с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ТЕОСОФИЯ

 


Теософия (от греч. theos - бог и sophia - мудрость, знание)
1) в широком смысле слова - мистическое богопознание.
В Ареопагигпиках синоним теологии.
Позднее теософия, в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы.
Нек-рые исследователи относили к теософии гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т.п. Более распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистич. учений 16-18 вв., стоящих вне прямой церковной христ. традиции, - Я. Бёме, Парацелъса, Л. К. СенМартена, Э. Сведенборга, Ф. Этингера и др.
Ф. В. Шеллинг употреблял термин "теософия" для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие "свободной теософии" у Вл. Соловьёва.

2) Религ.-мистич. учение рус. писательницы Е. П. Блаватской (1831-91; соч. "Тайная доктрина", 1888) и её последователей.
Сложилось под влиянием инд. религ.-филос. концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме -перевоплощении человеческой души и космич. эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и нек-рых элементов гностицизма.
Отбрасывая "историч. формы религии", теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религ. символов и создать на этой основе род "универсальной религии", не связанной к.-л. определённой догматикой.
Согласно теософии, конечная цель человека - достижение оккультного "знания" и сверхъестеств. способностей - осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции немногочисл. "посвящённых", или "мастеров", инспирирующих духовную эволюцию человека.

Теософское общество было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и амер. полковником Г. Олкоттом с целью "образовать ядро всемирного братства", "содействовать сравнит, изучению религии и философии", "исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека". Деятельность об-ва вскоре распространилась на мн. страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесён в Индию (с 1882 - в предместье Мадраса).
После смерти Олкотта (1907) президентом об-ва стала А. Безант, к-рая в 1912 объявила Кришнамурти новым "спасителем" человечества (позднее Кришнамурти отошёл от организаторской деятельности), после чего произошёл раскол теософского общества и из теософии выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером.
Как форма вневероисповедной мистики теософия свидетельствует о кризисе традиц. религий.

 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум