройств с ложными
воспоминаниями, смешением прошлого и настоящего, реального и воображаемого
называют качественными расстройствами памяти, или парамнезиями.
Среди количественных расстройств П. выделяют гипомнезию (дисмнезию),
гипермнезию и амнезии. Гипомнезия характеризуется снижением способности к
запоминанию и ухудшением воспроизведения. Вначале забываются недавно
приобретенные и менее закрепленные факты. Прежде всего затрагивается способность
воспроизведения в необходимый момент отвлеченных фактов — терминов, имен,
названий, дат, слов, чисел. Происходит ослабление способности к запечатлению
новых фактов, особенно тех, которые мало затрагивают интересы индивидуума. В
меньшей степени на начальных этапах гипомнезии страдает ретенция.
Профессиональные навыки нарушаются в меньшей степени, чем способность к прочному
запоминанию событий обыденной жизни. При более тяжелой степени гипомнезии из
памяти в той или иной степени выпадают отдельные периоды общественной, а позже и
личной жизни. Гипомнезия встречается при сосудистых и травматических поражениях
ц.н.с.
Гипермнезия — значительное или резкое обострение памяти.
Обычно сопровождается наплывом воспоминаний и образных представлений.
Воспоминания и образные представления чаще всего хаотичны, реже —
последовательны. Развитие гипермнезии часто сочетается с ментизмом (см.
Кандинского — Клерамбо синдром),
скачкой идей (см. Маниакальные синдромы),
бессвязностью мышления. К гипермнезии относят также усиление памяти,
проявляющееся поразительными способностями к счетным операциям, запоминанию
прочитанного, услышанной музыки и т.д.
Амнезия — это расстройства П. в виде утраты способности
сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Амнезии делят на
генерализованные и ограниченные, распространяющиеся лишь на определенный отрезок
времени. К генерализованным амнезиям относят амнезию фиксации (фиксационную
амнезию) — нарушение способности запоминания новых фактов при относительной
сохранности прошлых запасов П.; прогрессирующую амнезию — постепенное, со
временем полное и необратимое опустошение всех запасов знаний и приобретенного
опыта. При прогрессирующей амнезии забывание происходит от частного к более
общему, от того, что было приобретено индивидуумом в последнее время, к тому,
что было приобретено им раньше. Генерализованные амнезии наблюдаются при
атрофических процессах головного мозга.
Ограниченные амнезии определяются полным выпадением П. на
определенные периоды времени. Различают антероградную амнезию — запамятование
событий, происходящих непосредственно после психоза, сопровождавшегося
помрачением сознания или другими психическими расстройствами; ретроградную
амнезию — забывание событий, предшествующих помрачению сознания или другим
психическим расстройствам; антероретроградную амнезию — сочетание антероградной
и ретроградной амнезий; кататимную амнезию — психогенно обусловленные пробелы П.
на неприятные для индивидуума события; ретардированную амнезию — забывание
событий на период помрачения сознания или другого психического расстройства.
Отчетливые и (или) нарастающие по своей интенсивности
расстройства П. свидетельствуют об утяжелении психического заболевания и
являются прогностически неблагоприятным симптомом. Их регресс (например, при
травматических поражениях ц.н.с., алкогольных психозах) свидетельствует об
уменьшении интенсивности лежащего в основе болезни органического фактора.
Лечение расстройств П. направлено на основное заболевание.
- психология -
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
- физиология - |
|
|