с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

 


Психологическое тестирование - систематическое применение тестов для количественного измерения психофизических показателей способностей, а также для прогноза психологических проявлений.

Тест представляет собой способ получения отклика, по которому можно судить о поведении индивида в др. ситуациях. Тесты подразделяются на три основные категории.
Тесты способностей и тесты интеллекта (определение коэффициента интеллекта) применяются для определения будущих возможностей и успехов в обучении и рассуждениях.
Вторая категория - тесты достижений - оценивают достигнутый уровень академических или интеллектуальных возможностей. Школьные экзамены, количественно измеряющие знания ученика, также входят в эту группу.
Третьей осн. категорией являются тесты личности. Они часто используются в клинической психологии и психиатрии для диагностики психических нарушений.

Следует учитывать, что при психологическом тестировании психологические характеристики и интеллект не поддаются прямому измерению и их оценки должны выводиться из поведенческих проявлений.
Необходимость делать выводы является компонентом любого психологического тестирования.

Главным критерием ценности любого теста является его валидность, т.е. степень точности измерения того показателя, который исследуется с его помощью.
Эмпирическая, или предсказательная, валидность теста определяется с помощью сравнения его результатов с поведенческими показателями испытуемого в соответствующих ситуациях.
Наибольшие трудности представляет валидизация тестов личности. Любое предполагаемое личностное качество, лежащее в основе поведения индивида, называется конструктом. Если испытуемые, имеющие высокие и низкие показатели при тестировании данного конструкта, по-разному ведут себя в сходных ситуациях, то тест обладает конструктной валидностью.

Тесты также оцениваются по их надежности: тест считается надежным, если результаты, показанные испытуемым при повторениях тестирования, оказываются сходными.
Надежность может зависеть от исследователя, оценивающего выполнение теста, время проведения тестирования, несоответствие содержания теста исследуемой области.

Методики и категории тестирования различны.
Открытые тесты, предполагающие широкий диапазон возможных ответов, типичным примером которых является тест-эссе, дают испытуемому больше свободы.
К таковым относятся проективные тесты, где интерпретируются ответы испытуемых на неоднозначные стимулы.
Закрытый тест, предполагающий единственный набор правильных ответов, как и тест с выбором ответов из заранее определенных вариантов, считается полностью объективным.
Тесты, требующие короткого или однословного заполнения пропуска в предложении, сочетают элементы открытых и закрытых тестов.
Поведенческие тесты (напр., для определения координации движений в раннем детстве) требуют от испытуемого др. форм активности. Скорость и сила (способность достигать результата независимо от времени) представляют собой факторы, учитываемые при составлении тестов; в большинстве случаев требуется их сочетание.
Др. типы тестирования - метод шкалирования, при котором значения стимула расположены на линейной (прямой) шкале, где отражаются, напр., установки, оценки качества, предпочтения, уровни признаков или свойств;
метод наблюдения психолога за испытуемым в лишенных сценария драмах, называемых социодрамами, или психодрамами, что дает возможность судить о личностных характеристиках;
метод применения стандартизованных тестов, которые дают возможность сравнения реакции испытуемого с нормой.

Разнообразные тесты были разработаны для выделения и измерения различных качеств интеллекта.
Англ, психолог Чарлз Э. Спирмен предложил теорию единственного общего фактора интеллекта, лежащего в основе всех умственных действий.
Джой Пол Гилфорд, напротив, создал модель, включающую 120 различных факторов интеллекта.
Индивидуальные показатели по некоторым подобным тестам широко используются в целях профессиональной ориентации, отбора персонала и определения его профессиональной пригодности.

См. Тесты.
См. также Глубинная психология, Ассоциативный тест.

 (А - В) (Г - З) (И -Л) (М - Я)

 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум